Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье рассматривается проблема тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации. Автором проведен о бзор источников по проблеме изучения детей с тяжелыми нарушениями речи; дана к линико-психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрены сущностные характеристики тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова : дети с тяжелыми нарушениями речи, тьютор, тьюторское сопровождение.
Дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой разнородную группу, первичным проявлением нарушений развития в которой является системное, общее недоразвитие речи, они могут иметь так же органически сохранный или нарушенный интеллект, расстройства аутистического спектра, двигательные нарушения. В образовательных учреждениях процесс сопровождения таких детей не только имеет перспективу, но и реализует права детей на образование как необходимое условие для построения позитивного общества, которое обеспечит полноценное участие в общественной жизни и успешную самодостаточность.
Согласно законодательству, «инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию для всех учащихся с учетом разнообразия образовательных потребностей и особых возможностей», поэтому, по мнению Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой, — «с помощью узких специалистов в области коррекции и развития, стали актуальным способом интеграции детей с дефектами речи в учебный процесс» [5].
Такие авторы как Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Е. Ф. Мастюкова, Л. Г. Парамонова, Г. А. Волкова, Ю. Ф. Гаркуша, Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова и др. обращают внимание на то, что дети с тяжелыми нарушениями речи — это дети с ограниченными возможностями здоровья, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. «У таких детей нарушения речевой деятельности негативно влияют на все психические процессы, которые протекают в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания» [2; 3].
Авторы учебников по логопедии: Л. И. Белякова, Н. Волоскова, Л. Волкова, Т. Филичева, И. Зайцев, Г. Чиркина, О. В. Правдина обращают внимание на то, что существует связь между нарушениями речи и другими аспектами психического развития, определяющими особенности мышления, и что такие дети отстают в развитии словесно-логического мышления при изучении синтеза и синтеза, сравнения и обобщение.
Для детей дошкольного возраста с патологией речи характерны незначительное отставание в развитии двигательной сферы, замедленная координация движений, торможение, сложность выполнения сложных двигательных программ. У детей с нарушениями речи отмечается снижение вожделения, сложности, раздражительности, гнева, отстраненности, раздражительности. Сложно общаться, трудно общаться с другими людьми [3; 4].
Индивидуальный и качественный уровень дошкольного образования, это как трамплин для освоения последующих этапов образования, например — начального общего. Поэтому тьюторское сопровождение является одним из обязательных условий развития детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовании.
В. Г. Анохина считает, что тьюторская поддержка, это «педагогическая деятельность, направленная на выявление и развитие образовательных причин и интересов ученика, поиск образовательных ресурсов и обучение педагога созданию отдельной образовательной программы» и учитель [1, с. 35].
Т. М Ковалева считает, что «индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы» [6, с. 67].
Наличие в образовательных учреждениях специалистов-тьюторов решит большинство вопросов в организации образовательного процесса с детьми с особыми потребностями.
На взгляд Е. В. Шамаевой, «тьютор в инклюзивном образовании — это специалист, который организует условия для успешного включения ребёнка ОВЗ в образовательную и социальную среду [10, с. 13]. Тьюторское сопровождение необходимо для корректной организации процесса обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Куляпин А. С., Т. Я. Шихова считают, что «психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации осуществляется через тесное сотрудничество учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, тьютора, медицинского и социального работников» [7, с. 78].
Взаимодействие специалистов начинается с комплексного всестороннего диагностического обследования ребёнка. На заседаниях ПМПк осуществляется анализ уровня актуального развития ребёнка, разрабатывается индивидуальная программа сопровождения ребёнка [9]. Специалистами определяются зоны взаимодействия, подбираются наиболее эффективные образовательные технологии, методы и приёмы работы с детьми.
По мнению И. В. Лошкаревой, «согласно ФГОС ДОО, построение образовательного процесса ориентированно на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей дошкольников, поэтому актуальным и важным является сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи таким специалистом как тьютор» [8].
Только тьютор помогает детям с нарушениями речи во время урока удерживать внимание на уроке, выполнять требования учителя и поддерживать адекватное общение со своими сверстниками.
Учитель-логопед решает сложные задачи по исправлению и развитию всех частей речи дошкольников. Организация работы, развитие артикуляционной моторики, исправление дефектов речи, преодоление трудностей в слоговом и фонематическом разборе слов разных слогов, разработка сложных форм раздувания и словообразования в речи, устранение сложных форм речи.
Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой пишут, что «целью педагогического сопровождения является обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации. Воспитательное сопровождение предполагает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах» [5].
Целью социальной поддержки является развитие социальных навыков у детей с тяжелыми дефектами речи. Цель медицинской помощи — формирование здоровых привычек жизни, улучшение самочувствия детей и создание условий для профилактики соматических заболеваний.
Содержание этой работы находит свое отражение в разработке и составлении специальных планов развития для детей с тяжелыми нарушениями речи. При разработке отдельной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы: изучение документов, личных дел, ознакомление с медицинским осмотром, указание неблагоприятных периодов развития ребенка; изучение детского общества (социальной среды); диагностические исследования.
Специальная программа развития ребенка разработана для решения следующих вопросов: психологическая, педагогическая и медико-социальная поддержка детей; адаптация ребенка к условиям обучения и воспитания; предотвращение отсталости и нежелательных тенденций в личностном развитии; профилактика социальных ошибок, поведенческих расстройств; коррекция поведения, основанная на создании благоприятных условий для развития личностного потенциала ребенка.
В заключении хотелось бы отметить, что роль тьютора может для реализации стандартных идей, дополнить позицию воспитателя, потому что принцип персонализации лежит в основе деятельности тьютора.
С педагогической точки зрения тьюторская деятельность рассматривается как успешная интеграция ребенка с дефектами речи в учебную среду общеобразовательного учреждения, помощь ребенку в реализации себя в учебном процессе. Поддержка тьютора заключается в полной реализации образовательного потенциала личности.
Создание единого коррекционно-развивающего пространства в образовательных учреждениях позволит улучшить и развить функциональную систему речи, развить познавательную активность и интеллектуальные способности детей с дефектами речи. Работа учителей уместна, постоянно развивается и востребована учителями, детьми и родителями.
Литература:
- Анохина В. Г. Основные формы, методы и средства тьюторского сопровождения: методический материал в помощь тьютору. — М.: Проспект, 2018. — 67 с.
- Баль Н. Н., Дроздова Н. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. — Минск: Образование и воспитание, 2017. — 151 с.
- Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. — Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2019. — 287 с.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: III тур, 2013. — 318 с.
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошк. учреждений // Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — Москва: Мозаика-Синтез, 2016. — 143 с.
- Ковалёва Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» / Т. М. Ковалева — М.: Издательский центр «Мир», 2015. — 64 с.
- Куляпин А. С., Шихова Т. Я. Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных программ // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции / под общ. ред. Л. А. Косолаповой. — Пермь: ПГГПУ, 2012. — С. 120–126.
- Лошкарева И. В. Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО
- [Электронный ресурс]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/31/rechevoe-razvitie-v-sootvetstvii-s-fgos-do (дата обращения: 16.11.2021)
- Малахова И. В. Специфика тьюторского сопровождения на переходе от дошкольного к начальному обучению. — URL: http://myschool2.ru/doc/tyuttorsvo/2–24.pdf (дата обращения: 11.11.2021).
- Шамаева Е. В. Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 329–331. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85311/ (дата обращения: 07.12.2021).