Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.11.2015

Статья просмотрена: 3674 раза

Библиографическое описание:

Борисова, И. В. Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения / И. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 769-772. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22700/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

В данной статье рассматривается проблема инклюзивного сопровождения детей с ЗПР в образовательное пространство ДОУ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, ЗПР, инклюзия, сопровождение.

 

Сегодня в теории и практике образования Российской Федерации происходят существенные изменения — смена содержания образования, ориентированного на индивидуализацию образования детей в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. Особую актуальность данное положение приобретает по отношению к процессу образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема создания инклюзивного образования вызвана тенденцией увеличения количества детей с ОВЗ. По данным НИИ детства Российской Федерации наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детского населения. В частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей, имеющих инвалидность, то в 2015 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек. Данный факт связан с тенденцией снижения жизненного уровня семей, ухудшения экологической ситуации в России, порождающими условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается.

Дети с ОВЗ по структурным признакам не однозначны, больший процент среди них это дети с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста [1].

По данным Министерства образования и науки РФ, 85 % детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития в последнее время обнаруживается и противоположная тенденция: часть детей с ЗПР, к семи годам достигает близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным. Существенную роль в данной ситуации играет раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям (в период дошкольного детства), также внедрение в практику совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ЗПР, организации новых подходов и технологий воспитания и обучения. Вследствие этого часть детей с ЗПР, наиболее близких по своему развитию к нормативному, перераспределяется из специального образовательного пространства — специальных коррекционных ДОУ — в общеобразовательное пространство ДОУ.

Как организовать сопровождение детей с ЗПР в процессе инклюзии с целью полноценного проживания ребенком периода счастливого детства, социальной адаптации, воспитания, обучения и коррекционного развития? Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормальным развитием должны иметь возможность получения образование соответствующего уровня [5]. Дошкольное образовательное учреждение, как начальная ступень образования имеет все возможности для более успешного и полного включения детей с ЗПР в среду обычных сверстников, т. е. инклюзии. Сопровождение — это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи. В процессе, которой специалистами создаются условия, предоставляется необходимая и достаточная поддержка для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями» [3].

В целях обеспечения организованной работы по сопровождению воспитанников с ЗПР муниципального дошкольного образовательного учреждения детском саду № 21 приказом заведующего был создан ПМПк, состоящий из председателя, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, педагога — психолога, учителя — логопеда. Для эффективного функционирования сопровождения необходимо наличие нормативной документации. В связи с этим:

                    Произведена корректировка Устава ОУ, Программы развития, Образовательной программы, должностных инструкций педагогов и младших воспитателей

                    Разработаны «Положение о инклюзивной группе», «Положение о службе сопровождения детей с ОВЗ», «Положение о ПМПк»

                    Соглашения о сотрудничестве ДОУ с учреждениями социума

                    Разработаны договора между МБДОУ № 21 и родителями (законными представителями) воспитанника посещающего ДОУ о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.

                    Внесены изменения в структуру индивидуальных коррекционно-образовательных программ воспитанников ДОУ (дети с ЗПР).

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в МБДОУ № 21 взяли во внимание следующее аспекты:

                    наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещающих ДОУ,

                    психологическая готовность коллектива ДОУ к инклюзии детей с ОВЗ, предполагающая знакомство с основными ценностями, целями, методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;

                    наличие необходимых специалистов по сопровождению детей с ОВЗ,

                    наличие специальных условий для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья,

                    возможность повышения квалификации педагогов.

Определена цель деятельности: обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

В соответствии с целью поставлены задачи:

                    создание уютного, комфортного пространства для всех,

                    создание среды, способствующей гармоничному развитию личности,

                    формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения,

                    создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи,

                    формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих воспитательно — образовательный процесс.

Организация сопровождения детей с ЗПР проектировалась на основании ряда подходов:

  1.                Личностно-ориентированный подход. В данном случае ребенок с ограниченными возможностями воспринимается в соответствии индивидуальных особенностей и потребностей развития и здоровья. Коанда специалистов, в соответствии с заключением ПМПК составляет «Индивидуальный план развития ребенка».
  2.                Семейно-ориентированный подход: семья. Выполнение индивидуального плана развития эффективно только полном включении семьи ребенка в образовательное пространство ДОУ
  3.                Междисциплинарный подход — поэтапная деятельность сопровождения специалистами в МБДОУ № 21.

