Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников
Автор: Дубова Инна Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 02.12.2017
Статья просмотрена: 639 раз
Библиографическое описание:
Дубова, И. А. Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников / И. А. Дубова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13347/ (дата обращения: 16.12.2024).
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно сотрудничают дошкольное образовательное учреждение и семья. Ведущую роль в организации партнерства детского сада и семьи играют воспитатели. От их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую дошкольного образовательного учреждения по отношению к воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и детского сада создадут благоприятные условия для развития ребенка.
Эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей может быть реализовано только при наличии определенных педагогических условий, обеспечивающих возможность установления партнерских отношений. Такими условиями, в первую очередь, являются:
‒ обеспечение открытости дошкольного образовательного учреждения;
‒ осознание всеми педагогами учреждения необходимости формирования партнерских отношений с семьей воспитанников как цели и критерия эффективности воспитательного процесса;
‒ реализация диалогического, индивидуально-творческого и практико-ориентированного подходов к взаимодействию с родителями;
‒ применение во взаимодействии инновационных форм и технологий.
Как утверждает Т. А. Куликова, перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой [2]. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях. Т. А. Куликова считает, что, придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.
Открытость дошкольного образовательного учреждения наружу означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека, музей и др. Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. (3) Ее несомненная ценность — в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия.
По мнению Т. П. Елисеевой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, представляет организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в форме проектной деятельности. Такая работа способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых. [1]
Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. С. Ю. Танцюра предлагает несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:
‒ телемост;
‒ телекоммуникационный проект;
‒ дистанционные конференции;
‒ создание информационно-методического журнала on-line;
‒ создание сайта детского сада.
Рассмотрим каждый из них.
Телемост. Если раньше он был возможен только между телеведущими разных стран, или каких-либо крупных компаний между собой, то теперь, благодаря современным Интернет-ресурсам, проведение телемоста между семьями становится реальностью. Это хороший способ общения, который привлекает родителей своей необычной формой.
Телекоммуникационный проект. Это своего рода игра-соревнование между несколькими группами родителей с использованием для связи между собой электронной почты. Сейчас существует много таких проектов, в которых могут принимать участие родители дошкольников.
Дистанционные телеконференции. Они подразделяются на конференции в режиме реального времени и конференции, организованные с помощью электронной переписки. Более интересной формой является первый вид (чат). Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны. Во время электронной дискуссии, предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от ведущего требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции. [5]. Но, для тех районов, где Интернет неустойчивый, может прерываться, то лучше использовать второй вариант — дистанционные конференции спомощью электронной почты врежиме списка рассылки. У такой конференции, есть, и существенное преимущество перед общением в реальном времени — больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями. Кроме того, по электронной почте участники могут высылать иллюстративный материал, мультимедийную информацию, которую в обычных чат-программах представить пока невозможно.
Информационно-методический журнал on-line. Это довольно эффективная форма взаимодействия с семьями. Недостатком является отсутствие обратной связи. Родители получают необходимую методическую информацию из выпусков журнала. Обычно каждый номер посвящен какой-либо отдельной воспитательной проблеме. Статей может быть несколько, писать могут все педагоги учреждения, различные специалисты. Тема номера обсуждается заранее с родителями, чтобы всем читателям было интересно. Возможна подписка на данный журнал, и тогда родители получают свежий выпуск по электронной почте.
Сайт дошкольного образовательного учреждения. Это одно из самых доступных всем детским садам применение Интернет-ресурсов. На нем остановимся подробнее.
Сайт создается с целью активизации интереса родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии, получения полной информации о деятельности дошкольного учреждения, а также улучшения качества обратной связи с родителями. Об актуальности говорит тот факт, что в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» неоднократно подчеркивается, что вся информация об учреждении должна находить свое отражение на официальном сайте. Так в статье 28 п. 3 говорится, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» [6]. В статье 29 п. 1 отмечается, что образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» [6].
Первоначально для родителей основным мотивом посещения сайта дошкольного образовательного учреждения является необходимость быть в курсе дел, происходящих в детском саду. Но со временем появляется желание пополнить знания по проблемам воспитания и обучения своего ребенка. Этому способствуют соответствующие разделы сайта, в которых размещаются консультационные материалы специалистов и воспитателей детского сада и других учреждений социума. Можно через сайт получить информацию об образовательных программах, традициях, истории детского сада. При этом родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, реализуемых в детском саду. И это очень важно не только для установления доверительных и партнерских отношений, но и для успешного развития и воспитания детей. Сайты полезны родителям при выборе ими дошкольного образовательного учреждения для ребенка. Как правило, на сайтах ДОУ есть перечни всех необходимых документов для оформления ребенка, информация о процедуре записи в дошкольное образовательное учреждение.
Т. А. Мерцалова подчеркивает, что сегодня недостаточно наполнить сайт информацией. Современные родители рассчитывают на то, что с помощью интернет-ресурса интересующего их дошкольного учреждения они получат возможность общения, активного и конструктивного взаимодействия. Поэтому особое внимание уделяется коммуникативным сервисам, с помощью которых родители имеют возможность общаться друг с другом и с работниками дошкольного образовательного учреждения [4].
Очень интересным решением является создание на сайтах детских садов форума для родителей. На таком форуме каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать свое пожелание, предложение, обсудить с другими родителями какой-то злободневный вопрос. Также может получить ответы специалистов на вопросы, касающиеся как организации и содержания совместных занятий с детьми, особенностей воспитания ребенка в семье.
В настоящее время создаются сайты и отдельных групп. На них родители получают более конкретную информацию о своем ребенке, мероприятиях в группе, расписании занятий и многое другое.
Как правило, на сайтах дошкольного образовательного учреждения или сайтах групп администраторы размещают не только текстовый материал, но и фото, и видео-подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. Это интересно любому родителю. Таким образом, социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанников является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада. Педагогическими условиями организации этого партнерства являются открытость детского сада внутрь и наружу, осознание всеми педагогами ДОУ необходимости формирования партнерских отношений с семьей воспитанников, реализация диалогического, индивидуально-творческого и практико-ориентированного подходов к взаимодействию с родителями; широкое применение в организации партнерства инновационных форм и технологий, в том числе интернет-ресурсов.
Литература:
- Елисеева Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Т. П. Елисеева — М: Лексис, 2004. — 68 с.
- Куликова Т. А. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения / Т. А. Куликова // Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 2000. — С. 65–71.
- Майер А. А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада./А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина. — М: Сфера, 2011. — 128 с.
- Мерцалова Т. А. Сайт детского сада: ожидания родителей / Т. А. Мерцалова // Справочник руководителя дошкольного учреждения — 2013 — № 11 — С.70–72
- Танцюра С. Ю. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы // Качество дошкольного образования: проблемы и перспективы: Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: МГПИ, 2006
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Информационная справочно-правовая система «Консультант Плюс»