В статье авторы рассказывают о преимуществах, значении и проблемах инклюзивного образования в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивное образование, специальная педагогика, особые образовательные потребности.
Находясь в рамках современного социума, мы не можем себе представить, каким образом человек проведет свою жизнь, не получив образования. Отсутствие образования означает, что он не сможет не только самостоятельно обеспечить свое проживание, но и самореализоваться, утвердить себя в обществе. Что дает нам образование?
Образование выполняет две важнейшие цивилизационные функции развития личности: её духовное, нравственное, художественное, культурное развитие и её социализацию, а также экономическую функцию — воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов для общественного производства [1, с. 3].
Вопросу обретения образования придается очень большое значение, начиная почти с младенческого возраста, в процессе воспитания детей применяются различные развивающие методики. Деятельность родителей и педагогов в рамках воспитательно-образовательного процесса требует определенной компетентности, постоянства, внимания, широкого кругозора, терпения и целеустремленности.
В случае если ребенок рождается или приобретает какие-либо нарушения в физическом и психическом развитии, ему гораздо сложнее адаптироваться в этом мире, труднее овладеть знаниями и навыками, обрести социальные связи. Для образования таких детей нужен особый подход, специальные технологии и методики. В этом случае образовательный процесс имеет не только обучающую, развивающую, воспитательную, и коррекционную функции. Вопросами образования особых детей занимается Специальная педагогика. Специальная (или коррекционная) педагогика — одна из отраслей педагогики, которая занимается вопросами образования лиц с нарушениями физического или психического развития [5, с. 8]
Согласно новому стандарту Министерства просвещения РФ, дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать вид обучения исходя из выбора родителей, здесь подразумевается 3 варианта образования:
— в общеобразовательных учреждениях по месту жительства;
— в специализированных классах или группах коррекционного типа;
— в отдельных специализированных учебных заведениях коррекционного направления.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях вместе со здоровыми сверстниками носит характер «включения» особого ребенка в образовательный процесс и является Инклюзивным образованием.
Основные положения Инклюзивного образования закреплены в «Законе об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 2, п. 27), который дает следующее определение: «инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Суть инклюзивного образования заключается в том, что:
— для обучения особого ребенка подбирается специальная адаптированная образовательная программа (АОП) в соответствии с его нозологией,
— оказывается помощь специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, медиков),
— создаются необходимые технические условия, исключается изоляция от сверстников,
— родители также являются участниками образовательного процесса (они постоянно контактируют с педагогами и другими специалистами, обретая знания и опыт в вопросах развития своих детей),
— дети не оторваны от семьи.
Таким образом, осуществляется комплексный подход в вопросе образования детей с ОВЗ: инклюзия означает приспосабливание образовательного процесса под нужды детей с особыми образовательными потребностями, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей организма каждого ребенка.
Более того, инклюзивное образование формирует свою собственную шкалу ценностей (аксиологию), где ключевыми являются следующие принципы: каждый человек, независимо от способностей и достижений, имеет право на образование и поддержание приемлемого уровня знаний, самовыражение и личный прогресс, общение, дружбу и поддержку [1, с. 10]
Однако на современном этапе развития нашего общества инклюзивная форма обучения является непростой задачей для самих общеобразовательных заведений, поскольку предусматривает соблюдение определенных требований и создание специальных условий. Специальные условия для получения образования — специальные образовательные программы и методы обучения, технические средства, медицинские, психологические, социальные и другие услуги, помогающие лицам с ограниченными возможностями овладеть общеобразовательными и профессиональными образовательными программами. [5, с. 8]
Сложность заключается в том, что педагоги общеобразовательных учреждений не всегда готовы к работе с особенными детьми, бывает, что у них недостаточно компетенций в этой области знаний, одноклассники и их родители могут быть не настроены на принятие и общение, образовательное учреждение может не обладать арсеналом технических средств, необходимых для инклюзивного обучения. Однако законодательная основа инклюзивного образования заложена, образовательная система и общество все более меняется в сторону принятия нетипичных детей.
Итогом внедрения подобного образования является гармонически развитая личность, не дистанцирующая себя от общества и не чувствующая отчуждения, способная к самостоятельной и полноправной жизни в обществе [1, с. 20].
Литература:
- Ахметова, Д.З., Нигматов, З.Г., Челнокова, Т.А., Юсупова, Г. В. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова, Г. В. Юсупова и др. — Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. — 255 с.
- Горюшина, Е. А., Гусева, Н. А., Румянцева, Н. В. Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. рекомендации / Н. В. Румянцева, Е. А. Горюшина, Н. А. Гусева. — Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2018. — 103 с.
- Наумов, А.А., Соколова В. Р.,. Седегова А. Н.. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова — Волгоград: Учитель, 2012. — 147 с.
- Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для вузов / Е. В. Михальчи. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 177 с.
- Сиренко, Р.Н., Петрова, О.О., Матюхина, Ю.А. «Специальная педагогика. Шпаргалка» / Р. Н. Сиренко, О. О. Петрова, Ю. А. Матюхина — Воронеж: Изд-во «Научная книга», 2008.-125 с.