Напервом этапе введения инклюзивного сопровождения в МБДОУ № 21его можно назвать организационным:

                    был проведен анализ квалификации специалистов, комплектации предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым работает ДОУ, затем согласовали с главным специалистом Управления образования соответствие условий реализации инклюзивных целей;

                    далее руководитель, учитель-логопед и педагог-психолог провели встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определен состав ПМПк, приказом руководителя назначен координатор по организации инклюзивного сопровождения в ДОУ;

                    определение основных мероприятий по адаптации детей ДОУ к новым условиям с приходом детей с ЗПР,

                    на основе заключения ПМПК и результатов диагностики, проведенной специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед) были разработаны индивидуальные образовательные маршруты для детей с ЗПР в ДОУ;

                    провели анкетирование и встречи с родителями детей с ЗПР;

                    подписали договоры с родителями;

                    определили параметры диагностики детей в адаптационный период;

                    составили расписание и определили распорядок дня.

Навтором этапе:

                    разработали концепцию организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации

                    скорректировали образовательную программу ДОУ, учитывающую ФГОС ДО и особенности инклюзивного процесса;

                    позаботились о методическом обеспечении данного процесса;

                    начали обучение педагогов через участие в конференциях, вебинарах (областная межведомственная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы инклюзивного образования и медицинское сопровождение образовательного процесса»); все педагоги прошли повышение квалификации по направлению: «ФГОС ДО: идеология, содержание, тактика введения»; воспитатель по физической культуре поступил на курсовую переподготовку «Дошкольная психология детей с ОВЗ», старший воспитатель обучается по программе курсовой подготвки: «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»;

                    постарались, насколько это возможно в данных условиях, создать развивающую предметно-пространственную среду;

                    разработали структуру управления инклюзивным образовательным учреждением, в которую вошли: Служба сопровождения детей с ЗПР и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ в одном лице; родительские общественные организации, которые в МБДОУ № 21 представляет родительский комитет;

                    постарались выстроить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса. Для родителей, детей с ОВЗ был организован семейный клуб «Школа жизни»;

С целью принятия решения стратегических и оперативных задач, координации деятельности коллектива ДОУ по включению детей с ЗПР в образовательный процесс на одного из специалистов ДОУ приказом заведующего был назначен координатор сопровождения. В МБДОУ № 21 координатором является старший воспитатель. Это специалист с высшим педагогическим образованием, средним медицинским образованием, имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития (такими, как ЗПРР, интеллектуальная недостаточность, в том числе синдром Дауна, ДЦП). В обязанность координатора входит создание необходимых условий слаженной работы педагогической команды и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития, коррекции и социальной адаптации каждого ребёнка с ЗПР в ДОУ.

Каждое из направлений сопровождения детей с ЗПР в МБДОУ № 21 в процессе инклюзии, с учетом своей специфики, в той или иной мере реализует пять основных функций:

                    обучение и воспитание детей с ЗПР осуществляется в соответствии с Основной образовательной программой ДОО по направлениям: социально — коммуникативное, физическое развитие, художественно — эстетическое, речевое, познавательное;

                    диагностико-прогностическая, при наличии основного и сопутствующих заболеваний проводится диагностика, как заболеваний, так и образовательной среды ДОУ; так же в определении соответствия мер, направленных на устранение неблагоприятных и активизации благоприятных факторов, влияющих на развитие, воспитание и коррекцию развития;

                    коррекционная деятельность заключается в исправлении выявленных в результате диагностики отклонений состояния здоровья детей и несоответствий образовательной среды установленным правилам и нормам;

                    профилактическая деятельность направлена на обеспечение условий сохранения здоровья детей,

                    консультативная поддержка проводится с педагогами, сотрудниками ДОУ, родителями, например в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями;

                    методическая поддержка в ДОУ заключается в опытно-поисковой проверке и интерпретации получаемых результатов диагностики и наблюдений; информировании субъектов образовательного процесса о результатах проводимой деятельности.

Процессом сопровождения в МБДОУ № 21 руководит заведующий руководитель дошкольным образовательным учреждением. Методическое обеспечение осуществляется старшим воспитателем (координатором сопровождения), с ориентиром на детей с ЗПР. Создание перспективных, календарно-тематических планов воспитателей и специалистов производится с учетом, как Образовательной программы, так и индивидуального образовательного плана (ИОП). Каждое мероприятие планируется с учетом индивидуальных особенностей детей. ИОП составляется по результатам первичной диагностики в ходе консилиумов специалистов и воспитателей групп.

