Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (198) март 2018 г.

Дата публикации: 22.03.2018

Статья просмотрена: 3167 раз

Библиографическое описание:

Абибуллаева, Э. А. Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях / Э. А. Абибуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 142-145. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48795/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллектива, реализуемый старшим воспитателем ДОУ с привлечением всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников). Приводятся практические рекомендации по выбору содержательной части каждого блока методического сопровождения педагогов ДОУ.

Ключевые слова: педагогический коллектив, методическое сопровождение педагогов, дошкольное образование.

Постановка проблемы. На сегодняшний день в условиях реализации ФГОС ДО в практической работе подавляющего большинства дошкольных образовательных учреждений возникают непредвиденные сложности, трудности, требующие своевременного и быстрого реагирования от педагогов, которые в силу отсутствия подобного рода опыта деятельности, остро нуждаются в помощи — методическом сопровождении. Проблема методического сопровождения педагогов ДОУ носит комплексный характер, так как она отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, выступает во временной, пространственной и институциональной формах, может быть отражена посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик (И. А. Липский).

Цель статьи заключается в раскрытии сущности методического сопровождения педагогов ДОУ.

Изложение основного материала. Важнейшим требованием к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является постоянное методическое сопровождение педагогов. В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической деятельности. Методическое сопровождение — это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта. Сущность методического сопровождения педагогов заключается в систематической коллективной и индивидуальной деятельности педагогических кадров, направленной на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства [2].

Анализируя результаты наблюдений за взаимоотношениями детей в старших группах детского сада, можно сделать вывод о недостаточном, а порой и низком уровне сформированности у детей навыков продуктивного общения. Формирование коммуникативных навыков остается вне зоны внимания воспитателей. В основном педагоги занимаются развитием познавательных умений детей и налаживанием общей дисциплины в группе. Современное семейное воспитание зачастую не в состоянии обеспечить полноценное коммуникативное развитие ребенка. Все это приводит к тому, что дети предпочитают играть самостоятельно, изолированно от других, не принимая сверстников в свои игры. Возрастает количество конфликтных ситуаций. Есть дети, которые умеют общаться только со взрослыми [1, c. 54–55].

Для решения вышеперечисленных проблем, а также для более качественной подготовки к школе в плане их социальной готовности и предупреждению школьной дезадаптации необходимо методическое сопровождение педагогов ДОУ в процессе формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе, как наиболее эффективная форма работы в детском саду.

Ведущая цель такого рода методического сопровождения: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития навыков свободного и продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками.

Методическое сопровождение педагогов ДОУ строится по блокам (диагностическому, психологическому просвещению и профилактики, а также по блоку консультирования педагогов) и реализуется старшим воспитателем с привлечением всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников) [5].

Диагностический блок. В начале сопроводительной работы с педагогами нужно сделать акцент на диагностическом интструментарии при работе с дошкольниками для выявления актуального уровня сформированности социально-коммуникативной готовности ребенка к школе. Данной работе обязательно предшествует внимательное изучение педагогом и психологом коммуникативного поведения каждого ребенка в группе сверстников, его эмоционального благополучия, а также общий уровень психологического комфорта группы и стиль взаимоотношений педагогов с воспитанниками. С этой целью проводятся наблюдения разных видов деятельности воспитанников, уточняющие беседы с воспитателями. Анализ результатов наблюдений позволяет выявить детей, испытывающих трудности в общении, особенности взаимодействия взрослых и детей, влияние взрослых на формирование социально — коммуникативных навыков каждого ребенка.

Затем психологом проводится более тщательное, углубленное обследование детей. По мере необходимости к обследованию подключаются логопед и дефектолог. Это необходимо детям, у которых нарушения речи или задержка психического развития тормозит формирование коммуникативных навыков.

По результатам обследования выявляются особенности социально-коммуникативного развития ребенка, планируется содержание индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, проводится консультирование педагогов и родителей воспитанников по подготовке детей к школе.

Блок психологического консультирования необходим не только педагогам ДОУ, но и родителям дошкольников. С самого рождения ребенок постепенно овладевает социально-коммуникативным опытом через эмоциональное общение со взрослыми. Именно они: родители, педагоги контролируют, направляют общение детей, показывают способы взаимодействия, одобряют или не одобряют то или иное поведение ребенка в общении. Поэтому на них ложится огромная ответственность по формированию социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе.

Блок психологического просвещения и профилактики является очень важным в методическом сопровождении педагогов ДОУ. Темы просветительской и профилактической работы варьируются в зависимости от конкретных условий и актуальных на текущий момент проблем, но некоторые темы рекомендованы для обязательного освещения. В данной работе необходимо учитывать не только вопросы общения ребенка со сверстниками или взрослых с детьми, но и особенности взаимодействия взрослых друг с другом (общение педагогов в коллективе и взаимоотношения родителей в семье). Это важно, так как личный пример взрослого — один из эффективных методов развития тех или иных качеств личности ребенка.

