В статье представлены результаты исследования степени готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: ОВЗ, готовность, инклюзивное образование, дополнительное образование.
В последние десятилетия гуманистический характер российского образования становится все более выраженным, поскольку в приоритете выступают формирование общечеловеческих ценностей и признание самоценности личности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года гарантирует право на образование каждому человеку, исключая любого вида дискриминацию [4]. Особое внимание государство придает образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим, одной из современных тенденций в отечественной образовательной политике является реализация идей инклюзивного образования, предполагающих обучение детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками. Закон «Об Образовании в РФ» ставит перед всеми типами образовательных организаций важнейшую задачу создать необходимые условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья [4]. Не исключение — и область дополнительного образования, в условиях которого дети с ОВЗ могут получить опыт способствующий дальнейшей социализации в обществе [2].
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, утвержденный Приказом от 5 мая 2018 года, не оставил без внимания необходимость знания педагога особенностей реализации дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [5]. Это свидетельствует о том, что будущему специалисту в области дополнительного образования необходимы углубленные знания об особенностях детей этой категории и специфике инклюзивного образования.
Однако анализ научных исследований показывает, что недостаточные теоретические и методические знания, психологические барьеры, и другие аспекты существенно мешают педагогам грамотно и безопасно для всех субъектов образовательного процесса осуществлять свою образовательную деятельность [1].
Исходя из вышеизложенного, нами было организовано и проведено исследование, целью которого было выявление сформированности компонентов готовности будущего педагога дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.
В качестве диагностики был выбран метод письменного опроса — анкетирование: использована анкета для анализа компонентов готовности будущего педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья разработанная О. В. Липуновой [3]. В анкетировании приняли участие 5 групп студентов выпускных курсов ГАПОУ «Приморский краевой колледж культуры» обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогика дополнительного образования» в количестве 45 испытуемых.
Критерием оценки готовности исследуемых студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья выступил общий показатель профессиональной компетентности, включающий исследование компонентов готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: мотивационный (сформированность внутренней готовности и стойких мотивов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья); когнитивный (система знаний и представление об особенностях психического и физического развития детей с ограниченными возможностями и особенности построения педагогического процесса с такими обучающимися); деятельностный (готовность к применению имеющихся знаний на практике).
Данные о мотивационной готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования мотивационного компонента готовности к работе с детьми с ОВЗ
Варианты ответов |
Не исключают возможности работы с детьми с ОВЗ |
Безразличное отношение |
Предпочитают не сталкиваться |
Испытывают страх |
Другое |
Группа |
Количество человек / % |
||||
А (9 чел.) |
2 / 22.2 |
3 / 3.33 |
2 / 22.2 |
2 / 22.2 |
0 |
Б (9 чел.) |
0 |
2 / 22.2 |
4 / 44.4 |
3 / 33.3 |
0 |
В (9 чел.) |
1 / 11.1 |
1 / 11.1 |
4 / 44.4 |
3 / 33.3 |
0 |
Г (9 чел.) |
0 |
0 |
3 / 33.3 |
5 / 55.6 |
1 / 11.1 |
Д (9 чел.) |
0 |
2 / 22.2 |
5 / 55.6 |
3 / 33.3 |
0 |
Согласно представленным данным, студенты всех групп, в основном, высказывают опасения в связи с необходимостью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, результаты исследования говорят о недостаточной внутренней готовности большинства студентов специальности «Педагогика дополнительного образования» к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ сформированности когнитивного компонента готовности был направлен на выявление у студентов необходимых знаний о категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования когнитивного компонента готовности к работе с детьми с ОВЗ
Варианты ответов |
Знакомы с понятием «дети с ОВЗ» |
Не знакомы с понятием «дети с ОВЗ» |
Подробно описали понятие |
Не смогли описать |
Сформированы представления об особенностях развития детей с ОВЗ |
Не сформированы представления об особенностях развития детей с ОВЗ |
Группа |
Количество человек / % |
|||||
А (9 чел.) |
9 / 100 |
0 |
3 / 33.3 |
6 / 66.7 |
2 / 22.2 |
7 / 77.8 |
Б (9 чел.) |
6 / 66,7 |
3 / 33.3 |
2 / 22.2 |
7 / 77.8 |
1 / 11.1 |
8 / 88.9 |
В (9 чел.) |
6 / 66.7 |
3 / 33.3 |
3 / 33.3 |
6 / 66.7 |
2 / 22.2 |
8 / 88.9 |
Г (9 чел.) |
8 / 88.9 |
1 / 11.1 |
2 / 22.2 |
7 / 77.8 |
0 |
9 / 100 |
Д (9 чел.) |
7 / 77.8 |
2 / 22.2 |
5 / 55.6 |
4 / 44.4 |
0 |
9 / 100 |
Представленные данные показывают, что исследуемые студенты имеют общее представление о категории детей с ОВЗ, но при этом не могут представить полную характеристику групп таких детей.
Большинство испытуемых не имеют представления об особенностях развития детей с ограниченными возможностями. Это свидетельствует о недостаточной когнитивной готовности исследуемых педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ряд вопросов анкеты позволил выявить степень деятельностной готовности студентов к осуществлению инклюзивного образования детей, а именно, их представления об особенностях педагогического сопровождения детей с ОВЗ — об условиях, необходимых для их обучения и воспитания, о специфике методов и форм организации специального обучения и воспитания. Данные анкетирования приведены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования деятельностного компонента готовности к работе с детьми с ОВЗ
Вопросы |
Имеют ли представления об условиях обучения и воспитания детей с ОВЗ |
Имеют ли представления о специфике методов |
Имеют ли представления о формах организации специального обучения и воспитания детей с ОВЗ |
|||
Варианты ответов |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
Группа |
Количество человек / % |
|||||
А (9 чел.) |
3 / 3.33 |
6 / 66.7 |
1 / 1.11 |
8 /88.9 |
0 |
9 / 100 |
Б (9 чел.) |
1 / 1.11 |
8 / 88.9 |
0 |
9 / 100 |
0 |
9 / 100 |
В (9 чел.) |
2 / 22.2 |
7 / 77.8 |
1 / 1.11 |
8 / 88.9 |
1 / 1.11 |
8 / 88.9 |
Г (9 чел.) |
0 |
9 / 100 |
0 |
9 / 100 |
0 |
9 / 100 |
Д (9 чел.) |
3 / 33.3 |
6 / 66.7 |
0 |
9 / 100 |
0 |
9 / 100 |
Анализируя полученные данные, можно констатировать, что большинство испытуемых не имеет представления об особенностях педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в беседе студенты сообщили, что, будучи на практике в учреждениях дополнительного образования, они не встречались с детьми с ОВЗ. А значит, деятельностный компонент у студентов пока не сформирован.
Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод, что, несмотря на социальный заказ, на прогрессивную политику государства в отношении детей с ОВЗ, в действительности будущие педагоги дополнительного образования работать с такими детьми не готовы, что является свидетельством актуальности проблемы и необходимости поиска путей повышения уровня компетентности студентов в вопросах инклюзивного образования.
Литература:
- Демчук А. В. Формирование профессиональной толерантности у будущих учителей к детям с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Демчук // Наука и школа. — 2001. — № 5. — С. 18–23.
- Горшкова Т. А. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 12 (часть 8) — С. 1491–1496.
- Липунова О. В. Готовность студентов, обучающихся по направлению подготовки «педагогическое образование» к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика: гуманитарные науки. — 2018. № 7. — С. 76–81.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.) // Российская газета. — 2015. — 24 июля.
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/9/1347/