В статье рассмотрено взаимодействие педагогов в ДОУ в рамках инклюзивного образования.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование
С введением федерального образовательного стандарта впервые в истории России дошкольное образование стало первым уровнем образования. Но стандарт дошкольного образования — это скорее условия развития ребенка, но не обучения. Главная идея ФГОС заключатся в создании условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В современном детском саду группы не однородны, в нее могут входить и дети с ОВЗ.
Ребенок с ОВЗ — это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым ПМПК и препятствующие получению образования без специально созданных условий.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Ограниченные возможности здоровья различны:
− нарушения опорно-двигательного аппарата;
− нарушения слуха (глухие, слабо слышащие);
− нарушения зрения (слепые, слабовидящие);
− тяжёлые нарушения речи;
− задержка психического развития;
− умственная отсталость;
− расстройства аутистического спектра.
Основная цель сопровождения детей с ОВЗ — определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы осуществляется всеми специалистами МДОУ: воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФК.
Воспитатель ежедневно взаимодействует с детьми. От педагога требуются отдельная компетентность: знания об особенностях детей с ОВЗ, создание необходимых условия в группе для детей с ОВЗ, индивидуальный подход. Так же необходимо правильно ввести ребенка в коллектив детей. Для этого проводятся: утренний круг «Мы все разные», контактные игры «Дай ручку», «Коготки-царапки» и др., игры на формирование групповой сплоченности «Давай знакомиться», «Гусеница», игры на снятие мышечного напряжения «Кленовые листочки», «Догонялки» (приложение)
Музыкальный руководитель помогает детям с ОВЗ войти в мир музыки, формирует коммуникативные навыки посредством видов музыкальной деятельности, создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу.
Для этого использует следующие активные формы:
− психогимнастику (игры на развитие внимания, памяти, преодоления двигательного автоматизма, подвижные игры, игры на выражение различных эмоций);
− логоритмические задания;
− музыкально-дидактические игры.
Звуковой сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию, что позволяет наиболее эффективно развивать слуховое восприятие, внимание, двигательную реакцию. С помощью музыки успокаивается нервная система, регулируются лишние, неправильные движения. Музыкальный руководитель проводит индивидуальную или подгрупповую работу (в зависимости от тяжести ОВЗ) один раз в неделю.
Инструктор по ФК так же проводит индивидуальную или подгрупповую работу (в зависимости от тяжести ОВЗ) один раз в неделю на развитие основных видов движений и мелкой моторики. Занятия проводятся в игровой форме, на которых развиваются и корректируются двигательные навыки.
Учитель-логопед проводит коррекционную индивидуальную речевую работу, адаптируя программы для детей с общим недоразвитием речи Н. В. Нищеевой, Т. В. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Работа педагога-психолога наиболее объемна.
Иногда малыши с ОВЗ приходят в детский сад уже по направлению ПМПК. Родители таких детей уже воспринимают своего ребенка как особенного, помогают специалистам, выполняют рекомендации. Но есть дети, уже посещающие детский сад, родители которых не принимают и боятся особенностей ребенка, отказываясь от рекомендаций специалистов. Они считают, что ребенок — такой же, как и все, а его особенности «перерастут» с возрастом. В таком случае и воспитатель, и психолог в индивидуальных беседах подводят родителя к пониманию и принятию проблемы [1].
В дополнение к стандартным методам и приемам, которые использует психолог в работе с детьми с ОВЗ, хорошие результаты показывает работа на песочных столах с голубым дном. Песочная терапия для детей — это игровой способ преодолеть эмоциональное напряжение, рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них. Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.
Включение ребенка с ОВЗ в дошкольное учреждение — одна из проблем современного детского сада, т. к. процесс взаимоадаптации достаточно сложен для особенного малыша, его родителей и педагогов. Если специалисты ДОУ смогут построить педагогический процесс так, что дети с нарушениями в развитии, смогут социализироваться, научиться общаться с другими детьми, развить интеллектуальный и личностный потенциал, то это позволит раздвинуть границы окружающего мира всех, кто окружает ребенка с ОВЗ: и детей, и взрослых [2].
Литература:
- Булатова О. В. К вопросу о готовности системы общего образования к инклюзивному обучению / О. В. Булатова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. — Новосибирск, 2013.
- Лялина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Волгоград, 2001.