Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 01.07.2020

Статья просмотрена: 2945 раз

Библиографическое описание:

Темиршина, Г. Р. Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / Г. Р. Темиршина, А. З. Минахметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72237/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: инклюзивное образование, учащиеся, дети с ОВЗ, школа.

Одной из важных социально-экономических и демографических проблем нынешнего российского поколения считается включение детей с ОВЗ и инвалидностью в социум. Развитие, а так же формирование социальных возможностей детей с ОВЗ, их активное участие в жизни социума могли бы способствовать последующему развитию страны и стабильному функционированию.

На сегодняшний день учреждения образования могут стать той образовательной средой, где дети с ОВЗ имеют возможность и средства для самовыражения, а, следовательно, приобретения социального опыта. Многие исследователи отмечают, что возможности образования не только по обучению детей с ОВЗ, но и по их социальной интеграции и адаптации достаточно велики.

Проблемы, которые ждут детей с ограниченными возможностями за школьной скамьей — обширны, они не редко испытывают трудности в социальных контактах и адаптации. Причинами этих проблем могут быть разные источники: родители, педагоги, сверстники.

Дети с ограниченными возможностями — это дети с различными психическими или физическими нарушениями общего развития, которые не позволяют им вести нормальную жизнь. С точки зрения современного общества наличие того или иного недостатка не считается поводом для неправильного развития.

Нарушения у данных детей вызваны проблемами при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные, сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрата [1].

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами адекватного их возможностям и потребностям образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Согласно основной классификации дети с ограниченными возможностями здоровья подразделяются на следующие категории:

1) дети с нарушениями слуха;

2) дети с нарушениями зрения;

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети со смешанными специфическими расстройствами психомоторного развития (ранее — ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с сочетанными, множественными нарушениями (сочетание 2-х, 3-х и более нарушений) [4].

В настоящее время одним из главных направлений деятельности образовательных и социальных организаций являются проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонением в развитии. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в отсутствии понимания со стороны взрослого сообщества. Несмотря на наличие специфических особенностей, у детей с ОВЗ есть возможность личностного развития. Целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

В исследовании было 2 выборки: дети без ОВЗ (21 человек) и дети с ОВЗ (16 человек) (по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату, ЗПР), учащиеся 9–11 классов.

В качестве эмпирических методов исследования были использованы следующие методы и методики: многофакторный личностный опросник FPI [2], анкета для выявления уровня развития коммуникативных навыков учащихся [3].

В ходе анализа результатов анкеты для выявления уровня коммуникативных навыков учащихся можно сделать следующие выводы:

На вопросы определения степени ответственности за качество выполнения общего задания (вопросы № 8, 11, 13, 14) 73 % опрошенных детей с ограниченными возможностями здоровья (11 человек) ответили «является всегда» или «является часто», а среди остальных детей этот показатель ниже (18 человек, 56 %).

На вопросы определения взаимодействия участников группы (вопросы № 3, 4, 5, 15, 16) положительно ответили 60 % опрошенных детей с ограниченными возможностями здоровья (9 человек), а у обычных детей 19 человек (59 %).

Испытывают психологический комфорт (вопрос № 1а, 1б, 6) 66 % детей с ограниченными возможностями здоровья (10 человек), среди обычных детей 78 % (25 человек) отметили позитивное самочувствие.

Включенность в совместную работу группы (вопрос № 2, 9, 10, 12) среди учащихся составило 62 % (20 человек), а среди детей с ограниченными возможностями здоровья 53 % (8 человек).

Таким образом, мы можем отметить, что дети с ОВЗ имеют высокую степень ответственности, чуть выше, чем у обычных детей. Чувствуют комфорт и включенность в совместную деятельность чуть больше половины детей с ОВЗ, в отличии от обычных детей, у которых показатели выше.

По результатам тестирования по опроснику FPI можно выявить следующие отличия психического состояния и свойств детей.

Первое отличие по шкале невротичность обычные дети набрали 6 баллов (средний уровень), а дети с ОВЗ набрали 7 баллов (высокий уровень). Это означает что обычные дети спокойные, непринужденные, активные. А детям с ОВЗ с высокими оценками по шкале «невротичность» характерна высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью.

