Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (425) июль 2022 г.

Дата публикации: 26.07.2022

Статья просмотрена: 632 раза

Библиографическое описание:

Пичкалёва, Л. О. Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации / Л. О. Пичкалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 142-143. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94193/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова : речь, логопед, воспитатель, взаимодействие, совместная работа.

The article highlights the main elements of the joint work of a speech therapist teacher and preschool specialists. The most effective forms with speech disorders in preschool children have been identified and analyzed.

Keywords: speech, speech therapist, educator, interaction, teamwork.

На сегодняшний день роль логопеда в детской дошкольной организации (далее ДОО) является востребованной и актуальной. Это обуславливается тем, что около 58 % детей имеют различные речевые нарушения связанные, как физиологическими, так и с психологическими проблемами [4].

Для того, чтобы работа логопеда была эффективной и имела положительный показатель в первую очередь важен не только дифференцированный (индивидуальный) подход к каждому ребёнку, но и совместная работа со всеми специалиста ДОО.

Положение о взаимодействии логопеда со специалистами ДОО разработано в соответствие с Федеральным законом № 273- ФЗ от 29.12. 2012 г. Оно гласит, что воспитатель и логопед должны вести совместную деятельность для выявления и своевременной помощи детям с нарушениями речи, а также для составления плана коррекционно-образовательной работы [3]. Данное положение исполняется практическим каждый ДОО, но бывают исключения, где логопедическая группа отсутствует (ДОО при школах), и логопед работает с детьми только по основному запросу с предоставлением справки от ПМПК или в старших группах при подготовке к поступлению в начальную образовательную организацию.

Воспитатель является главным звеном, который первый выявляет речевые нарушения — это происходит или через родителей (родители при поступлении в ДОО сами обозначают проблему и предоставляют документы для дальнейшей работы), или благодаря профессиональным наблюдениям [3].

Взаимодействие логопеда и воспитателя начинается с совместного обследования ребёнка — логопед, психолог и воспитатель. После подробного обследования все специалисты разрабатывают коррекционную программу, в которой отражены важнейшие этапы работы в зависимости от уровня нарушений и отклонений воспитанника.

После составления коррекционной программы, задача воспитателя ежедневно наблюдать за речевым состоянием ребёнка и выполнять рекомендации логопеда. Обычно это рекомендации, которые связанны с исправлением слов, имеющих неверную форму произношения т. е. воспитатель исправляет ребёнка, когда он произносит слова неправильно, а также обогащает новыми словами лексический запас. Советский педагог и философ Н. И. Красногорский выделял такую форму работу, как самую главную и самую ценную в развитии речи ребёнка. Он отмечал, что «при нормальном речевом общении ребенка с окружающими людьми речевые реакции у детей образуются путём подражания и путём рефлекторного повторения» [1].

Обычно дети с нарушением речи очень хорошо идут на контакт с логопедом, но в группе чувствуют себя некомфортно и стараются оставаться в одиночестве, так как не могу правильно выразить свои чувства и эмоции. В данном случае задача воспитателя организовать межличностное общение между воспитанниками группы. Межличностное общение очень важно, так как оно влияет не только на развитие эмоционального фона, но является важным элементом в становлении полноценной здоровой личности.

Работа всех специалистов ДОО имеет два направления:

— индивидуальное — дифференцированный подход;

— групповое — воспитатель, психолог и музыкальный работник, через игровую форму (сюжетные игры, дидактические игры, музыкально-ритмические игры, игры на развитие памяти и внимания), литературные произведения, театрализацию, индивидуальные и групповые беседы, сказкотерапию, арт-терапию, логопедических зарядок (артикуляционная и дикционная гимнастика, работа с дыхательной системой), пальчиковая гимнастика и т. д. формируют правильную речь ребёнка и закрепляя полученные навыки. Все формы работы согласовываются с логопедом: тематика (например, на занятии у логопеда изучались фрукты, задача воспитателя закрепить данную тематику и наоборот), направление, цель и задачи.

Воспитатель — это индивидуальный помощник логопеда, который помогает осуществлять организовать не только коррекционный процесс, но и работу с родителями, а именно:

— организация проведения анкетирования и опросов, которые подготавливает логопед;

— организация индивидуальных встреч логопеда с родителями, а также родительских собраний;

— передача и объяснение, домашние задания и многое другое.

Взаимодействия логопеда и воспитателя может оценивать только тогда, когда цель самой работы будет достигнута: успешное развитие артикуляционного и дикционного аппарата, правильно сформировано произношение, обогащена лексика, развиты коммуникативные способности и отслеживается положительная динамика в полноценном становлении личности.

Литература:

  1. Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребёнка / Н. И. Красногорский. — Л.: Государственное издательство медицинской литературы, 1958. — 320 с.
  2. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада / Н. В. Нищева — СПб.: Детство-пресс, 2004. — 120с. — ISBN: 5–89814–216–9.
  3. Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ: положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами ДОУ: официальный сайт — Крым, 2022. — URL: https://ohrana-tryda.com/node/4260?ysclid=l5x7f78qxz891520209 (дата обращения: 23.07.2022).
  4. Социальный навигатор: официальный сайт — Москва, 2017. — URL: https://sn.ria.ru/20171114/1508750706.html (дата обращения: 23.07.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): взаимодействие логопеда, воспитатель, задача воспитателя, логопед, коррекционная программа, межличностное общение, нарушение речи, ребенок, совместная работа, специалист.


Похожие статьи

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада

Поднимается проблема коррекции и развития речи дошкольников в условиях детского сада при интегрированных и дифференцированных занятиях. Показана система взаимодействия педагогов и других специалистов с учетом межсистемных связей логопедии.

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада

Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательных отношений в процессе коррекционно-развивающей работы

Похожие статьи

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада

Поднимается проблема коррекции и развития речи дошкольников в условиях детского сада при интегрированных и дифференцированных занятиях. Показана система взаимодействия педагогов и других специалистов с учетом межсистемных связей логопедии.

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада

Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Взаимодействие учителя-логопеда с субъектами образовательных отношений в процессе коррекционно-развивающей работы

Задать вопрос