При консолидации усилий всех участников образовательного процесса в МБДОУ № 21 создалась команда, объединенная едиными целями и задачами. Это воспитатель, выполняющий основную воспитательно-образовательную деятельность; воспитатель по физической культуре; музыкальный руководитель; учитель-логопед; педагог-психолог; медицинское обеспечение осуществляет медсестра.

Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. Родитель является носителем и транслятором, определенных социальных ценностей. На основании этого в МБДОУ № 21 была выстроена определенная системы работы с родителями воспитанников, которая смогла помочь им понять не только своих детей, но и воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия с ДОУ. Родители активные участники воспитательно-образовательных отношений. Принимают участие в совместной деятельности: творческие конкурсы с представлением работ семейного творчества на муниципальный конкурс: «Береги природу родного края» (2014г- 2 место). Всероссийский конкурс «Подарок для мамы» (2015год-3 место). Педагогами совместно с родителями была организована фотовыставка: «Лето красное», оформлена газета: «Жизнь прекрасна, когда безопасна». Общение родителей, осуществляется в «Школе жизни», созданном клубе, функционирующем второй год. Родители детей с ЗПР имеют почти одинаковые проблемы, предполагает взаимную поддержку и обмен информацией, что является важным фактором смягчения последствий длительного стресса. Использование групповых форм работы как родительские семинары: «Особенности воспитания ребенка с ЗПР», занятие в виде тренинга: «Роль семейного чтения в жизни дошкольника с ОВЗ», мастер-класс: «Кукла своими руками», позволили расширить знания родителей о психологических особенностях детей с ЗПР.

Из вышеперечисленных форм складывается жизнь МБДОУ № 21 в применении инклюзивной практики сопровождения детей с ЗПР в условиях ДОУ. Диагностика нервно –психического, речевого развития воспитанников с ЗПР по методике О. А. Безруковой показала положительную динамику развития: у детей с ЗПР улучшилась двигательная память, мелкая моторика рук, статической координации движений, увеличился объем словаря, сформированность словообразовательного умения, развитие фонематических процессов, понимание и самостоятельное продуцирование текста

В результате анкетирования родителей детей с ЗПР — около 100 % респондентов удовлетворены качеством предоставления услуг, квалификационной подготовкой специалистов ДОУ.

Таким образом, возможно, апробация процесса сопровождения детей с ЗПР в процессе инклюзии в условиях МБДОУ№ 21, на практике влечения других категорий детей с ОВЗ в образовательной организации.

 

Литература:

 

  1.                Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: Астрель,2012. 177с.
  2.                Лыкова И.А, Буренина А.И, Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии. — М., 2012.
  3.                Малофеев Н. Н. Право на образование, или Зачем нужна инклюзия // Учит. газ. 2010.№ 35. С. 17.
  4.                Зыскина М. А., Шрамко Н. В. Дополнительное профессиональное образование педагогов для инклюзивного образования //Педагогическое образование в России. 2014. № 1.С. 201–204.
  5.                Ямбург Е. А., Забрамная С. Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации. М.: БОСЛЕН, 2013. 213с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, инклюзивная практика, Образовательная программа, психическое развитие, родитель, сопровождение детей, старший воспитатель, физическая культура.


Похожие статьи

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОО

В статье рассматривается процесс адаптации детей с ОВЗ при переходе из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу ДОО.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в современной школе

В статье автором рассматривается вопрос о необходимости тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы инклюзивного обучения.

Особенности реализации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в общеобразовательных школах

Статья посвящена анализу проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Описаны особенности и трудности инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе

В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, а также представлены важные условия взаимодействия педагога с детьми ограниченными возможностями здоровья в процессе учеб...

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение

В статье показан опыт внедрения инклюзивного образования в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с применением инновационного оборудования как главного компонента образования детей с особыми потребностями.

Ресурсы для успешной школьной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются ресурсы для создания эффективной инклюзивной среды в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ.

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Похожие статьи

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОО

В статье рассматривается процесс адаптации детей с ОВЗ при переходе из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу ДОО.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в современной школе

В статье автором рассматривается вопрос о необходимости тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы инклюзивного обучения.

Особенности реализации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в общеобразовательных школах

Статья посвящена анализу проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Описаны особенности и трудности инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе

В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, а также представлены важные условия взаимодействия педагога с детьми ограниченными возможностями здоровья в процессе учеб...

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение

В статье показан опыт внедрения инклюзивного образования в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с применением инновационного оборудования как главного компонента образования детей с особыми потребностями.

Ресурсы для успешной школьной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются ресурсы для создания эффективной инклюзивной среды в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ.

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Задать вопрос