В статье автор пытается выявить эффективность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения посредством информационного сайта учреждения.
Ключевые слова: взаимодействие, родители, сайт.
Официальный сайт дошкольного образовательного учреждения — одна из форм работы с родителями посредством применения информационных коммуникативных технологий. Системно обоснованное применение сайта в дошкольном образовательном учреждении (далее — Учреждение) позволяет оптимизировать образовательный процесс в современном образовательном учреждении; совершенствовать профессиональную деятельность педагога-воспитателя в решении актуальных проблем воспитания. Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни Учреждения, группы, проводимых мероприятиях, новостях.
Целью сайта Учреждения является обеспечение открытости и доступности информации об образовательном учреждении. Реализация данной цели предполагает совместную творческую деятельность коллектива дошкольного образовательного учреждения (администрации, педагогов, специалистов) с привлечением родителей воспитанников.
Функционирование сайта Учреждения позволяет: сформировать единое сообщество педагогов и родителей; создать условия для творческой самореализации педагогов; популяризировать достижения педагогов и детей; повысить информационную компетентность педагогического сообщества системы дошкольного образования.
Готовность к взаимодействию, с помощью сайта дошкольного образовательного учреждения включает в себя наличие знаний, умений, интереса к данному взаимодействию, определенных качеств и способностей личности.
Исследуя нашу проблему, мы подобрали анкету по методике Е. Н. Степанова для изучения готовности родителей к информационному взаимодействию.
В опросе принимали участие 20 человек. Анкетирование было анонимным, в связи с этим фамилии респондентов заменены порядковыми номерами. Для наглядного представления результатов готовности родителей к информационному взаимодействию нами использовались диаграммы.
Рис. 1. Результаты изучения готовности родителей к информационному взаимодействию
Таким образом, проведенное анкетирование показало готовность родителей к взаимодействию с дошкольным учреждением, но, в то же время, было выявлено, что родители недостаточно информированы о деятельности учреждения и негативно относятся к взаимодействию посредством сайта, объясняя это непониманием его эффективности.
Кроме этого, была проведена анкета, позволяющая изучить взаимодействие с родителями и их информированность о деятельности дошкольного учреждения. Анкетирование проводилось анонимно, в анкетировании участвовало 43 родителя. Результаты изучения уровня взаимодействия Учреждения и семьи представлены в сводной таблице.
Таблица 1
Вопрос |
Варианты ответов родителей |
Количество ответов |
Какие формы работы с семьей предложены Вам в дошкольном образовательном учреждении? |
Родительские собрания |
29 |
Родительский Открытый Университет |
7 |
|
Консультации |
19 |
|
Педагогическая помощь, индивидуальная помощь (выход из ситуации) |
2 |
|
Праздники в детском саду, совместные досуги |
7 |
|
Конкурсы разных уровней |
7 |
|
Мастер-классы для родителей |
5 |
|
Семинары для родителей |
3 |
|
Круглые столы |
1 |
|
Какие из известных форм совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи Вы бы отметили как интересные, полезные? |
а) родительские собрания; |
32 |
б) консультации, индивидуальная помощь семье; |
21 |
|
в) семейный клуб; |
7 |
|
г) практические семинары; |
20 |
|
д) другое (совместные мероприятия, дополнительные кружки) |
6 |
|
Что из перечисленного Вы получили в результате взаимодействия, а что хотели бы получить? |
а) родительские собрания; |
6 |
б) консультации, индивидуальная помощь семье; |
24 |
|
в) семейный клуб; |
- |
|
г) практические семинары; |
3 |
|
д) другое (дополнительное образование, совместные досуги) |
2 |
|
Как часто Вы участвуете в совместных с дошкольным образовательным учреждением мероприятиях, посвященных работе с семьей? |
а) постоянно, стараюсь принимать участие во всех мероприятиях; |
31 |
б) очень редко; |
12 |
|
в) никогда, считаю это бесполезной тратой времени. |
- |
|
От чего зависит Ваше участие/неучастие в жизни дошкольного образовательного учреждения? |
а) от наличия свободного времени; |
35 |
б) от желания; |
4 |
|
в) от понимания необходимости для развития ребенка; |
11 |
|
г) затрудняюсь ответить. |
1 |
Таким образом, проведенное анкетирование показало, что педагоги и специалисты Учреждения в основном используют такие формы работы, как родительские собрания, практические семинары, консультации, данные формы работы 74 % родителей отмечают, как интересные. 72 % родителей согласно анкетированию постоянно стараются принимать участие в мероприятиях Учреждения, в тоже время 81 % испытывают нехватку свободного времени, чтобы взаимодействовать с Учреждением.
Также анализ ответов показал, что сотрудники дошкольного образовательного учреждения редко интересуются удовлетворенностью своей работой у родителей.
Администрации, специалистам, педагогам необходимо направить работу на информирование родителей об эффективном использовании сайта дошкольного образовательного учреждения. Сайт дошкольного образовательного учреждения является структурным компонентом единого информационного образовательного пространства, связанным гиперссылками с другими информационными ресурсами образовательного пространства страны (сайт Министерства образования и науки РФ, федеральный портал Российское образование, единое окно доступа к образовательным ресурсам, федеральный центр информационно- образовательных ресурсов и т. д.).
Использование сайта дошкольного образовательного учреждения позволяет:
формировать целостный позитивный имидж образовательного учреждения;
совершенствовать информированность родителей о качестве образовательных услуг в учреждении;
создавать условия для взаимодействия участников образовательного процесса, социальных партнеров образовательного учреждения;
осуществлять обмен педагогического опыта;
повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей;
активизировать личностное и культурное сознание родителей;
участвовать в образовательном процессе Учреждения.
На сайте Учреждения родители могут найти информацию об основных информационно-ресурсных компонентах сайта:
общая информация об Учреждении (контактная информация, история, традиции, ресурсное обеспечение, нормативные документы и т. д.);
справочные материалы о реализуемых образовательных программах, специфике содержания образования;
материалы по организации образовательного процесса;
материалы о событиях текущей жизни Учреждения (праздники, конкурсы, конференции, выставки, акции, проекты, фестивали и т. д.);
материалы эффективного педагогического опыта, в т. ч. по реализации инновационной деятельности Учреждения;
материалы, демонстрирующие социальную активность учреждения в целом, а также воспитанников, педагогов и специалистов Учреждения (успехи, достижения и др.).
Сайт снимает все проблемы, касающиеся своевременного информирования большого количества людей.
Литература:
- Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский — М.: Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998.
- Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Москва: Педагогическое общество России, 2001.