Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лепехова, Н. Ф. Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации ФГОС ДО / Н. Ф. Лепехова, Е. С. Теремяева, О. В. Исаулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — С. 240-241. — URL: https://moluch.ru/archive/527/116600/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного образовательного учреждения на этапе реализации ФГОС ДО.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописана цель взаимодействия ДОО и семьи воспитанников. Согласно п.1.6.9. ФГОС ДО одной из задач Стандарта является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Для обеспечения своевременной и комплексной помощи детям и их семьям в ДОО создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) в составе: заведующий, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, медицинская сестра. В рамках работы ПМПк обсуждаются проблемы определения и порядок предоставления специализированной квалифицированной помощи детям-инвалидам, детям с ОНР, определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, выработка согласованного решения по определению образовательного и индивидуального коррекционно-развивающего маршрута ребенка.

Процесс реализации психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов ДОО, наблюдающих ребенка. Система работы с родителями включает следующие этапы.

Первый этап первичная диагностика ребенка и его семьи. На этом этапе происходит первое знакомство родителей со специалистом (психологом, логопедом), который в дальнейшем будет проводить коррекционные мероприятия. С этой целью используем: анкетирование, «почтовый ящик», электронную почту, др.

Второй этап более глубокое знакомство коллектива специалистов с родителями, налаживание непосредственного контакта. Для расширения представлений родителей о системе работы ДОО используем наглядно-информационные средства: сайт детского сада, буклеты, а также родительские собрания, семинары, индивидуальные беседы и т. д.

Третий этап психологическая, коррекционно-педагогическая, помощь семье. Коррекционно-педагогическая помощь направлена на обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях по развитию: мелкой моторики и зрительно-моторной координации; познавательной сферы: процессов восприятия, внимания, памяти; речи и коммуникативной сферы ребенка; ведущей (игровой) деятельности ребенка.

Обучение проводится специалистами на основе: разработанной программы индивидуального сопровождения ребенка (для детей-инвалидов), индивидуального маршрута развития (для детей с ОНР).

Формы взаимодействия с родителями на третьем этапе.

На индивидуальных и групповых занятиях с детьми родители осваивают формы правильного взаимодействия со своим ребенком, так как они являются самой заинтересованной в успехе реабилитации стороной и больше всего времени проводят с ребенком. Совместное творчество позволяет увидеть родителям в своих детях «особые способности и таланты», которых нет у других детей.

При проведении консультаций, бесед ориентируем родителей на создание предметно-развивающей среды, необходимой в данный момент его развития и учитывающей особенности ребенка, на систематическое проведение коррекционно-педагогических занятий в условиях семьи.

В процессе семинаров-практикумов используем видеосъемки и фотографии моментов взаимодействия детей с детьми и взрослыми (с письменного согласия родителей на фото и видеосъемку), обучаем родителей выполнению коррекционно-развивающих упражнений.

Дни «открытых дверей», проводимые в ДОУ ежеквартально, дают родителям возможность увидеть уровень коммуникативно-речевого общения своего ребенка.

Участие в психологических тренингах помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы (эмоционально-волевые, поведенческие, интеллектуальные), осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.

Обучению практическим навыкам воспитания детей родители все-таки предпочитают творческое участие во всевозможных конкурсах («Чтецов», «Семья года»), утренниках («Встреча Нового года», «8 марта» и др.), фестивалях семейного творчества, выставках и при проведении совместной проектной деятельности («Семейный экологический проект», «Я-исследователь»).

Раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком позволяет в большинстве случаев нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом. Важно то, что реализация планов реабилитационной работы с детьми с различными нарушениями может быть достигнута только при тесном сотрудничестве специалистов участвующих в этом процессе — с родителями «особенного ребенка».

Вышеперечисленные формы работы с родителями показали на практике свою эффективность. Большая часть родителей, овладев отдельными приемами коррекционной работы, повысила свою компетентность в вопросах развития и образования детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Барсукова О. В., Гавриш Е. Н., Пикина Е. В. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. № 1.-с.12–14.
  2. Зеленкова Т. В., Селезнева Е. В., Солдатов Д. В., Солдатова С. В. Методические рекомендации по созданию инновационных организационных форм по обеспечению детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогической коррекционной поддержкой при обучении в Московской области. — Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014–194 с.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, коррекционная работа, система работы, этап.


Похожие статьи

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности взаимодействия педагогических работников с детьми в детском оздоровительном лагере социального обслуживания

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Развитие дистанционной системы школьного взаимодействия в рамках подготовки обучающихся 8-9-х классов к участию в государственной (итоговой) аттестации в независимой форме

Особенности взаимодействия социального педагога с неблагополучными семьями в СОШ

Похожие статьи

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Особенности взаимодействия педагогических работников с детьми в детском оздоровительном лагере социального обслуживания

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Развитие дистанционной системы школьного взаимодействия в рамках подготовки обучающихся 8-9-х классов к участию в государственной (итоговой) аттестации в независимой форме

Особенности взаимодействия социального педагога с неблагополучными семьями в СОШ

Задать вопрос