Формы взаимодействия воспитателя с родителями нахимовцев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 01.06.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Улицкий, Д. В. Формы взаимодействия воспитателя с родителями нахимовцев / Д. В. Улицкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 612-614. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114979/ (дата обращения: 22.12.2024).



На сегодняшний день в условиях кардинальных изменений в общественной жизни России, перемен в области образования, проблемы взаимодействия семьи и образовательного учреждения являются особо актуальными. Воспитательно-образовательный процесс в филиале Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское ПКУ) как особом учреждении имеет свою специфику, которая накладывает отпечаток и на процесс воспитания, обучения, условий проживания, становления личности воспитанника, взаимодействия с его семьей. Такая система обучения, воспитания и проживания несовершеннолетних задействует все возможности всестороннего развития личности нахимовца, но в то же время довольно сильно изолирует воспитательное воздействие семьи на обучающегося. В училище периодически появляется проблема самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания сыновей, которая часто усугубляется тем, что родители недостаточно владеют нужными знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития воспитанника. А ведь родители и воспитатель как две могучие силы в процессе становления личности каждого нахимовца, роль каковых нельзя преувеличить. И во главе воспитательного процесса должен стоять именно воспитатель, наделённый полномочиями осуществлять деятельность, предусмотренную и одобренную руководством училища. Воспитатель — не только официальное лицо, — это лидер созданного коллектива единомышленников.

Проблемы взаимодействия училища и семьи всегда в центре внимания воспитателя, ведь существенным звеном в построении всей воспитательной работы на учебном курсе является взаимодействие всего педагогического коллектива курса с родителями нахимовцев.

Семьи воспитанников формируются в обстановке качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Есть процессы, которые приводят к обострению семейных проблем [1, с. 14]. Это и падение материального уровня многих семей, увеличение разводов между родителями, отрицательно влияющие на психику обучающихся, повышение количества неполных и имеющих одного ребенка семей, длительное отсутствие родителя в кругу семьи в связи с участием в СВО.

Таким образом, в данных условиях семьям нахимовцев требуется квалифицированная помощь со стороны училища в лице начальника курса. Лишь в процессе взаимодействия воспитателя и родителей можно благополучно решить проблему развития личности воспитанников.

Известно, что формулировка «трудный воспитанник» рождается на первых порах обучения нахимовцев в училище в период адаптации в 5-ом классе из-за противоречий во взглядах на воспитание обучающегося у родителей между собой и между родителями и воспитателями.

Родителям нужно помогать становиться прекрасными родителями. В этом процессе роль воспитателя немаловажна, поскольку смысл педагогического взаимодействия семьи и учебного курса заключается в создании условий для нормальной жизни воспитанника — счастливой, радостной, комфортной. Неоднократно доказано, что результат обучения и воспитания нахимовцев будет тогда на высшем уровне, когда будет единство трех звеньев: воспитатели, родители и воспитанники [2, с. 74]. Когда одно звено выпадает, то результата не будет. Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил, что только вместе с родителями, общими усилиями педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.

На 1 учебном курсе воспитатель применяет следующие формы взаимодействия воспитателей с семьей:

1) Индивидуальные:

  1. Переписка в социальных сетях, по электронной почте. В работе с родителями переписку воспитатель использует достаточно часто. Эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать родительские собрания, училище, много работают или живут в другом регионе. Удобная форма взаимодействия (объявления, фотографии внеклассных мероприятий, рекомендации).
  2. Приглашение в училище для индивидуальной консультации воспитателя как форма взаимодействия с семьей. Консультации проводятся по мере необходимости, иногда по инициативе родителей, и способствуют созданию хорошего контакта между родителями и воспитателем, который проводит их для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей о своем ребенке. В процессе индивидуальных бесед с родителями в неофициальной обстановке воспитатель выясняет нужные для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения) [3, с. 41]. Также приглашаются родители в тех случаях, когда необходимо поделиться радостной новостью о достижении воспитанника, провести беседу по его адаптации; для участия нахимовцев в инсценированной песне, былине родители приглашаются в качестве помощников в изготовлении костюмов, изучении слов роли.
  3. Педагогическое совещание на курсе с участием родителей, воспитателей, нахимовцев. Начальник курса старается не приглашать родителей в училище для того, чтобы обсудить плохое поведение или низкую успеваемость нахимовца, так как подобные приглашения могут вызвать у родителей негативное отношение к филиалу. Однако есть воспитанники, которые систематически нарушают дисциплину строя, распорядок дня, неаккуратны в быту, имеют низкую успеваемость. С такими нахимовцами и их родителями воспитатель проводит совещание под протокол. Совещание воспитатель начинает с объявления цели и объяснения его необходимости. Потом дает характеристику нахимовцу и называет нарушения со стороны воспитанника. В ходе совещания стороны выбирают оптимальное решение по устранению пробелов в знаниях или исправлению дисциплины.
  4. Изучение семей нахимовцев и условий воспитания (составление социального паспорта, анкетирование, изучение медицинских документов).

