Информационно-коммуникационные технологии в настоящее время широко используются в системе дошкольного образования как один из эффективных способов организации процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет повышать интерес к обучению, воспитывать самостоятельность, развивать интеллектуальную деятельность, что способствует качественному обновлению воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО) и повышению его эффективности.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые интегрированы с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и последующего использования информации в интересах ее пользователей.
ИКТ можно эффективно применять не только в работе с дошкольниками, но также для организации процесса взаимодействия с родителями. Взаимодействие с родителями — важное направление работы педагога ДОО. От того насколько успешно складывается сотрудничество детского сада и семьи в интересах ребенка, выработке единых подходов к его воспитанию, изучению его личности, будет зависеть его всестороннее развитие.
Для активного включения родителей в жизнь ДОО применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия. К традиционным относятся родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации и другие. Однако более эффективными и современными представляются нетрадиционные формы взаимодействия.
К числу инновационных и актуальных на сегодняшний день форм организации сотрудничества с семьями воспитанников ДОО Ю. В. Аитова предлагает относить проектирование образовательных маршрутов [1].
Образовательный маршрут (web-навигатор) — это авторски оформленный раздаточный материал для родителей, который содержит кратко аннотированные ссылки на полезные Интернет-ресурсы или программы. По определению О. Ф. Брыскиной, образовательный маршрут в сети Интернет — это инструктивные материалы и методические рекомендации по организации целенаправленной образовательной или культурно-просветительской деятельности родителей с детьми в сети Интернет обучающего, воспитательного, развивающего или творческого характера [2].
При проектировании образовательных маршрутов применяются ИКТ, в том числе компьютер, возможности сети Интернет. Современные родители — активные пользователи Интернета, однако они зачастую не имеют опыта использования сети для решения образовательных и воспитательных задач, представлений о возможных приемах организации деятельности ребенка в Интернете с целью расширения его кругозора, повышения культурного уровня, получения новых знаний и навыков самообразования. Именно поэтому продуктивным формам организации совместной деятельности с детьми в сети Интернет родителей необходимо учить. Обучая родителей, воспитатель получает заинтересованных в личностных результатах своих детей партнеров.
Образовательные маршруты позволяют повысить педагогическую культуру родителей и упростить организацию совместной деятельности с детьми. Разрабатывая образовательные маршруты, педагог должен следовать следующим основными правилам: выбирать качественные Интернет-ресурсы (их содержание должно соответствовать возрасту детей); соблюдать прозрачность маршрута (простота и четкость формулировок и действий); разрабатывать такой дизайн маршрута, который будет соответствовать его основной идее; поддерживать творческий, познавательно-исследовательский характер маршрута; использовать простой и понятный язык.
В МБОУ «Школа № 94 имени полного кавалера ордена Славы Щеканова Н. Ф». г.о. Самара вопросам взаимодействия с родителями уделяется особое внимание. Сотрудничество с семьями воспитанников организовано в различных формах, как традиционных, так и нетрадиционных. С целью повышения педагогической культуры родителей и расширения кругозора детей проектируются образовательные маршруты.
Примером образовательного маршрута, который был спроектирован для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и их родителей, может служить образовательный маршрут «По просторам Самарской Луки». Образовательный маршрут посвящен уникальному природному объекту — национальному парку Самарская Лука, который был создан в 1984 года и стал одним из трех первых национальных парков на территории России. В 2006 году парк вместе с Жигулевским заповедником им. И. И. Спрыгина был включен в Средневолжский биосферный резерват ЮНЕСКО. Образовательный маршрут «По просторам Самарской Луки» предлагает родителям вместе с детьми исследовать неповторимый природный объект, не выходя из дома, благодаря возможностям сети Интернет.
Прежде чем приступить к изучению маршрута, родителям рекомендуется ознакомиться с историей возникновения национального парка, представленной на его официальном сайте, созданном при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другими ресурсами, а также посмотреть видео «Самарская Лука. Прошлое — сегодня».
Образовательный маршрут рассчитан на 5 дней. В первый день родители с детьми отправляются на обзорную экскурсию по национальному парку, чтобы увидеть невероятную красоту природы Самарской Луки. Дается ссылка на соответствующее видео, также указано время просмотра и предложены рекомендации перед просмотром рассказать ребенку об этом месте.
Во второй день родителям вместе с детьми предлагается отправиться в виртуальный тур по Жигулевскому заповеднику, для этого дана ссылка на сайт заповедника и виртуальный тур по нему.
В третий день дошкольникам предстоит узнать о том, что растет и кто обитает на территории Жигулевского заповедника. Предложена ссылка на информативное видео, которое содержит общие сведения о Самарской Луке, Жигулевском заповеднике, его истории и географических особенностях, его флоре и фауне. В процессе просмотра родителям рекомендуется делать паузы, отвечать на вопросы ребенка, пояснять новые, незнакомые слова, пересказывать сложные факты более простым, доступным ребенку языком.
Четвертый день посвящен просмотру видео с отзывами детей о посещении Самарской Луки. Содержание видео носит развлекательный характер, но в то же время позволяет уточнить знания детей о национальном парке.
В пятый, заключительный день образовательного маршрута предлагается ссылка на материал «10 мест в Самарской Луке, в которых должен побывать каждый». Родителям рекомендуется обсудить с ребенком, где бы хотелось побывать и почему, посмотреть фотографии, составить план поездки. Ожидание предстоящего путешествия в места, о которых ребенок узнал так много интересного вызовет радость у ребенка.
Таким образом, использование ИКТ в системе дошкольного образования открывает педагогам широкие возможности не только для совершенствования воспитательно-образовательного процесса, но и для эффективного взаимодействия с родителями. ИКТ можно применять для проектирования образовательных маршрутов. Образовательные маршруты представляют собой авторски оформленный раздаточный материал для родителей, который содержит ссылки на полезные Интернет-ресурсы или программы и позволяют повышать педагогическую культуру родителей, успешно организовывать совместную деятельность с детьми. В статье представлен практический опыт проектирования образовательного маршрута по теме «По просторам Самарской Луки» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Маршрут рассчитан на 5 дней и включает в себя ссылки на различные материалы и видео, размещенные в сети Интернет и посвященные истории, географическим особенностям, флоре и фауне, интересным местам национального парка «Самарская Лука» и расположенном на его территории Жигулевского заповедника. Представленный материал будет полезен педагогом ДОО, интересующимся возможностями применения ИКТ в организации процесса взаимодействия с родителями при проектировании образовательных маршрутов совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет.
Литература:
- Аитова, Ю. В. Формы работы педагогов с родителями в сети Интернет в дошкольной образовательной организации / Ю. В. Аитова. — Текст: непосредственный // Вестник науки и образования. — 2020. — № 24 (102). — С. 85–87.
- Брыксина, О. Ф. О подготовке будущих педагогов к культурно-просветительской деятельности: организация взаимодействия родителей с детьми в сети Интернет / О. Ф. Брыксина. — Текст: непосредственный // Самарский научный вестник. — 2013. — № 4. — С. 30–33.