Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации
Авторы: Краснопивцева Светлана Борисовна, Добрунова Елена Павловна, Денисенко Елена Петровна, Звонкова Екатерина Сергеевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2024)
Дата публикации: 09.02.2024
Статья просмотрена: 19 раз
Библиографическое описание:
Краснопивцева, С. Б. Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации / С. Б. Краснопивцева, Е. П. Добрунова, Е. П. Денисенко, Е. С. Звонкова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 32-39. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/509/18359/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: работа с родителями, семья,формы и методы работы с родителями, психолого-педагогическая диагностика.
Работа с родителями — важнейшее направление деятельности специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации, целью которой является сохранение психологического здоровья детей, активизация родителей, привлечение их внимания к коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми.
Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ребенок. Ведь семья — это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров это:
— социально-культурным (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);
— социально-экономическим (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);
— технико-гигиеническим (зависит от условий проживания, особенностей образа жизни);
— демографическим параметром (определяется структурой семьи). [2]
При всем уважении к любым социальным институтам, работающим с детьми, самая заинтересованная сторона в судьбе ребенка, за исключением каких-то крайних случаев, это все-таки его семья. Наибольшие права на определение того, что больше нужно ребенку, все-таки у его семьи.
Миссия школы, ее назначение — с учетом интересов общества и государства — помочь семье сформировать у ребенка те качества, которые помогут ему быть успешным в жизни, что, кстати, обязательно включает в себя быть полезным и обществу, и государству.
От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Необходимо также отметить, что во взаимодействии с ребенком у родителей могут актуализироваться собственные зоны, например, одна из них: восприятие школьных результатов ребенка в качестве зеркала собственной успешности. Кроме сознательного и целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу); рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей; увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель; разрушение системы «родители-ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей; мощное агрессивное воздействие глобальной сети Интернет; социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка [1].
Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению фрустрирующих переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей [1].
Следует отметить, что для родителей часто характерен односторонний взгляд на ребенка. Они наблюдают своего ребёнка только в семье, а ведь в школе он может проявлять себя совершенно иначе, чем дома. Поэтому родителям столь важно принимать участие в работе по созданию общего педагогического «поля». Но это не менее необходимо и для сотрудников школы.
Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве школы.
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Формы проведения родительских собраний необходимо максимально разнообразить. Можно использовать информационные технологии, которые помогают наглядно, убедительно и доступно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рассказать о текущих делах и успехах класса, провести работу по профилактике неуспеваемости учащихся. В работе по данному направлению следует выбирать активные методы общения и взаимодействия с родителями:
— лекция — диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;
— дискуссия — «круглый стол», совместное обсуждение какой — либо проблемы;
— психологические тренинги, игры, обмен опытом воспитания детей с другими родителями; осознание собственных ошибок; анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления.
Пресс-конференция с родителями. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей-предметников, педагога-психолога, заместителя директора, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, директора школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Такое собрание можно проводить в форме «вопрос — ответ».
Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения, можно выделить следующие направления работы:
- Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей.
- Информационно-просветительская и развивающая работа через проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей.
- Индивидуальные собеседования (по запросу родителей).
- Диагностические мероприятия.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит специалисту коррекционной службы, а так же классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять поведение и мотивы поступков ребёнка через изучение стиля жизни, уклада и традиций семьи, ее ценностей и духовных ориентиров; выявить воспитательные возможности семьи. Использование психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой диагностикой, специалист коррекционной службы должен ответить на следующие вопросы: Что может измениться в лучшую сторону, если подобная диагностика будет проведена? Что я хочу получить в результате данной диагностики? Как я буду работать, с полученным в результате диагностики, материалом?
Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от специалиста коррекционной службы и педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании ребенка. При проведении психолого-педагогической диагностики специалисту важно соблюдать следующие правила:
1) Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
2) Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.
3) Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.
4) Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении. [3]
Функции педагогической диагностики:
- Контрольно-корректировочная — получение данных и корректировка процесса воспитания;
- Прогностическая — предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем;
- Воспитывающая — оказание воспитательных воздействий на учеников. [3]
Специалист коррекционной службы должен дать возможность родителям донести всё то, что поможет в профессиональной работе с конкретным ребёнком: об особенности здоровья ребёнка; о его увлечениях, хобби, интересах; о психологических травмах, которые перенес ребенок; предпочтениях в общении; о поведенческих реакциях; об особенностях характера ученика; уровне мотивации учения; об особенностях развития когнитивной сферы и др.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка проводится анкетирование «Сотрудничество школы и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализируются особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания ученика, вырабатывается тактика своего общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывая её индивидуальные особенности. На основе проведённого анализа разработан критерий: «включенность» родителей в образовательный процесс.