2) Коллективные:

1. Курсовые родительские собрания проводятся 2–4 раза в год и являются одной из важнейших универсальных форм взаимодействия училища с семьями обучающихся и пропаганды психолого-педагогических знаний. Тематика таких собраний носит характер отчета работы курса за определенный период времени [1, с. 15]. На них выступают начальник курса, психолог, педагог-организатор, отчитывается о работе родительский комитет курса школы. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни курса.

Цель собраний: повышение у родителей компетентности в вопросах обучения нахимовцев, формирование единого родительского общественного мнения, сплоченного родительского коллектива. На собрании обсуждаются проблемы жизни курса и родительского коллектива. Собрания можно разделить на несколько видов:

— Организационные собрания — выбор родительского комитета курса; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в состав совета училища; разборка и утверждение плана работы родительского комитета. Воспитатель с родителями всегда садится за круглый стол, чтобы был визуальный контакт. Рассказывает о себе, о содержимом Устава, об особенностях обучения в филиале. Так происходит первое знакомство.

— Аналитические собрания ориентированы на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей. Например, «Трудности адаптации пятиклассников», «Распорядок дня нахимовцев», «Подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ», «Поощрение и наказание», «Причины и последствия детской агрессивности», «Компьютер в жизни воспитанников».

— Итоговые собрания направлены на подведение итогов работы курса за определенный период времени: четверть, полугодие, год.

— Комбинированные собрания включают в себя задачи всех предыдущих видов собраний. Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе воспитателей.

Организуя родительские собрания, воспитатель придерживается следующих принципов: родительское собрание просвещает родителей, а не констатирует ошибки и неудачи нахимовцев в обучении, воспитании; тема собрания подбирается согласно возрастных особенностей нахимовцев; собрание должно носить теоретический и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии); воспитатель должен не назидать, а общаться с родителями, давать им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него; родительское собрание должно быть кратким, четким, лаконичным, системным; родительское собрание должно давать родителям полезную информацию для размышления [4, с. 15].

2. Концерты с приглашение всех родителей или членов родительского комитета.

Весь учебный год нахимовцы готовят выступления, выставки, которые имеют определенную тематику: «День пожилого человека», «День матери», «8 марта», «23 февраля», «9 мая». Практика показывает, что после посещения праздников многие родители не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь классу в организации воспитательной работы. Выставки являются оригинальным стимулом для нахимовцев, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.

На классе уже становится традицией участие родителей и нахимовцев в написании писем ветеранам, участникам СВО, в конкурсах рисунков, плакатов ко «Дню моряка-надводника», ко «Дню матери», «Новогодний вернисаж». Воспитанники и взрослые с удовольствием посещают такие выставки, гордятся своими родными, что ведет к сближению отношений между родителями и обучающимися.

3. Курсовые внеклассные мероприятия.

Но главным взаимодействием семьи и училища является — совместная деятельность. В течение учебного года внутри курса проводятся разнообразные мероприятия. Родители помогают в организации и проведении конкурсов, экскурсий, походов, праздников, поездок в театры, классных часов [5, с. 65]. При проведение таких мероприятий родители больше сближаются между собой, со своими детьми — удивляются талантам, которые раскрывают нахимовцы при проведении праздников. Налаживается контакт между педагогическим составом курса и родителями. Огромную помощь родители оказывают нахимовцам в подготовке и проведении исследовательской работы в проектах по истории, географии.Втесном сотрудничествесродителями рождается исследовательская работа и, когда добиваешься результатов, понимаешь, что совместный труд был не напрасен.

Таким образом, чтобы военно-морские училища жили и развивались в нынешних социально-экономических условиях, им нужна поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей. Работа с родителями — это самое сложное направление в профессиональной деятельности начальника курса. Важен диалог между родителями и воспитателем, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, нужные для развития воспитанника. Родителям нужна от воспитателя поддержка, помощь и просто добрый совет. Все индивидуальные и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между училищем и семьей, повысить эффективность процесса воспитания нахимовцев в семье и училище. И если воспитатель найдёт ключик к каждой семье и детской душе — то несомненно подарит им частичку своего сердца, и тогда воспитательный процесс обязательно будет иметь положительный результат.

Литература:

  1. Акутина, С. П. Воспитание — семья и школа. / С. П. Акутина. // Классный руководитель. — Москва: Педагогические технологии, 2017. — № 4. — 88 с., С. 14–16.
  2. Брюхова, В. М. Школа и семья: от диалога к партнерству. /В. М. Брюхова. // Классный руководитель. — Москва: Педагогические технологии, 2017. — № 8. — 102 с., С. 69–74.
  3. Гликман, И. З. Школьный учитель и родители учеников: на чем строится их взаимодействие. / И. З. Гликман. // Директор школы. — Москва, 2020. — № 9 — С. 41–48.
  4. Лунина, Т. П. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. / Лунина Т. П. // Воспитание школьников. — 2022. — № 9. — С. 15–18.
  5. Морозова, В. Е. Единство семьи и школы в воспитании учащихся. / В. Е. Морозова. //Завуч начальной школы. — Москва: Педагогический поиск, 2022. — № 1. — 154 с., С. 65–75.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, воспитатель, нахимовец, семья, собрание, учебный курс, училище, воспитательная работа, воспитательный процесс, исследовательская работа.


Задать вопрос