В рамках профилактической работы с педагогами на педсоветах и педчасах проводятся психологические тренинги, направленные на формирование навыков общения и сплоченность коллектива. Для родителей и педагогов оформляются тематические информационные стенды.

Примерная тематика просветительской работы с педагогами ДОУ:

– «Понятие коммуникативного развития. Методы и приемы формирования коммуникативных навыков детей в детском саду».

– «Искусство общения в коллективе: взаимоотношения между педагогами, социально — психологический комфорт группы».

– «Повышение профессионального мастерства педагогов» (совершенствование коммуникативных навыков).

– «Общение — это серьезно!»

– «Роль воспитателя в становлении межличностных отношений детей в группе сверстников».

– «Детские конфликты: предупреждение и регулирование».

– «Такие «удобные» дети — работа воспитателя с застенчивыми и малоактивными детьми».

– «Учим детей общению».

– «Стиль семейного воспитания. Как построить оптимальное взаимодействие с ребенком».

– «Социальная адаптация ребенка к школе» [4, c.45].

Главная задача методического сопровождения на данном этапе — помочь педагогам и родителям организовать правильное взаимодействие с детьми в детском саду и дома. Для этого проводятся индивидуальные и групповые консультации, на которых рассматриваются конкретные коммуникативные затруднения ребенка во взаимодействии с другими детьми, родителями или педагогами; разрабатываются пути решения выявленных проблем, демонстрируются различные приемы общения с ребенком для формирования у него адекватного коммуникативного поведения для формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Психологическое консультирование проводится по запросу педагогов, а так же по инициативе старшего воспитателя в случае особой актуальности проблемы.

Выводы. Таким образом, в статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде диагностического блока, психологического просвещения и профилактики, а также блока консультирования педагогов. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллектива, реализуемый старшим воспитателем ДОУ с привлечением всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанников). Данное исследование не исчерпывает всех практических вопросов методического сопровождения педагогов ДОУ в виду широты изучаемого явления, поэтому дальнейшие научные изыскания будут направлены на вопросы, связанные с методическим сопровождением педагогов в процессе формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Литература:

  1. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис... канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. — Екатеринбург, 1994. —230 с.
  2. Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. — М.: Айрисс-пресс, 2008.- 192 с.
  3. Дубцова, М. В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения / М. В. Дубцова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: международная заочная научно-практическая конференция. — 2015г. — С. 55–58
  4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2000. — 415 с.
  5. Новицкая В. А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: диссертация... кандидата пед. наук — Санкт-Петербург, 2007. — 281 с.
Основные термины (генерируются автоматически): методическое сопровождение педагогов, методическое сопровождение, ребенок, педагог, старший воспитатель, детский сад, родитель воспитанников, воспитательно-образовательный процесс, педагогический коллектив, психологическое просвещение.


Похожие статьи

Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической подд...

Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ

В статье раскрываются особенности информационной и методической поддержки педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, описаны основные задачи информационно-методического сопровожд...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Обеспечение воспитателем детского сада педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей

Описаны формы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников. Показан опыт работы педагогов в этом направлении и представлена схема — модель повышения компетентности родителей (законных представителей)...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...

Воспитательно-образовательная деятельность по формированию этических представлений у дошкольников в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию исследования деятельности воспитателей детского сада по формированию этических представлений у дошкольников. Разработана и реализована модель формирования этических представлений у дошкольников в ДОО. Анализ реализации модел...

Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Социальное партнёрство дошкольных учреждений и учреждений среднего профессионального образования

Вопросы социального партнерства между различными субъектами образования становятся все более актуальными в современное время. Реализация социального партнерства между дошкольной образовательной организацией (далее ДОО) и учреждением среднего професси...

Похожие статьи

Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической подд...

Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ

В статье раскрываются особенности информационной и методической поддержки педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, описаны основные задачи информационно-методического сопровожд...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Обеспечение воспитателем детского сада педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей

Описаны формы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников. Показан опыт работы педагогов в этом направлении и представлена схема — модель повышения компетентности родителей (законных представителей)...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...

Воспитательно-образовательная деятельность по формированию этических представлений у дошкольников в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию исследования деятельности воспитателей детского сада по формированию этических представлений у дошкольников. Разработана и реализована модель формирования этических представлений у дошкольников в ДОО. Анализ реализации модел...

Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...

Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...

Социальное партнёрство дошкольных учреждений и учреждений среднего профессионального образования

Вопросы социального партнерства между различными субъектами образования становятся все более актуальными в современное время. Реализация социального партнерства между дошкольной образовательной организацией (далее ДОО) и учреждением среднего професси...

Задать вопрос