Второе отличие по шкале общительность обычные дети набрали 8 баллов, а дети с ОВЗ 7 баллов и то, и другое относится к высокому уровню. Что же характерно для этого уровня? Высокие оценки позволяют говорить, что такие лица общительны, имеют много близких друзей. Прекрасно себя чувствуют на людях, ищут общества, с удовольствием принимают участие в групповых мероприятиях, любят отдыхать и работать в коллективе.

Следующее отличие по шкале уравновешенность. Дети с ОВЗ набрали 6 баллов (средний уровень), обычные дети 8 (высокий уровень) баллов. Это свидетельствует о том, что высокие оценки по показателю «уравновешенность» (обычные дети) показывает об отсутствии внутренней напряженности, готовности следовать нормам и требованиям, свободе от конфликтов, удовлетворенности собой и своими успехами. Низкие оценки по показателю «уравновешенность» (дети с ОВЗ) указывают на состояние дезадаптации, тревожности.

По шкале застенчивость баллы тоже отличаются. Обычные дети набрали 5 баллов (средний уровень), дети с ОВЗ- 7 баллов (высокий уровень). Высокий уровень выражает присутствие неуверенности, скованности, тревожности, результатом чего являются трудности в социальных контактах. Такие люди от любых перемен ждут только неприятностей, избегают рискованных ситуаций, всего боятся, неожиданные события встречают с беспокойством. При решении необходимых вопросов или чрезмерно колеблются, или подолгу оттягивают и не приступают к его выполнению. Избегают больших компаний, предпочитают узкий круг старых, проверенных друзей. Лица, набравшие средние оценки по фактору «застенчивость», решения принимают быстро и немедленно. Они смелы, решительны, не теряются при столкновении с незнакомыми вещами и обстоятельствами, предпринимают шаги к их осуществлению. В коллективе держатся свободно. Средний же уровень (обычные дети) относится к людям, которые в целом уверенны в себе и обладают хорошо развитыми навыками поведения в обществе, довольно общительны.

По шкале открытость разница между группами 2 балла. Обычные дети набрали 8 баллов дети с ОВЗ — 10 баллов. Эта шкала позволяет характеризовать уровень самокритичности и отношение к социальному окружению, оценить достоверность результатов и в определенной мере корректировать заключение. Если испытуемый набирает по данной шкале от 8 до 10 баллов, то этот результат подтверждает о его адекватной реакции, готовности отвечать с минимальными субъективными искажениями.

По шкале экстраверсия — интроверсия обычные дети набрали 9 баллов дети с ОВЗ — 6 баллов.

Обычные дети с высоким уровнем по этой шкале — стремятся к лидерству, общественному признанию, не испытывают затруднений в общении. Они придают большое значение социальному успеху.

Дети с ОВЗ набравшие средние оценки легко теряют душевное равновесие, нервничают, они с уважением относятся к правам других. Признают право каждого на собственную точку зрения.

По шкале маскулинность — фемининность у обычных детей 8 баллов, детей с ОВЗ 7 баллов. Разница между группами не большая обе группы относятся к высокому уровню. Интересы таких людей практичны. Они стараются избегать сложных, запутанных ситуаций.

По остальным шкалам баллы совпадают.

Шкала спонтанная агрессивность. Дети с ОВЗ набрали средние оценки, как и обычные дети, что свидетельствуют о повышенной идентификации с социальными требованиями, уступчивости, сдержанности, осторожности поведения. Перемен не любят, к новому относятся осторожно, с предубеждением. Так же и дети без ОВЗ набрали средние оценки в данной шкале.

Дети с ОВЗ показали низкие оценки по шкале депрессивность , они отражают естественную жизнерадостность, энергичность и предприимчивость. Анкетируемые этой группы отличаются уверенностью в своих силах, богатством, гибкостью и многосторонностью психики, непринужденностью в межличностных отношениях, успешностью в выполнении различных видов деятельности, требующих активности, энтузиазма и решительности. Но нехватка контроля над своими импульсами и отсутствие скованности могут привести к невыполнению обещаний, беспечности, непоследовательности, что приводит к обидам и потере доверия со стороны друзей.

