Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»
Автор: Шпакович Елена Леонидовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 10.04.2017
Статья просмотрена: 341 раз
Библиографическое описание:
Шпакович, Е. Л. Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие» / Е. Л. Шпакович. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 66-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12247/ (дата обращения: 16.12.2024).
Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды
Л. С. Выготский
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [5, с. 23]
Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды, как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия — Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л. А. Венгер, Ф. А. Сохин, Н. Н. Поддьяков, О. М. Дьяченко, Г. Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А. П. Усовой, Н. В. Ветлугиной, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, Л. Л. Стрелковой. [4, с. 98]
Исследования показывают, что развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение, специальным образом организованная среда, способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе... [7, с. 10]
На основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, Программы, которая реализуется в дошкольном учреждении, ФГОС и др., каждый воспитатель создает детям условия пребывания в группе. [8, с. 14]
Согласно закону «Об образовании» статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» п.4 развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
Статья 64 Дошкольное образование, п. 1 Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей [9, с. 30]
Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно — пространственной среды. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Именно грамотно организованная предметно — пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи [8, с. 27]
Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Иными словами — создать педагогические условия для формирования ключевых компетентностей. Ведь предметное и игровое окружение, воздействует, на детей побуждая их к действию, выполняя по отношению к ним информационную функцию каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта [3, с. 8]
Среда, в нашем дошкольном учреждении детского сада «Маячок» куда попадает ребенок с ОНР не только, коррекционно-развивающая, но доброжелательная в которой воспитанники ощущают себя субъектами деятельности, в этой среде «особый» ребенок принят «на равных», его «особость» не подчеркивается и не акцентируется, он проживает каждый возрастной этап в соответствии со своим индивидуальным темпом развития. Поэтому деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи (ОНР), направлена на создание рациональной среды, которая обеспечивает условия для социализации воспитанников и формирование субъектной позиции ребенка.
(Все оборудование создано своими руками).
Центр развития речи или речевая газета «Буквоград» (рис. 1.)носит, многофункциональный полисенсорный характер, разнообразен материалом, соответствует возрасту, доступен, эстетически оформлен и имеет ведущую игрушку уголка, отвечает индивидуальным и возрастным особенностям.
Данное оборудование соответствует принципу интеграции образовательных областей, это означает, что всестороннее развитие ребенка организуется через несколько предметно — развивающих «сред»: речевого, математического, эстетического, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.
Рис. 1. Закрепление пройденного материала
«Бюро находок» – речевое панно.
Речевое панно (рис 2.) имеет размер 60Х120.Она проста в изготовлении, легко храниться и трансформируется. Используется в работе с детьми от 3 до 7 лет. Съемная панель изготовлена из ткани. На панели имеется деталь (сюжет — домика), который легко моделируется. На самой панели имеются пуговицы, карманы, липучки, шнурки для размещения необходимого дидактического материала. Двухсторонняя панель «Бюро находок» отлично разрабатывает у детей осязательные навыки, помогает развить интерактивную деятельность, а также предназначена для речевой стимуляции. По заданию логопеда ребенок ищет предмет с определенным звуком
Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в коррекции не только речевых функций, но и коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, одной из причин этих нарушений является недоразвитие сенсорных процессов.
Рис. 2. Профилактика нарушений мелкой моторики
Сенсорное панно.
Сенсорное панно (Рис.3) представляет собой деревянную плату из фанеры с деревянной рамкой размером 70Х90 см, имеет настенный крепеж.
Это игровое поле, которое сочетает в себе множество тактильных предметов различных цветов, форм и размеров, изготовленных из дерева, ткани, металла, пластика. Панель развивает осязательные навыки, идеальна для людей с ослабленным зрением, перебирая пальцами по различным текстурам и предметам на поверхности, ребенок открывает для себя мир новых ощущений.
Рис. 3. Отработка звуков
Домик познания.
Это композиция имеет ряд предметов различной формы цвета, величины (рис 4), оснащена кавролином и зеркалом, где ребенок может свободно самостоятельно закрепить речевой материал, который используются в разных познавательных областях.
Рис. 4. Отработка артикуляционной гимнастики
Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении [6, с. 24]
Таким образом, сенсорное — речевое оборудование в работе с детьми с ОНР предполагает развитие широкий круг детских интересов и форм деятельности, в сюжетных играх, подгрупповых заданиях, индивидуальных, и умение работать в парах.
Предметно — развивающая среда сада представляется, как поле социальной и культурной деятельности, сфера передачи и закрепления социального опыта, развития личности ребенка с ОНР.
Литература:
- Блинова Л. Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. [Текст] /Л. Ф. Блинова Казань, 2007. – 15 с.
- Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. пособие / Н. А. Виноградова.- М.: Айрис-пресс, 2008. – 192 с.
- Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова // Детство-Пресс. — 2010. — С. 5–12.
- Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: Линка-Пресс, 2007. – 208 с.
- Кудрявцев В. Т., Карабанова О. А., Марцинковская Т. Д., Алиева Э. Ф., Волосовец Т. В., О. Р. Радионова, Славин С. С., Мамедова Ж. С. Концепция развития дошкольного образования в России (2013–2020): методология, теория, технология. — М.: Федеральный институт развития образования, 2013. — 144 с. (Федеральный государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование»).
- Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2010. — С. 128.
- Петровская В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровская // Москва. — 2010. – 125 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271 // Официальные документы в образовании. – 2010. — № 9.