Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 24.04.2022

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Коптелова, Н. И. Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми раннего возраста / Н. И. Коптелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 430-432. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90663/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор делится опытом работы с детьми раннего возраста.

Ключевые слова: ранний возраст, работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

Цель работы создать условия, содействующие успешной адаптации к ДОУ и полноценному развитию детей раннего возраста с использованием эффективных методов и форм работы.

Задачи:

– Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период их адаптации к ДОУ;

– Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь педагогам и родителям по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста;

– Вести развивающую работу с детьми раннего возраста;

Работа с детьми

Для того чтобы начать систематическую работу с детьми раннего возраста в начале учебного года мной составляется план работы на год по работе с детьми раннего возраста, который состоит из трёх этапов:

1) Доадаптационный;

2) Адаптационный (этап привыкания к условиям ДОУ);

3) Постадаптационный.

Работа ведётся в трёх направлениях: с детьми, родителями, педагогами. Все направления в годовом плане прописываются.

Работа с детьми раннего возраста начинается с психолого — педагогической диагностики:

1) Наблюдение;

2) Пантюхина Г. В., Печора К. Л. «Диагностика нервно-психического развития детей».

3) Метод экспертных оценок;

4) Е. А. Стребелева «Психолого-педагогическое изучение детей 2–3 лет»;

5) «Контроль за поведением детей раннего возраста» (по рекомендациям Э. Л. Фруфт).

Доадаптационный этап характеризуется совместной деятельностью с вновь поступающими детьми в ДОУ. Организовываются совместные прогулки в летний период.

На этапе привыкания детей к условиям детского сада основной вид деятельности — это наблюдение. Совместно с воспитателем заполняются адаптационные листы, карты наблюдения. Оказывается необходимая психолого-педагогическая помощь в преодоление трудностей.

Следующий этап постадаптационный . На данном этапе начинаются групповые и индивидуальные развивающие занятия, которые проводятся 1 раз в неделю.

Формы и методы, используемые в занятиях:

1) Метод песочной терапии . Использую для развития эмоций у детей, фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи. Наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.

2) Рисование крупами. Использую для успокаивания детей, развития зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики и воображения, формирования плавности, ритмичности и точности движений.

3) Дидактические и сюжетные игры с водой, льдом. Использую для снятия эмоционального напряжения, развития мелкой моторики, координации движений и зрения.

4) Лепка из пластилина. Лепка — очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом.

5) Техника рисования пальчиковыми красками. Пальчиковое рисование позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности, не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься интересным делом, ребенок тут же получает положительный эмоциональный заряд.

6) Пальчиковые игры. Использую для развития речи и мелкой моторики.

7) «Сказкотерапия » — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, она помогает ребенку не только адаптироваться, но и способствует его развитию.

8) Релаксационные упражнения. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон.

Работа с родителями

Доадаптационный период: выступления на родительском собрании, обеспечение наглядной информации на сайте ДОУ, индивидуальные беседы с родителями (по запросу).

Адаптационный период: наглядная информация в родительском уголке, индивидуальные консультации по вопросам хода периода адаптации, индивидуальные консультации для родителей детей, нуждающихся в психологической помощи и поддержке.

Постадаптационный период: регулярные совместные мероприятия.

Работа с педагогами

Доадаптационный период: организация консультаций по вопросам развития детей раннего возраста, оказание помощи в организации благоприятной предметно — развивающей среды группы.

Адаптационный период: беседы с воспитателями об особенностях развития данного возраста, совместное планирование организации детской деятельности в течение дня, консультирование педагогов по сопровождению детей с тяжелой степенью адаптации, совместное составление адаптационных листов и карт развития.

Постадаптационный период: диагностика эффективности процесса адаптации, совместные занятия и мероприятия.

Доказательством того, что данная система работы эффективна, являются следующие результаты:

Анализ результатов степени адаптации детей к ДОУ по методике «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» А. Остроуховой

2018–2019 учебный год (37 чел.)

2019–2020 учебный год (26 чел.)

2021–2022 учебный год (31 чел.)

Вывод: данная система работы с детьми раннего возраста эффективна, так как имеет положительную динамику развития.

Данный опыт может быть использован педагогами — психологами ДОУ, воспитателями, работающими с детьми раннего возраста.

Литература:

  1. Баженова О. В. Диагностика психического развития. — М., 1986;
  2. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. — М., 1996;
  3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ под ред. Стребелевой Е. А. — М., 2007;
  4. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. — М., 2008;
  5. https://psyjournals.ru/psyedu/2005/n1/Smirnova_full.shtml;
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/05/20/rabochaya-programma-pedagoga-psihologa-dlya-detey-rannego-vozrasta.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, мелкая моторика, работа, адаптационный период, наглядная информация, педагог, развитие детей, родитель, система работы.


Ключевые слова

ранний возраст, работа с родителями, работа с детьми, работа с педагогами

Похожие статьи

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи»

В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Система индивидуальной работы классного руководителя с родителями обучающихся коррекционной школы

В данной статье представлен опыт индивидуальной работы классного руководителя с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью.

Исследование готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ

В статье представлены результаты исследования степени готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проанализированы причины страха детей, возникающие при посещении ДОУ.

Похожие статьи

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи»

В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Система индивидуальной работы классного руководителя с родителями обучающихся коррекционной школы

В данной статье представлен опыт индивидуальной работы классного руководителя с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью.

Исследование готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ

В статье представлены результаты исследования степени готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проанализированы причины страха детей, возникающие при посещении ДОУ.

Задать вопрос