Шкала раздражительность. Дети с ОВЗ, как и обычные дети набрали 6 баллов (средний уровень). Им характерны такие черты, как добросовестность, чувство ответственности, стойкость моральных принципов. В своем поведении они строго соблюдают этические стандарты, руководствуются чувством долга, всегда стремятся к выполнению социальных требований.

Шкала реактивная агрессивность. Группы набрали 5 баллов. Средний уровень оценок свидетельствуют о повышенной идентификации с социальными нормами, зависимости, скромности, уступчивости, узости круга интересов. Дети с низкими баллами робки, скованны, малоактивны.

Шкала эмоциональная лабильность. По 6 баллов у каждой группы. Средние оценки могут характеризовать хорошее умение владеть собой. Им свойственны такие качества как отсутствие внутренней напряженности, свобода от конфликтов, удовлетворенность собой и своими успехами, а также готовность следовать нормам и требованиям.

Аким образом, дети с ОВЗ и инвалидностью испытывают ряд проблем: высокую тревожность, возбудимость с быстрой истощаемостью исходя из результатов методики FPI по шкале невротичность; дезадаптация — подтверждается результатами подученными по шкале уравновешенность; неуверенность, скованность, трудности в социальных контактах, избегают рискованных ситуаций, испытывают детям сложно принимать самостоятельные решения без помощи других, легко теряют душевное состояние по шкале экстраверсия-интроверсия.

Литература:

  1. Гончаренко М. С. Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы// Инклюзивное образование: методология, практика, технологии [Электронный документ]/М. С. Гончаренко, 2018, — 23 с. (http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44154.shtml)
  2. Опросник FPI/. — Текст: электронный // Справочник психолога.: [сайт]. — URL: http://psyvsem.ru/testy/oprosnik-fpi.html (дата обращения: 27.06.2020).
  3. Анкета для выявления уровня развития коммуникативных навыков учащихся. — Текст: электронный // Ваш психолог: [сайт]. — URL: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/114-questionnaire/1114-anketa-dlya-analiza-urovnya-razvitiya-kommunikativnyx-navykov-uchashhixsya (дата обращения: 27.06.2020).
  4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/Министерство образования и науки РФ.2014.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, балл, высокий уровень, шкала, FPI, оценка, внутренняя напряженность, высокая тревожность, опорно-двигательный аппарат.


Похожие статьи

Содействие взрослых и детей с ОВЗ в современном детском саду

В статье рассмотрено взаимодействие педагогов в ДОУ в рамках инклюзивного образования.

Изучение отношения студентов педагогического вуза к детям с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассмотрена проблема инклюзивного образования детей с ОВЗ. Выявлено отношение студентов, будущих педагогов начальных классов к лицам с ОВЗ.

Особенности реализации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в общеобразовательных школах

Статья посвящена анализу проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Описаны особенности и трудности инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Особенности профессионального самоопределения обучающихся 9–11-х классов

Организационно-психологические условия интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ

В статье авторы рассказывают о преимуществах, значении и проблемах инклюзивного образования в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку в поликультурных классах

Похожие статьи

Содействие взрослых и детей с ОВЗ в современном детском саду

В статье рассмотрено взаимодействие педагогов в ДОУ в рамках инклюзивного образования.

Изучение отношения студентов педагогического вуза к детям с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассмотрена проблема инклюзивного образования детей с ОВЗ. Выявлено отношение студентов, будущих педагогов начальных классов к лицам с ОВЗ.

Особенности реализации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в общеобразовательных школах

Статья посвящена анализу проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Описаны особенности и трудности инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Особенности профессионального самоопределения обучающихся 9–11-х классов

Организационно-психологические условия интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ

В статье авторы рассказывают о преимуществах, значении и проблемах инклюзивного образования в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку в поликультурных классах

Задать вопрос