В статье автор делится опытом работы с детьми раннего возраста.
Ключевые слова: ранний возраст, работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.
Цель работы — создать условия, содействующие успешной адаптации к ДОУ и полноценному развитию детей раннего возраста с использованием эффективных методов и форм работы.
Задачи:
– Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период их адаптации к ДОУ;
– Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь педагогам и родителям по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста;
– Вести развивающую работу с детьми раннего возраста;
Работа с детьми
Для того чтобы начать систематическую работу с детьми раннего возраста в начале учебного года мной составляется план работы на год по работе с детьми раннего возраста, который состоит из трёх этапов:
1) Доадаптационный;
2) Адаптационный (этап привыкания к условиям ДОУ);
3) Постадаптационный.
Работа ведётся в трёх направлениях: с детьми, родителями, педагогами. Все направления в годовом плане прописываются.
Работа с детьми раннего возраста начинается с психолого — педагогической диагностики:
1) Наблюдение;
2) Пантюхина Г. В., Печора К. Л. «Диагностика нервно-психического развития детей».
3) Метод экспертных оценок;
4) Е. А. Стребелева «Психолого-педагогическое изучение детей 2–3 лет»;
5) «Контроль за поведением детей раннего возраста» (по рекомендациям Э. Л. Фруфт).
Доадаптационный этап характеризуется совместной деятельностью с вновь поступающими детьми в ДОУ. Организовываются совместные прогулки в летний период.
На этапе привыкания детей к условиям детского сада основной вид деятельности — это наблюдение. Совместно с воспитателем заполняются адаптационные листы, карты наблюдения. Оказывается необходимая психолого-педагогическая помощь в преодоление трудностей.
Следующий этап постадаптационный . На данном этапе начинаются групповые и индивидуальные развивающие занятия, которые проводятся 1 раз в неделю.
Формы и методы, используемые в занятиях:
1) Метод песочной терапии . Использую для развития эмоций у детей, фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи. Наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.
2) Рисование крупами. Использую для успокаивания детей, развития зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики и воображения, формирования плавности, ритмичности и точности движений.
3) Дидактические и сюжетные игры с водой, льдом. Использую для снятия эмоционального напряжения, развития мелкой моторики, координации движений и зрения.
4) Лепка из пластилина. Лепка — очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом.
5) Техника рисования пальчиковыми красками. Пальчиковое рисование позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности, не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься интересным делом, ребенок тут же получает положительный эмоциональный заряд.
6) Пальчиковые игры. Использую для развития речи и мелкой моторики.
7) «Сказкотерапия » — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, она помогает ребенку не только адаптироваться, но и способствует его развитию.
8) Релаксационные упражнения. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон.
Работа с родителями
Доадаптационный период: выступления на родительском собрании, обеспечение наглядной информации на сайте ДОУ, индивидуальные беседы с родителями (по запросу).
Адаптационный период: наглядная информация в родительском уголке, индивидуальные консультации по вопросам хода периода адаптации, индивидуальные консультации для родителей детей, нуждающихся в психологической помощи и поддержке.
Постадаптационный период: регулярные совместные мероприятия.
Работа с педагогами
Доадаптационный период: организация консультаций по вопросам развития детей раннего возраста, оказание помощи в организации благоприятной предметно — развивающей среды группы.
Адаптационный период: беседы с воспитателями об особенностях развития данного возраста, совместное планирование организации детской деятельности в течение дня, консультирование педагогов по сопровождению детей с тяжелой степенью адаптации, совместное составление адаптационных листов и карт развития.
Постадаптационный период: диагностика эффективности процесса адаптации, совместные занятия и мероприятия.
Доказательством того, что данная система работы эффективна, являются следующие результаты:
Анализ результатов степени адаптации детей к ДОУ по методике «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» А. Остроуховой
2018–2019 учебный год (37 чел.)
2019–2020 учебный год (26 чел.)
2021–2022 учебный год (31 чел.)
Вывод: данная система работы с детьми раннего возраста эффективна, так как имеет положительную динамику развития.
Данный опыт может быть использован педагогами — психологами ДОУ, воспитателями, работающими с детьми раннего возраста.
Литература:
- Баженова О. В. Диагностика психического развития. — М., 1986;
- Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. — М., 1996;
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ под ред. Стребелевой Е. А. — М., 2007;
- Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. — М., 2008;
- https://psyjournals.ru/psyedu/2005/n1/Smirnova_full.shtml;
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/05/20/rabochaya-programma-pedagoga-psihologa-dlya-detey-rannego-vozrasta.