Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 28.05.2018

Статья просмотрена: 5892 раза

Библиографическое описание:

Вербицкая, И. Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. Б. Вербицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 467-469. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50749/ (дата обращения: 21.11.2024).



Статья посвящена изучению методического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках внедрения федеральных государственных стандартов.

Ключевые слова: методическое сопровождение, дошкольные образовательные учреждения, образовательные стандарты, педагог

Система дошкольного образования в России в приоритеты своего развития ставит открытость, вариативность, ориентированность на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. В этой ситуации на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности в детском саду, его взаимодействия с семьями и начальной школой, значительную роль играет эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности ребенка дошкольника.

В настоящее время в России существует система внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), которые оказывают существенное влияние на деятельность педагогов, методических работников и всего образовательного учреждения в целом. При осуществлении такого процесса методическая работа приобретает все большее значение. Под методической работой понимают систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов.

В состав методической работы входят следующие направления:

‒ методическое сопровождение (процесс взаимодействия между сопровождаемым и сопровождающим, направленный на выявление, поиск и формирование методов решения возникающих проблем педагога в ходе осуществляемой профессиональной деятельности),

‒ методическое обеспечение (процесс поиска, разработки, проверки, выбора, испытания и дальнейшей имплементации апробированных моделей, технологий и методик развития воспитанников).

ФГОС дошкольного образования предусматривает следующие направления методического сопровождения педагогов:

‒ усовершенствование компетентности всех участников образовательного процесса;

‒ обеспечение необходимыми аналитическими и информационными материалами;

‒ педагогическое проектирование;

‒ наблюдение и оценка;

‒ предоставление необходимой помощи участникам образовательного процесса;

‒ обеспечение качества и доступности интернет-услуг.

‒ создание центров творчества и креатива в целях повышения профессионального мастерства педагогов.

‒ использование интерактивных форм повышения мастерства в профессиональной деятельности педагога.

Современные требования ФГОС приводят к тому, что педагог сталкивается в своей деятельности с рядом трудностей и проблем. Существует необходимость интегрирования новых требований в образовательный процесс. В результате между существующей практикой организации методической деятельности и реальным образовательным процессом возникает некое противоречие. Для решения данного вопроса необходимо индивидуально подходить к образовательному процессу каждого воспитателя, учитывать его индивидуальные возможности и способности, помимо этого обеспечивать необходимое методическое сопровождение образовательного процесса.

Понятие «методическое сопровождение» отличается от термина «методическая работа». М. М. Паташник рассматривает методическое сопровождение как особую деятельность, в которой педагоги посредством планирования, организации, руководства и контроля, обеспечивают организацию педагогического процесса, направленную на достижение образовательных целей. А. М. Моисеев, как целостную, обоснованную достижениями науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, действий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, воспитателя.

Таким образом, под методическим сопровождением педагогических работников следует понимать, систему взаимосвязанных мер и действий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Внедрение методического сопровождения в дошкольном учреждении заставляет задуматься над вопросами обучения непосредственно самого педагогического состава, необходимостью понимания достаточности знаний, умений и навыков, компетенций педагогов, а также возможности и важности повышения квалификации и профессионального мастерства. При этом необходимо учитывать эффективность и оптимальность содержания методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях.

Как правило, функции методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении возложены на методиста. К профессиональным задачам методиста относят:

‒ исследовать деятельность воспитателя в ходе образовательного процесса в ДОУ (изучить его возможности, способности, уровень их профессиональной компетентности, качество профессиональной деятельности);

‒ помогать в решении общих задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, реализуя и направляя профессиональную деятельность воспитателей;

‒ осуществлять взаимодействие и контроль взаимодействия между воспитателями и с другими субъектами педагогического процесса;

‒ осуществлять работу с материалами, имеющимися в методическом кабинете ДОУ, учитывая запросы педагогического состава;

‒ грамотно применять на практике предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения;

‒ способствовать и содействовать организации процесса самообразования, организовывать повышения квалификации и уровня собственной профессиональной компетенции и педагогического состава.