Такой анализ позволяет выделить четыре группы родителей:
1) Позитивно-ориентированные.
2) Равнодушные.
3) Творческие.
4) Манипуляторы.
Владея данной информацией, появилась возможность дифференцированного подхода специалистов коррекционной службы, а так же классного руководителя к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Первая группа родителей: позитивно-ориентированные — стремятся к взаимодействию, пониманию, объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчёт в том, что некоторые вещи они не знают. Гибко перестраиваются. Если небольшие оптимисты, то не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Возможно, они иногда проявляют вспыльчивость, тревожность, даже эгоизм, но у них есть три важных качества: они умеют слушать и слышать, стремятся к самосовершенствованию и умеют быть благодарными. Общение с ними всегда приятное.
Формы работы с такими родителями: круглый стол; соревнования; дискуссии; лектории; практикумы; тренинги; организация помощи в ремонте класса, поездке и др.; привлечение через эту категорию родителей равнодушных к сотрудничеству; передача своих положительных эмоций другим (письменная или устная форма); совместное участие к подготовке к празднику или другому мероприятию.
Следующая группа родителей: равнодушные — скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют своё равнодушие, чем мешают конструктивному взаимодействию. Однако именно на них удаётся проверить прочность любого нововведения, идею, предложение или свою позицию. Для них значим признанный авторитет.
Формы работы с такими родителями: индивидуальные встречи, беседы и консультации; привлечение всеми способами к творческому процессу; выявление причины равнодушного отношения; с согласия родителей, по договоренности, посещение семьи на дому; акцентирование внимания родителей на успехах ребёнка.
Третья группа: творческие — склонны к игре, импровизации, действиям не по правилам, ориентированы на новые впечатления. Они спонтанны в своём поведении, независимы в суждениях, энтузиасты, которые стремятся действовать, а не только размышлять. Всё обыденное и посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, что делают что-то значимое. Увлечённые чем-то, они могут не заметить уже сделанного и внести хаос организованный процесс, но они всегда ориентированы на качество.
Формы работы с такими родителями: нетрадиционные формы взаимодействия: мастер-классы, поездки, походы, путешествия и др.; организация внеклассных мероприятий и праздников; организация кружковой работы; выступления с положительным опытом.
Четвертая группа: манипуляторы — стремятся управлять окружающими с помощью изучения сильных и слабых сторон, специально воздействуют на слабые стороны людей, чтобы побудить их делать то, что им необходимо. Если же манипулятор не может добиться своего, то он начинает испытывать дискомфорт, чувство неполноценности; он начинает страдать, при этом обычно усиливая свои манипуляции: давление на всех своим положением в обществе, деньгами, подарками, «хлопанье дверьми», внесение смуты в родительский коллектив и т. п.
Формы работы с такими родителями: индивидуальный подход: обеспечивать удобство и эмоциональный комфорт; наглядная информация с ссылками на источники информации; беседа «вопрос — ответ» по интересующей тематике; беседы с несколькими специалистами (например: классный руководитель приглашает тьютора, сопровождающего ребенка, учителя-логопеда, учителя-дефектолога).
Огромное значение в работе специалистов коррекционной службы с родителями школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Профессионализм педагогического коллектива обязательно включает в себя умение слышать, профессионально анализировать, обсуждать и учитывать в своей работе мнение родительского сообщества.
Литература:
- Реан А. А. Психология подростка. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
- Рогозянский А. Проблемы многодетной семьи сегодня. — М.: Журнал Московской Патриархии № 11, 2004.
- https://infourok.ru/principi-raboti-shkoli-i-pedagoga-s-roditelyami-330614.html
Ключевые слова
семья, психолого-педагогическая диагностика, работа с родителями, формы и методы работы с родителямиПохожие статьи
Работа с родителями в ДОУ
В статье представлено содержание работы с родителями в старшей группе детского сада, определены формы взаимодействия с семьей, тематика совместных мероприятий.
Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...
Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми раннего возраста
В статье автор делится опытом работы с детьми раннего возраста.
Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО
Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.
Похожие статьи
Работа с родителями в ДОУ
В статье представлено содержание работы с родителями в старшей группе детского сада, определены формы взаимодействия с семьей, тематика совместных мероприятий.
Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...
Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми раннего возраста
В статье автор делится опытом работы с детьми раннего возраста.
Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО
Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.