Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников из опыта работы МБДОУ «Детский сад № 16» г. Арзамаса Нижегородской области.
Ключевые слова: дошкольный возраст, воспитатель, инновационные формы, родитель, семья, воспитание
В связи с переходом дошкольных учреждений на ФГОС ДО, возникли определенные изменения в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с Федеральным образовательным стандартом существует три субъекта образовательного процесса: ребенок, воспитатель и родитель.
В пункте 1.4. ФГОС ДО, к основным принципам дошкольного образования» относится взаимодействие Организации с семьей [4.с.5].
К тому же, одна из главных задач ФГОС ДО — «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [4.с.7].
В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений.
Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
В настоящее время у детских садов появились конкуренты в виде новых организаций дополнительного образования, где, по мнению родителей, с детьми занимаются лучше.
Часто бывает, что большая занятость родителей является причиной незаинтересованности жизни детей в детском саду.
В связи с этим актуальной на сегодняшний момент является проблема поиска инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников. К каждой семье воспитатели и администрация детского сада должны найти свой подход и учитывать социальный статус и состав семей.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации [1.с.3].
В то же время, преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие [3.с.2].
К традиционным формам взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников относятся: беседа, родительские собрания, консультирование, развлекательные мероприятия, выставки совместных работ, оформление стендов… Однако, на современном этапе, традиционные формы бывают не очень эффективными и привлекательными для родителей.
Цель всех форм и методов взаимодействия с семьей является доверительные отношения воспитателя с родителями и детьми. А для того, что бы всегда взаимодействовать с родителями, педагогу необходимо совершенствовать свои знания.
Поэтому каждый воспитатель старается «включить» родителей в деятельность детского сада путем привлечения инновационных форм. Рассмотрим данное «включение» на примере плана работы с родителями воспитателей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад «16» г. Арзамаса.
За 2016–2017 период в подготовительной группе были проведены инновационные формы с родителями такие как:
- Показ презентации «Как мы лето провели», где родители познакомились с жизнью детей в дошкольном учреждении в летний период.
- Тематическая акция «Помоги птицам зимой», где родителям предлагалось совместно смастерить кормушку для птиц, повесить ее на территории детского сада, приносить корм для птиц, прививая этим самым детям доброту, заботу о птицах. Лучшие работы были отправлены на Всероссийскую акцию «Помоги птицам», где были заняты 1,2,3 места.
- Тематическая акция «Народное творчество», где дети и родители были познакомлены с русским народным творчеством, был проведен мастер класс по изготовлению куклы — оберега, организованна выставка домашних поделок на данную тему.
- Воспитательный час с родителями воспитанниками, где дети совместно с родителями рисовали свои семьи, потом родители составили «Правила взаимоотношений между родителем и ребенком, ребенком и воспитателем, родителями и воспитателем». Мероприятие закончилось игрой «Мы вместе, а не против друг друга».
- Виртуальное общение, целью которого является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством информационных и коммуникационных ресурсов Интернета, где родители могут не только позвонить на номер телефона, но еще написать, дать комментарий на электронную почту или в социальных сетях, а некоторые вопросы могут быть обсуждены и через веб-камеру.
- Родительское собрание «История возникновения русских народных инструментов», где детям и родителям было рассказано о возникновении русских народных инструментов, после чего желающие могли рассмотреть и даже с играть на понравившемся инструменте.
- Мини-походы, где целью является заинтересовать родителей в жизни детей в не дома. Совместно с детьми и воспитателями родители посетили музеи, театр, выступление группы в других учреждениях, возложение цветов к памятным местам, прогулки за территорией детского сада.
- Детско-родительские посиделки «Выпечка для детей своими руками», где мамы принесли изготовленную дома выпечку и на чаепитие совместно с ребенком презентовали свои кулинарные шедевры.
- Проект «Опыты дома», целью которого была организация совместной деятельности родителя и ребенка через опытно-экспериментальную деятельность, где ребенок с родителями делал дома исследовательскую работу, которую потом презентовал в группе.
- Маршрут выходного дня семьи «По увлекательным местам», где родители совместно с детьми посетив интересные места в выходные дни, рассказали об этом другим детям, наглядно продемонстрировав это фотографиями в презентации.
- Мастер-класс для родителей «Такой полезный иван-чай», где воспитатели рассказали о полезных свойствах иван-чая, местах его произрастания, видах, показала этапы его засушки и использования в домашних условиях. Итогом мероприятия было чаепитие с родителями уже готового чая из иван-чая со сладостями.
- Фотовыставки, которые могут иметь разнообразную тематику: «Увлечение семьи», «Забавные домашние животные», «Профессия моего папы», «Семейный поход»… Фотовыставки позволяют семье проанализировать семейный опыт, проявить творчество в оформлении фотографии, рассказать ребенку в группе об истории фотографии.
Исходя из этого, к основным направлениям сотрудничества дошкольного учреждения с семьей относятся:
1) создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
2) совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОУ;
3) создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ [2.с.1].
Итак, работа воспитателей с применением разнообразных инновационных форм с родителями воспитанников, будет эффективной, только в случае партнерских отношений и позитивного настроя, как воспитателей, так и родителей.
Для того чтобы родители стали «помощниками детского сада» педагогическому коллективу необходимо: создать атмосферу взаимопонимания, установить доверительные, партнерские отношения, активизировать и обогатить воспитательный потенциал родителей, сформировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях.
Без родительского участия воспитательный процесс детского сада невозможен. Поэтому особое внимание должно быть направлено внедрению новых форм сотрудничества с родителями, которые позволят применить дифференцированный подход к семьям разного типа.
Литература:
1. Бурнашова Е. В. Оптимизация взаимодействия всех участников образовательного процесса. // http://pedsovet.org/dnevniki/pedsovet/-optimizatsiya-vzaimodeystviya-vseh-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa.
2. Кисленко О. В. Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения. // http://svm-realty.ru/effektivnie-formi-privlecheniya-roditelej-k-deyatelnosti-doshkolnogo-uchrezhdeniya/.
3. Мясникова Н. С. Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей // http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/01/konsultatsiya-dlya-vospitateley-na-temuorganizatsiya-sotrudnichestva — социальная сеть работников образования.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.