Как правило, работа с педагогами строится узкопрофессионально, рассматривается с позиции передачи воспитателям некоторой новой суммы психолого-педагогических знаний (о социальной ситуации развития, зоне ближайшего развития, деятельностном подходе и т. д.). При этом почти не затрагиваются вопросы воздействия педагогов на самих себя. Последствия такого положения дел: преобладание формального перехода на новые стандарты, неумение понять индивидуальность воспитанников, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, администрацией, несформированные навыки саморегуляции. В связи с этим основным приоритетом в работе с педагогами должно быть создание условий для полноценного раскрытия и реализации потенциала их личности. Готовность педагогов дошкольного учреждения к профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО представляет собой взаимосвязь трех компонентов:

  1. Мотивационно-личностный: установка на педагогическую деятельность с детьми в новой идеологии, переориентация педагога на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия.
  2. Содержательный компонент: освоение педагогом профессионально- значимых знаний, адекватных содержанию профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
  3. Деятельностный компонент: овладение педагогом профессионально-значимыми умениями, необходимыми для профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Новые образовательные стандарты (ФГОС) сегодня определяют состояние педагогической деятельности. Такие образовательные стандарты формируют новый социальный заказ, соответственно перестраиваются и требования к самой системе дошкольного образования. Значительные изменения в современном мире, как в социальной, так и экономической сферах, ставят перед человеком задачу быстрой адаптации, принятия решений при возникновении вопросов, при этом современный человек должен проявлять гибкость и креативность, уметь существовать в состоянии неопределенности, применять навыки эффективной коммуникации. Главная задача современной образовательной системы — подготовить учащегося и воспитанника, который будет обладать таким набором знаний, умений и навыков, которые позволять ему уверенно чувствовать себя и быть самостоятельным. Дошкольное образовательное учреждение, выступая в качестве первой образовательной ступени, отвечает за подготовку воспитанника к обучению в школе, при этом единые образовательные стандарты предоставляют равные возможности для познания всем детям. Таким образом, можно с уверенностью утверждать о необходимости организации методического сопровождения педагогов в каждом конкретном дошкольном учреждении, с целью оказания своевременной педагогической помощи и поддержки в организации педагогического процесса.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ %20№ %201155 %20от17.10.2013 %20г..pdf
  2. Ставцева, Юлия Гафурьяновна Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ [Текст] // Гаудеамус. — 2016. — № 2. — С. 109–117.
  3. Майер, А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А. А. Майер. — М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.
  4. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19–20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов, О. Г. Красношлыкова и др. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. — Ч.1. — 288с.
  5. Дошкольное образование в XXI веке [Текст] //Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. Уфа, 26 апреля 2013. — Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2013. — 574 с.
Основные термины (генерируются автоматически): методическое сопровождение, образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, методическая работа, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство, дошкольное образование, дошкольное учреждение, педагогическая деятельность, педагогический процесс.


Похожие статьи

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Мониторинг управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях

В данной статье рассматривается вопрос организации мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Организационно-педагогические условия обучения дошкольников английскому языку в системе дополнительного образования

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические процессы, необходимые для эффективного обучения детей дошкольного возраста.

Методическое сопровождение педагогов по использованию образовательной робототехники в дошкольных образовательных организациях

В статье автор описывает структуру методического сопровождения педагогов по использованию образовательной робототехники в ДОО.

Повышение дидактико-методической компетентности педагогов ДОО с использованием интерактивных технологий

Современный педагог ДОУ

В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...

Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.

Организация поисковой деятельности дошкольников

В данной статье раскрываются содержание и методика организации поисковой деятельности старших дошкольников в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Профессиональное сопровождение педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа

В статье предпринята попытка систематизировать современные представления о профессиональном сопровождении педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа. Рассмотрено понятие профессионального сопровождения....

Похожие статьи

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Мониторинг управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях

В данной статье рассматривается вопрос организации мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Организационно-педагогические условия обучения дошкольников английскому языку в системе дополнительного образования

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические процессы, необходимые для эффективного обучения детей дошкольного возраста.

Методическое сопровождение педагогов по использованию образовательной робототехники в дошкольных образовательных организациях

В статье автор описывает структуру методического сопровождения педагогов по использованию образовательной робототехники в ДОО.

Повышение дидактико-методической компетентности педагогов ДОО с использованием интерактивных технологий

Современный педагог ДОУ

В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...

Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено изучению социального развития дошкольников раннего возраста. Разработана модель, представляющая собой совокупность методов, диагностических процедур и сопровождения дошкольников раннего возраста.

Организация поисковой деятельности дошкольников

В данной статье раскрываются содержание и методика организации поисковой деятельности старших дошкольников в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Профессиональное сопровождение педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа

В статье предпринята попытка систематизировать современные представления о профессиональном сопровождении педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа. Рассмотрено понятие профессионального сопровождения....

Задать вопрос