Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (66) июль 2023 г.

Дата публикации: 04.07.2023

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, Л. А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения / Л. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 7 (66). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/254/8477/ (дата обращения: 22.12.2024).



Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенствовании системы дошкольного образования.

Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Затронуты некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников из опыта работы МБОУ Лицей № 12 Дошкольное отделение «Ритм» г.о. Химки.

Ключевые слова : дошкольный возраст, воспитатель, инновационные формы, родитель, семья, воспитание.

В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [4]. Государство отдает приоритет семейному воспитанию, что в свою очередь требует уже от системы образования поиск новых путей взаимодействия с родителями детей. Очевидно, что образовательная организация и семья должны стремиться к созданию единого образовательного пространства развития ребенка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом существует три субъекта образовательного процесса: ребенок, воспитатель и родитель. В пункте 1.4. ФГОС ДО, к основным принципам дошкольного образования» относится взаимодействие Организации с семьей [2]. К тому же, одна из главных задач ФГОС ДО — «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [2]. В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений.

Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей — это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

И воспитатель, и родитель — взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Чаще всего педагоги критикуют родителей за перекладывание ответственности в воспитании ребенка на плечи детского сада (а в последующем школы, Вуза), безынициативность в установлении контактов с образовательным учреждением, незаинтересованности в личностном развитии ребенка, низкий культурный уровень. Родители также не остаются в долгу. Критикуют за отсутствие всестороннего внимания к ребенку, отсутствие веры в его физические и интеллектуальные способности, «учительскую» позицию в общении [3].

Задача педагогического коллектива признать приоритетную роль семьи в формировании разносторонней личности, и на основе этого создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями. Не должна быть замены социальных функций одного института воспитания другим. И дошкольная организация, и семья должны стремится к гармоничному дополнению друг друга.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из основных задач является создание на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса благополучной образовательной и социальной среды. Это предполагает оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Дошкольное отделение «Ритм» МБОУ Лицей № 12 г.о. Химки при организации сотрудничества с семьей ориентируется на следующие задачи:

– создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами детского сада;

– приобщить родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

– повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;

– пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;

– организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса.

Для решения поставленных задач используются разнообразные совместные формы работы с родителями.

Особой популярностью среди родителей пользуются индивидуальные консультации со специалистами Дошкольного отделения по вопросам обучения и воспитания детей (особенности протекания адаптационного периода, поведенческие особенности детей, особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ).

Современное дошкольное образование тяжело представить без информационно-коммуникационных технологий. Они позволяют не только более динамично организовать воспитательно-образовательный процесс в Дошкольном отделении, но и вывести взаимодействие с семьями воспитанников на новый уровень. В практике работы ДО «Ритм» МБОУ Лицей 12 г. о. Химки активно развивается Telegram-канал. На этом ресурсе ежедневно транслируются особенности образовательно-воспитательного процесса. Эта виртуальная площадка значительно сокращает время доведения информации до родителей (законных представителей), позволяет более оперативно получать обратную связь по каждому мероприятию.

Не менее востребованным можно по праву признать страницу Дошкольного отделение в социальной сети Вконтакте. Она также позволяет обеспечить открытость и доступность информации о деятельности Дошкольного отделения через публикацию новостей, проведение обзора прошедших мероприятий.

На официальном сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о Дошкольном отделении, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в Дошкольное отделение и необходимых для этого документах.

Трансляция воспитательно-образовательного процесса и режимных моментов через различные информационные площадки — это способ ответить на вечный вопрос «а чем вы, собственно, там занимаетесь?», наладить коммуникацию с социальными институтами, и даже способ самовыражения.

Таким образом, использование инновационных форм в работе с семьями воспитанников призвано снизить количество критики во взаимодействии образовательно учреждения с семьей. Они позволяют реализовать принцип открытости учреждения и предоставлять родителям практическую помощь в получении педагогических знаний.

Проделанная работа позволила достичь следующих результатов:

Значительно повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

– у родителей появился интерес к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, начали принимать активное участие в жизни дошкольного учреждения;

– сформировалась целостность стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.

Литература:

  1. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое. — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011. — 100 с.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (электронный ресурс: https://shkolastarotimoshkinskaya-r73.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/DetSad/FGOS_DO_v_deystvuyuschey_redaktsii_s_17.02.2023.pdf)
  3. Сертакова, Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Родительские собрания и конференции. ФГОС ДО / 2 — е изд., издательство «Учитель» — СПб, 2018. — 130 с.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/)

Похожие статьи

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности

Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста при внедрении ФГОС до как инновационная технология дошкольного образования

Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по воспитанию креативности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на тему «Ос...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.

Современные проблемы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учеников начальной школы

В статье описаны некоторые формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся начальных классов. В условиях растущего материального и социального расслоения общества работе с семьей следует придавать особое значение. Признание приорит...

Похожие статьи

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»

В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности

Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста при внедрении ФГОС до как инновационная технология дошкольного образования

Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по воспитанию креативности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на тему «Ос...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.

Современные проблемы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учеников начальной школы

В статье описаны некоторые формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся начальных классов. В условиях растущего материального и социального расслоения общества работе с семьей следует придавать особое значение. Признание приорит...

Задать вопрос