Система взаимодействия «воспитатель — родитель» как неотъемлемая часть образовательного процесса на этапе становления классного коллектива в условиях кадетского училища | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 25.10.2024

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Куликова, О. Е. Система взаимодействия «воспитатель — родитель» как неотъемлемая часть образовательного процесса на этапе становления классного коллектива в условиях кадетского училища / О. Е. Куликова, М. П. Шумкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 319-322. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118596/ (дата обращения: 22.12.2024).



Успешное воспитание кадета, выполнение задач, стоящих перед довузовским общеобразовательным учреждением Министерства обороны Российской Федерации, во многом зависит от степени взаимодействия родителей (законных представителей) кадет с общеобразовательной организацией, от уровня педагогической культуры и характера деятельности родителей, поскольку семья является важнейшим институтом социализации личности ребенка, в которой главную воспитывающую роль играют родители. Согласно новой парадигме образования, родители являются не только участниками образовательных отношений, но и участниками образовательного процесса, представляя при этом интересы обучающихся.

Цель работы с родителями (законными представителями), на этапе становления классного коллектива, является создание единой образовательной среды через установление эффективного взаимодействия с семьей в целях социализации кадет.

Задачи заключаются в повышении педагогической культуры родителей; пополнении арсенала их знаний по конкретным вопросам воспитания; сплочении родительского коллектива; выработке коллективных решений и единых требований к воспитанию кадет; интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности кадет; пропаганде опыта успешного семейного воспитания; создании благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания в системе «воспитатель-родитель».

Содержание работы классного руководителя с родителями кадет, на этапе становления классного коллектива, состоит в следующем:

1) Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела);

3) Участие родителей в управлении (общеучилищный родительский комитет).

Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия училища и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Работу с родителями условно можно разделить на две части:

— со всеми родителями взвода в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

— с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «воспитатель-родитель».

Повышение психолого-педагогических знаний родителей: главной задачей современного общества является формирование педагогической культуры у родителей обучающихся. Педагогическое просвещение родителей — это форма сотрудничества педагогов образовательных организаций и родителей. Именно от семьи зависит нравственный потенциал семьи, который будет заложен в ребенке. Поэтому воспитание нравственности, достойного культурного уровня является важной задачей и образовательного учреждения.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: вцелях эффективной системы взаимодействия «воспитатель-родитель-воспитанник», повышения педагогической культуры родителей, училище применяет ряд мер, используя следующие формы работы с родителями (законными представителями):

Традиционными формами установления контакта педагогов с семьями кадет училища являются:

  1. Родительское собрание. Главное его предназначение — согласование, координация и интеграция усилий училища и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности кадета. Родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни взвода, ответственность за воспитание кадет.
  2. Родительская конференция форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании кадет. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов.
  3. Консультации родителей важным направлением работы классного руководителя является оказание консультативной помощи родителям. Одной из форм работы являются индивидуальные консультации.

Инновационными формами установления контакта педагогов с семьями кадет училища являются:

  1. Час вопросов и ответов проводится после опроса родителей или на родительском собрании по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании кадет и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания).
  2. Диспут-размышление по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт.
  3. Сетевое взаимодействие с родителями включает в себя использование средств ИКТ, Интернет ресурсы, социальные сети и т. д.. Использование ИКТ в образовательном процессе — это одно из современных направлений образования.

Методы работы с родителями (законными представителями). Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью кадета, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.

При этом классный руководитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование.

В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:

— предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы);

— оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях);

— итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).

В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):

1 блок. Изучение и сопровождение семьи (предварительная и оперативная диагностика)

Социально-демографическая характеристика семьи:

·социально-демографический портрет семьи;

·организация и принципы семейного воспитания;

·взаимоотношения родителей со школой

Сочинения и рисунки.

Описание своего генеалогического древа. Сочинения родителей.

Педагогические консилиумы.

Психолого-педагогическое консультирование.

Методика незаконченных предложений

2 блок. Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика)

Информационные запросы родителей;

ориентация родителей в сфере образования

Анкеты для родителей.

Беседы с родителями.

Дискуссионные собрания

3 блок. Информационно-просветительская работа с родителями (предварительная и оперативная диагностика)

Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания

Анкетирование и тестирование родителей. Наблюдение.

Обсуждение педагогических ситуаций.

Психолого-педагогическое консультирование.

Тренинги, практикумы…

4 блок. Внутриучилищный мониторинг (итоговая диагностика)

Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы

Наблюдение.

Анкеты для родителей.

Методика незаконченных предложений

Участие родителей в управлении общеобразовательным учреждением. Огромную роль в сотрудничестве родителей кадет и классного руководителя играет родительский комитет взвода. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять во взводе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.

Воспитательная работа на этапе становления классного коллектива должна быть направлена на эффективное сотрудничество с родителями. Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы училища с родителями и исходя из запросов родителей взвода. В работе необходимо использовать диагностические методики изучения семей кадет: анкеты, сочинение — размышление, тесты. Также диагностические методики изучения мнения родителей: методики по выявлению уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива; опросник для родителей учащихся по вопросу анализа воспитательного процесса в классном и общешкольном коллективах глазами родителей обучающихся; личностный ориентационный опросник для родителей по определению уровня педагогических знаний и взглядов родителей на воспитанность.

Эффективность воспитания кадета зависит от того, насколько тесно взаимодействуют училище и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению кадет, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников — важное направление нашей деятельности.

Литература:

  1. Волкова, О. А. Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема / О. А. Волкова. // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 476–478.
  2. Дубровина И. В. Психологическое просвещение: от психологической грамотности к психологической культуре // [Электрон.ресурс] 2010 Дубровина И. В. О преподавании психологии в школе // Вопросы психологии. 2005
  3. Науменко Н. М., Педагогическое просвещение родителей как механизм формирования ответственного родительства. // Кант, 2017
  4. Никитина Е. Л. Повышение педагогической культуры родителей учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII Международной научно-практической конференции — Новосибирск: СибАК, 2012. — 37 с.
Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, родитель, воспитание кадет, классный коллектив, педагогическая культура родителей, семья, педагогическая культура, родительский комитет, учебно-воспитательный процесс, этап становления.


Похожие статьи

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Родительская мастерская как современная форма включения родительского сообщества в совместную профориентационную деятельность с детьми и педагогами школы

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Полихудожественный подход к организации учебного процесса в системе внеклассной работы общеобразовательной школы как средство развития музыкальной одаренности учащихся

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Комплексная диагностика воспитательной среды образовательного учреждения как инструмент управления его развитием

Интернет-ресурс как эффективное средство взаимодействия участников образовательного процесса (педагогов и родителей (законных представителей), воспитанников) в условиях дошкольной образовательной организации

Особенности взаимосвязи понятий «самореализация обучающихся» и «культура самостоятельной работы обучающихся» в структуре общепедагогического знания

Похожие статьи

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Родительская мастерская как современная форма включения родительского сообщества в совместную профориентационную деятельность с детьми и педагогами школы

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Полихудожественный подход к организации учебного процесса в системе внеклассной работы общеобразовательной школы как средство развития музыкальной одаренности учащихся

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Комплексная диагностика воспитательной среды образовательного учреждения как инструмент управления его развитием

Интернет-ресурс как эффективное средство взаимодействия участников образовательного процесса (педагогов и родителей (законных представителей), воспитанников) в условиях дошкольной образовательной организации

Особенности взаимосвязи понятий «самореализация обучающихся» и «культура самостоятельной работы обучающихся» в структуре общепедагогического знания

Задать вопрос