Встатье рассматривается процесс реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ, а также представлен анализ понятий: инклюзивное образование, творчество и техническое творчество, описаны результаты исследования, проведенного среди учащихся 8 класса.
Ключевые слова:инклюзивное образование, творчество, техническое творчество, дети с ОВЗ, общеобразовательная организация.
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Независимо от физических и умственных способностей предоставить возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования может инклюзивное образование.
Инклюзивное образование — это процесс развития общего образования, который обеспечивает доступ к обучению для всех, в то числе и для учащихся с ограниченными возможностями.
Это направление является самым активно развивающимся в учебно-воспитательной практике и позволяет детям с ОВЗ получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться к социуму.
Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Принципами инклюзивного обучения являются: ценность личности, право на общение, разнообразие обучения, контекст реальных взаимоотношений и другие.
Задача участников учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе — создать благоприятную атмосферу для развития детей-инвалидов, основанную на толерантности и ответственности.
Для гармоничного развития личности дети с ОВЗ должны быть вовлечены во многие виды школьной деятельности, с учетом их возможностей и поддержкой одноклассников и педагогического коллектива.
Несмотря на флагманский характер инклюзивного образования, существует ряд трудностей в осуществлении на практике данного направления в образовании. Речь идет о квалификации педагогических кадров, условий для доступа в большинстве общеобразовательных учреждениях, специфика методик, обеспечение оборудованием, мониторинге численности детей, нуждающихся в обучении.
Решение этих проблем является приоритетным видом деятельности государства.
Инклюзивное образование — это шанс для создания толерантного, открытого и личностно-ориентированного общества, с равными условиями развития для всех его членов независимо от способностей и возможностей.
Во все времена в обучении и воспитании подрастающего поколения важное место занимало техническое творчество. Каждый ребенок проявлял интерес к созданию чего-то нового своими руками. В советское время каждый школьник мнил себя изобретателем или исследователем. Наиболее ярко этот вид деятельности показан в фильме Вячеслава Никифорова «Тихие троечники» 1980 года. В то время особое уважение в обществе имели инженеры, изобретатели, строители, ученые, исследовавшие подземные реки, глубины океана и просторы вселенной. И все советские школьники стремились им подражать. Порой, у обучающихся на основе таких увлечений возникала профессионально ориентированная установка на выбор будущей профессии.
Творчество в общем смысле определяется как деятельность, в которой человек выражает свое личностное видение мира, и, результатом которой становится создание новых материальных и духовных ценностей [3].
Техническое творчество в свою очередь является видом деятельности, результаты которой обладают признаками полезности и субъективной новизны. Данная деятельность направлена на исследование некой проблемы, постановки задачи и самостоятельного поиска ее решения учащимися. В некоторых случаях учащийся находит принципиально новые способы решения поставленных задач. И в этом случае, ребенка не ограничивают предписанными программой способами решения, ему дают волю самовыражения.
Техническое творчество способствует развитию логического и технического мышления, развивает коммуникативные навыки ребенка в процессе работы в команде, формирует умения изложения собственных мыслей в логически правильной последовательности, развивает любознательность и интерес к черчению, проектированию, изготовлению электронных или механических изделий.
Практически каждая программа технического творчества составлена по принципу «от простого к сложному». Этот принцип входит в основу любого личностного развития. В процессе решения трудных, но посильных задач, ребенок убеждается в том, что он способен решить поставленную задачу, приложив определенные усилия. Затем, с каждым следующим разом, задачи будут немного усложняться. Это позволит развить у ребенка желание подниматься все выше и выше и решать все более сложные задачи, познавая границы своего ближайшего развития и преодолевая их.
Выполняя работу в кружке технического творчества, учащиеся приобретают навыки безопасного обращения с различного рода инструментами, знания о грамотной обработке дерева, металлов, резины, приобретают умения чтения чертежей, выведения основных формул для расчета, обучаются моделированию, черчению и воспроизведению по схеме конструкций и многое другое [2].
В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения образования для детей с нарушениями в развитии.
Инклюзивное образование понимается как создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников [1].
Для детей с ОВЗ развитие технического творчества, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия.
В данной статье хотелось бы представить данные по результатам индивидуально-группового обследования особенностей психического развития учащихся, имеющих рекомендации обучаться по адаптированной образовательной программе.
В сентябре 2019 года было проведено психологическое обследование учащихся 8 класса по следующим методикам:
- Тест «Обобщение понятий» (в интерпретации Л. Ю. Субботиной) [4].
- Диагностика определения интенсивности познавательной потребности (по В. С. Юркевич)
- Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Лускановой Н. Г.)
- Методика «Выделение существенных признаков»
- Графический диктант (уровень организации в пространстве)
- Корректурная проба (определение уровня внимания)
В обследовании приняло участие 10 учащихся.
По полученным результатам:
Таблица 1
Уровень мышления (синтез) |
Высокий уровень 0% (0 человек) |
Средний уровень 80% (8 человек) |
Низкий уровень 20% (2 человека) |
Интенсивность познавательной потребность |
Сильно выражен 40 % (4 человека) |
Умеренно выражена 60 % (6 человек) |
Слабо выражена 0 % (0 человек) |
Уровень школьной мотивации |
Высокий уровень 50 % (5 человек) |
Средний уровень 20 % (2 человек) |
Низкий уровень 30 % (3 человек) |
Уровень мышления (анализ) |
Высокий уровень 30 % (3 человек) |
Средний уровень 40 % (4 человек) |
Низкий уровень 30 % (3 человек) |
Ориентация в пространстве (гр.диктант) |
Высокий уровень 30 % (3 человек) |
Средний уровень 30 % (3 человек) |
Низкий уровень 40 % (4 человек) |
Уровень внимания |
Высокий уровень 0 % (0 человек) |
Средний уровень 40 % (4 человек) |
Низкий уровень 60 % (6 человек) |
Исходя из полученных результатов мы пришли к выводу, что для развития практического интеллекта нам необходимо разработать элективный курс по робототехнике для детей с ОВЗ который позволит развить уровень научно-технического творчества и в дальнейшем будет способствовать достижению успехов в обучении.
Литература:
- Алехина, С.В., Алексеева, М.Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова — Психологическая наука и образование № 1
- Володькина Т. А., Казарин В. Е. Техническое творчество сегодня — вдохновение для успеха в профессии завтра // Молодой ученый. — 2015. — № 12.2 — С. 14–16.]
- Завьялов А. В., Вазгустов К. Н. Школьный кружок технического творчества как форма организации инновационной деятельности учащихся 7–8 классов // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2. — С. 50–53.
- Субботина Л. Ю. Психология защитных механизмов личности \ Л. Ю. Субботина. — Ярославль, 2013. — 164 с.
- Юркевич В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность \ В. С. Юркевич. — Москва, 1996. — 81 с.
- https://sibac.info/journal/student/83/160863