Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 15.02.2020

Статья просмотрена: 289 раз

Библиографическое описание:

Майданова, А. С. Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий / А. С. Майданова, Е. А. Головач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 243-246. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67375/ (дата обращения: 15.11.2024).



В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ готовности родителей к информационному взаимодействию и информированностью родителей деятельность образовательной организации.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, взаимодействие учебного заведения довузовского образования МО РФ с родителями нахимовцев, воспитательно-образовательный процесс, педагогическое взаимодействие.

В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. Компьютеры повсеместно внедряются в систему образования, в связи с чем, необходимо реализовывать новые модели образовательного процесса, создавать новую образовательную среду, которая отвечает сегодняшним реалиям.

Современный ребёнок проживает в среде электронной цивилизации, а педагог должен стать координатором того информационного потока, который увлекает за собой обучающегося. Такими образом, педагогу, воспитателю нужно уметь обладать современными методиками и новейшими образовательными технологиями, чтобы взаимодействовать на одном языке с воспитанниками [1].

Новейшие современные возможности помогают в работе не только с обучающимися, но и с их родителями. Сегодня использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе — это одно из самых важных течений модернизации образования, позволяющее разнообразить образовательный процесс, разрешающее увеличить качество учёбы и добиться новейшего уровня взаимоотношений с родителями (законными представителями) обучающихся [5].

В филиале «Нахимовского военно-морского училища» (Севастопольское президентское кадетское училище) взаимодействие с родителями (законными представителями) нахимовцев является важным звеном в построении воспитательной работы. Несмотря на то, что большую часть времени воспитанники находятся вне семьи, это не значит, что родители должны самоустраниться от процесса воспитания.

Ребята поступают в наше училище со всех регионов России, в том числе и очень удалённых. Воспитанники по несколько месяцев не видят своих родителей. Вот тут на помощь и приходят современные образовательные и воспитательные технологии.

Решающую роль в эффективности совместной работы воспитателя и родителей (законных представителей) нахимовцев играет своевременный и адекватный обмен информацией, касающейся всех направлений работы училища.

Применение ИКТ во взаимодействии с родителями воспитанников имеет ряд преимуществ, которые позволяют значительно повышать эффективность взаимодействия училища с родителями (законными представителями) нахимовцев:

− электронный дневник и LMS-система;

− индивидуальность подачи информации;

− минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации и увеличение потока информации;

− заказной принцип консультирования родителей (законных представителей);

− возможность изучать разные нормативные и отчётные документы по учебно-воспитательной работе;

− фотоотчеты с экскурсий, соревнований, конкурсов, с повседневной жизни воспитанников позволяют родителям видеть реализацию воспитательного процесса в училище;

− обеспечивает диалог субъектов коммуникации (средства мобильной связи, электронная почта, форум);

− наилучшее соединение персональной работы с классом;

− быстрое и доступное приобретение информации;

− создание электронных газет, журналов, видеофильмов о жизни нахимовцев;

− возможность просмотра (в режиме онлайн или офлайн) досуговых мероприятий (концерты к государственным праздникам, конкурсы талантов и инсценированной песни, КВНы и пр.)

Применяя ИКТ-технологии в своей работе, воспитатель имеет возможность оперативно связаться с родителями, обсудить проблемы, высказать тревогу или похвалить за успехи воспитанника, попросить о помощи в разрешении каких-либо вопросов (учёба, дисциплина, состояние здоровья и т. д.), организуя при этом индивидуальный диалог.

Использование в филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ) LMC-системы даёт возможность родителями (законным представителям) нахимовцев отслеживать и контролировать успеваемость своего ребёнка. Родители имеют доступ к дневнику своего ребёнка и могут своевременно реагировать на какие-либо неудачи сына, связываться с воспитателем или педагогом. Родители также приобретают возможность обсудить с воспитателем эмоциональное настроение, состояние здоровья сына, его взаимоотношения с одноклассниками, что необходимо для коррекции адаптивного обучения и воспитания каждого нахимовца.

Одним из нововведений может стать создание общего чата для родителей в популярных мессенджерах (Viber, WhatsApp), в котором каждый участник может узнать расписание занятий, мероприятия, текущие проблемы группы, может задать воспитателю любой вопрос об учебном процессе, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в классе. Как правило, виртуальные кoнтакты родителей с воспитателями, и рoдителей между сoбой фoрмируют неформальное oбщение рoдителей и педагoгов, что спoсобствует кoмплексности и взаимнoй связи образoвательных и вoспитательных вoздействий, реализуемых в училище и дoма [1].

Создание закрытых групп в «Контакте» или в «Одноклассниках» — ещё одна форма эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. Закрытая группа — это сообщества, доступ к материалам, которых ограничен и доступен только участникам этой группы. Группа должна быть именно такого формата, для сохранения конфиденциальных данных. Её пользователи имеют возможность следить за новостями сообщества только после подачи заявки и дождавшись одобрения модератора группы.

Создание таких групп направленно на решение следующих задач:

− осуществлять обмен опытом;

− стать для родителей источником информации учебного и воспитательного характера;

− делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной.

