Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ
Автор: Ткачук Наталья Юрьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 25.11.2016
Статья просмотрена: 7823 раза
Библиографическое описание:
Ткачук, Н. Ю. Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ / Н. Ю. Ткачук. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11433/ (дата обращения: 24.12.2024).
В статье раскрываются особенности информационной и методической поддержки педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, описаны основные задачи информационно-методического сопровождения работы ДОУ, перечислены главные формы информационно-методической поддержки для повышения профессиональной компетентности педагогов, раскрыта ведущие методы взаимодействия с педагогическим коллективом.
Ключевые слова: информационная поддержка, методическая поддержка, формы и методы взаимодействия с педагогическим коллективом, старший воспитатель
The article describes the features of informational and methodological support of the teaching staff in the conditions of preschool educational institution, a basic introduction to the theme, describes the main tasks of information and methodological support for the work of preschool, lists the main forms of information — methodological support to improve the professional competence of teachers, disclosed several methods of interaction with teacher team.
Keywords: information support, application support, forms and methods of interaction with the teaching staff, the senior teacher
Обновление федеральной нормативной базы в области образования (введение «Закона об образовании в РФ», новой редакции СаНПиН, ФГОС ДО, «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования») требует адекватного изменения системы информационно -методического сопровождения дошкольного образования, и прежде всего, построения новой системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров ДОУ.
Раскрыть особенности информационно-методического сопровождения в ДОУ, охарактеризовать сущность и значение информационно-методической поддержки педагогов системы дошкольного образования.
Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.
Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.
Для того чтобы понять сущность и значение информационно-методической поддержки педагогов системы дошкольного образования, необходимо обратиться к смысловой трактовке самих понятий.
Методическая поддержка — это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов, это организация непрерывного педагогического образования и общекультурного развития педагогов, работы методических объединений, педагогического коллектива ДОУ.
Информационная поддержка — подготовка информационно — методических материалов, подготовка аналитических материалов, создание единого информационного пространства ДОУ.
Таким образом, методическая деятельность в целом, представляет собой особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования, а взаимодействие педагога с методической службой — важное звено непрерывного образования педагогических кадров.
На современном этапе развития системы образования основная цель информационно-методической работы с кадрами — это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами информационно — методической работы (ИМР) безусловно, являются дифференциация, непрерывность и адресность [4].
Но на современном этапе первостепенным становится решение задачи усиления адресности информационно — методической поддержки педагога, оперативного реагирования на конкретный запрос, но при условии активной позиции педагога — поиска новых ресурсов развития в себе. Один из способов решения этой задачи видится в предоставлении свободы выбора форм и методов повышения квалификации, получения вариативной методической помощи, поддержки инициатив представления индивидуального опыта педагога.
Информационно-методическое сопровождение работы выстраивается с учетом актуальных акцентов новых нормативных документов:
‒ выполнение новых нормативов по срокам повышения квалификации — 1 раз в 3 года;
‒ система непрерывного повышения профессиональной компетентности, обеспечивающая стремление педагогов к самообразованию в условиях высокой инновационной динамики в профессиональной деятельности;
‒ ориентация на адресное повышение квалификации в соответствии с должностными группами педагогов, ориентацией на личностный рост, организацию переподготовки;
‒ формирование основных компетенций педагога ДОУ в соответствии с ФГОС [2].
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; качество обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Информационно — методическое сопровождение работы ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются:
‒ оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;
‒ удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
‒ создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
‒ оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;
‒ содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования [3].
В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В учреждениях часто используются следующие формы информационно — методической поддержки для повышения профессиональной компетентности педагогов:
‒ традиционные: работа в едином образовательном пространстве; проблемные семинары; семинары-практикумы; дни открытых дверей; творческие микрогруппы; наставничество; эстафеты педагогического мастерства; педагогические советы; повышение квалификации;
‒ инновационные: «копилка» педагогического мастерства; мастер-классы; проектная деятельность; создание банка инновационных идей; стажерские площадки; творческие конкурсы; творческая лаборатория молодых специалистов; издательская деятельность [1].
‒ использование вработе нетрадиционных педсоветов: педсовет — деловая игра; ситуативный педсовет; педсовет-дискуссия; педсовет-диспут; педсовет — ярмарка педагогический идей; педсовет — педагогическая копилка.
Таким образом, работа с педагогами разнообразна как по форме, так и по содержанию. Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с педагогическим коллективом, сюда относятся следующие:
- Индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей.
- Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребенка.
- Дискуссионные клубы, гостиные, семинары — практикумы, круглые столы для педагогов с целью повышения знаний об особенностях воспитания детей в семье.
- Проведение тренингов и т. д. [2].
Следовательно, рост уровня компетентности педагога сопряжен с самоанализом и самооценкой личности, что является внутренним стимулом профессионального самоопределения. В аспекте методической работы по оказанию поддержки ИМР муниципальная служба предоставляет педагогу выбор различных форм работы в соответствии с теми целями, которые он перед собой ставит.
Соответствие цели форме информационно-методической поддержки [3]:
Цель |
Форма |
Совершенствование педагогической техники |
Семинары, практикумы, школа молодого педагога |
Совершенствование педагогического мастерства |
Педагогические мастерские |
Развитие креативных способностей |
Творческие группы |
Становление стиля педагогической деятельности |
Клуб “Профессионал”, мастер-классы, тренинги |
Формирование готовности к инновациям |
Школа педагогического мастерства |
Формирование педагогической культуры |
Психолого-педагогические, методические семинары — практикумы |
Разработка авторских методик, программ, технологий |
Проектировочные семинары |
Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы |
Школа педагогического опыта, научно-методические семинары |
Предложенные алгоритмы, формы и методы ИМР с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность — это всегда основа системности; наличие ее в работе, как правило, приводит к позитивному результату. Именно это позволяет нам в практике работы осуществлять переход от традиционных форм работы с кадрами, к новым инновационным, отличающимся большей гибкостью реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании, с опорой на запросы потребителя, формам, позволяющим в большей степени учитывать динамику роста профессионализма педагога [1].
Таким образом, информационно — методическое сопровождение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению. Информационно — методическая поддержка педагогических работников ДОУ — это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности, реализация которой возможна при использовании разнообразных форм работы. При организации информационно — методической поддержки педагогов необходимо учитывать адресный, дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами с различным уровнем профессиональной подготовки.
Литература:
- Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие / К. Ю. Белая. — М.: Творческий центр «Сфера», 2004. — 161 с.
- Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л. М. Волобуева. — М.: Творческий центр, 2004. — 98 с.
- Лаковщикова Е. К. «Этапы подготовки методического объединения». Методическое пособие / Е. К. Лаковщикова. — М.:ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
- Майер А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. Методическое пособие / А. А. Майер, Л. Г. Богославец. — М.:ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.
Ключевые слова
информационная поддержка, методическая поддержка, формы и методы взаимодействия с педагогическим коллективом, старший воспитательПохожие статьи
Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов
В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической подд...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...
Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...
Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций
В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...
Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества
В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...
Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...
Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности
В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...
Похожие статьи
Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов
В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической подд...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...
Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...
Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций
В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...
Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества
В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...
Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...
Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности
В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...