Совсем новая возможность для общения воспитателя с родителями (законными представителями) несёт в себе организация собственной веб-страницы в сети Интернет. При организации веб-страницы учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (не выкладываются итоги диагностики, личные сведения о воспитанниках и их родителям). Материалы на веб-странице размещаются, главным образом, консультационные: возрастные особенности, рекомендации и советы специалистов, электронная газета класса.

Сегодня ни одно родительское собрание, ни одна родительская конференция, проводимые в нашем училище, нельзя себе представить без использования ИКТ, а именно с использованием различных презентаций, где родители прослеживают жизнь, успеваемость и творчество своих детей [3].

В перспективных планах у нас получить возможность и реализовать в работе с родителями (законными представителями) воспитанников проведение родительских собраний в режиме видеоконференций, чтобы каждый из родителей, независимо от места жительства мог принимать непосредственное участие в вопросах обсуждения успеваемость и дисциплины класса, вносить предложения по улучшению образовательно-воспитательного процесса.

Наличие сайта филиала НВМУ (Севастопольское ПКУ) может служить для родителей (законных представителей) нахимовцев источником методического, образовательного или воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут оперативно получать информацию о специфике работы училища, курса, класса, расписании занятий, о проводимых учебных и внеурочных мероприятиях, о методах сбережения здоровья детей, их безопасности. Сайт пoзволяет рoдителям в реальнoм режиме времени oтслеживать успехи свoих детей, пoлучать инфoрмацию o прoблемах, вoзникающих в вoспитании и oбучении. При этом коллективные формы информационного взаимодействия не отрицают возможности получения каждым родителем индивидуальной или конфиденциальной информации.

Безусловно, в процессе применения ИКТ есть ряд проблем, главные из которых — отсутствие компьютеров и недостаточная компьютерная малограмотность отдельных родителей. В целом же эта работа способствует более эффективному взаимодействию училища с семьями воспитанников, увеличению осведомленности родителей (законных представителей) в вопросах учебно-воспитательного процесса, общедоступности и согласованной подготовленности в вопросах развития и обучения воспитанников филиала. Целенаправленное системное информационное влияние, обращенное на родительскую общественность, с применением ИКТ разрешает существенно увеличить результативность взаимодействия семьи и филиала «НВМУ (Севастопольского президентского кадетского училища)».

Анализируя готовность родителей к информационному взаимодействию и использованию ИКТ-технологий в воспитательном процессе, а также способность к его осуществлению, у нас получились следующие результаты, которые представлены на рисунках 1 и 2:

Рис. 1. Готовность родителей к информационному взаимодействию

Рис. 2 Информированность родителей о воспитательной работе в классе

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе училища. Умелое, эффективное и научно обоснованное применение соответствующих электронных ресурсов и компьютерных технологий в этом направлении способно внести решающий вклад в создание единого образовательного пространства училища.

Литература:

  1. Есипов А. С. Информатика и информационные технологии для учащихся школ и колледжей // А. С. Есипов. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 464 c.
  2. Норенков И. П. Информационная поддержка наукоемких изделий. CALS-технологии // И. П. Норенков, П. К. Кузьмик. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. — 320 c.
  3. Сухомлин В. А. Введение в анализ информационных технологий // В. А. Сухомлин. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 432 c.
  4. Угринович Н. Информатика и информационные технологии // Н. Угринович. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.512 c.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, воспитательный процесс, информационное взаимодействие, образовательный процесс, представитель, воспитательная работа, воспитательный характер, Севастопольское, Севастопольское президентское кадетское училище, современный мир.


Ключевые слова

педагогическое взаимодействие, информационно-коммуникационные технологии, воспитательно-образовательный процесс, взаимодействие учебного заведения довузовского образования МО РФ с родителями нахимовцев

Похожие статьи

Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга

В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза»; выделены этапы конструирования образовательного процесса с использованием смарт-те...

Влияние эффективного управления учреждениями дополнительного образования на развитие креативности детей младшего возраста

В статье рассматривается опыт применения организационных технологий в учреждениях дополнительного образования для детей. Сделана попытка выявить меха-низмы взаимодействия эффективного управления и функционирования учреждений по развитию креативности ...

Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов

В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Коллаборация педагогов дошкольной образовательной организации в воспитательно-образовательной области на основе возможностей логопункта

Статья посвящена комплексному воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации. Показано, что эффективность образовательно-воспитательного процесса зависит от консолидации усилий, направленных на развитие самостоятельн...

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Похожие статьи

Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга

В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза»; выделены этапы конструирования образовательного процесса с использованием смарт-те...

Влияние эффективного управления учреждениями дополнительного образования на развитие креативности детей младшего возраста

В статье рассматривается опыт применения организационных технологий в учреждениях дополнительного образования для детей. Сделана попытка выявить меха-низмы взаимодействия эффективного управления и функционирования учреждений по развитию креативности ...

Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов

В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Коллаборация педагогов дошкольной образовательной организации в воспитательно-образовательной области на основе возможностей логопункта

Статья посвящена комплексному воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации. Показано, что эффективность образовательно-воспитательного процесса зависит от консолидации усилий, направленных на развитие самостоятельн...

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Задать вопрос