Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 13.10.2022

Статья просмотрена: 400 раз

Библиографическое описание:

Федосова, В. В. Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях / В. В. Федосова, В. С. Пенюгалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95409/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической поддержки педагогического коллектива, осуществляемый старшим воспитателем дошкольного учреждения с привлечением всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов дошкольного учреждения и родителей воспитанников). Даны практические рекомендации по выбору содержательной части каждого блока методического обеспечения педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: педагогический коллектив, методическое сопровождение педагогов, дошкольное образование.

На сегодняшний день в условиях внедрения ФГОС в практическую деятельность подавляющего большинства дошкольных образовательных организаций возникают непредвиденные трудности, трудности, требующие своевременной и оперативной реакции со стороны педагогов, которые в силу отсутствия такого опыта, срочно нуждаются в помощи — методической поддержке.

Проблема методического обеспечения педагогов дошкольного образования сложна, так как отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, выступает во временной, пространственной и институциональной формах, может быть отражена через системно-структурные, процессуальные и деятельностные характеристики (И. А. Липский).

Цель статьи — раскрыть сущность методической поддержки воспитателей дошкольных учреждений.

Важнейшим требованием реализации ФГОС дошкольного образования является постоянная методическая поддержка педагогов.

В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическую поддержку педагога можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической деятельности. Методическая поддержка — это специально организованное системное взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи учителю в выборе путей решения проблем и типовых проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта [1, c. 142]. Сущность методического обеспечения учителей составляет систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.

Анализируя результаты наблюдений за отношениями детей в старших группах детского сада, можно сделать вывод о недостаточном, а иногда и низком уровне сформированности навыков продуктивного общения у детей. Формирование коммуникативных навыков остается вне зоны внимания педагогов.

В основном воспитатели занимаются развитием познавательных способностей детей и установлением общей дисциплины в группе. Современное семейное воспитание зачастую не в состоянии обеспечить полноценное коммуникативное развитие ребенка. Все это приводит к тому, что дети предпочитают играть самостоятельно, изолированно от других, не принимая в свои игры сверстников [4, c. 55].

Увеличивается количество конфликтных ситуаций. Есть дети, которые умеют общаться только со взрослыми.

Для решения вышеуказанных проблем, а также для более качественной подготовки к школе в плане их социальной готовности и профилактики школьной дезадаптации необходимо оказывать методическую поддержку воспитателям дошкольных учреждений в процессе формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к учебе в школе, как наиболее эффективная форма работы в детском саду. Основной целью такого рода методической поддержки является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития навыков свободного и продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками [2, c. 65].

Методическая поддержка воспитателей ДОУ строится на основе блоков (диагностического, психолого-педагогического и профилактического, а также блока консультирования педагогов) и осуществляется старшим воспитателем с привлечением всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов дошкольного образования и родителей воспитанников).

В начале сопроводительной работы с педагогами необходимо ориентироваться на диагностические средства при работе с дошкольниками для выявления текущего уровня сформированности социально-коммуникативной готовности ребенка к школе.

Этой работе обязательно предшествует внимательное изучение педагогом и психологом коммуникативного поведения каждого ребенка в группе сверстников, его эмоционального самочувствия, а также общего уровня психологического комфорта группы и стиля работы педагогов, отношения с учениками.

С этой целью проводятся наблюдения за различными видами деятельности воспитанников, уточняющие беседы с воспитателями. Анализ результатов наблюдения позволяет выявить детей с трудностями в общении, особенности взаимодействия взрослых и детей, влияние взрослых на формирование социально-коммуникативных навыков каждого ребенка. Затем психолог проводит более тщательное, углубленное обследование детей.

По мере необходимости к осмотру подключаются логопед и дефектолог. Это необходимо детям, у которых нарушения речи или умственная отсталость тормозят формирование коммуникативных навыков. По результатам обследования выявляют особенности социально-коммуникативного развития ребенка, планируют содержание индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, проводят консультации педагогов и родителей воспитанников по вопросам подготовки детей к школе [3, c. 108].

С самого рождения ребенок постепенно приобретает социальный и коммуникативный опыт посредством эмоционального общения со взрослыми. Именно они: родители, педагоги контролируют, направляют общение детей, показывают способы взаимодействия, одобряют или не одобряют то или иное поведение ребенка в общении.

Поэтому на них лежит огромная ответственность за формирование социальной и коммуникативной готовности детей к обучению в школе. Блок психологического воспитания и профилактики очень важен в методической поддержке воспитателей дошкольных учреждений.

Темы просветительской и профилактической работы варьируются в зависимости от конкретных условий и актуальных на текущий момент проблем, но некоторые темы рекомендованы для обязательного освещения. В данной работе необходимо учитывать не только вопросы общения ребенка со сверстниками или взрослых с детьми, но и особенности взаимодействия взрослых друг с другом (общение педагогов в коллективе и взаимоотношения родителей в семье). Это важно, так как личный пример взрослого — один из эффективных методов развития тех или иных качеств личности ребенка.

В рамках профилактической работы с учителями на педагогических советах и методических часах проводятся психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков и сплоченности коллектива.

Тематические информационные стенды предназначены для родителей и педагогов. Примерные темы воспитательной работы с воспитателями дошкольных учреждений:

— «Концепция коммуникативного развития. Методы и приемы формирования коммуникативных навыков детей в детском саду».

— «Искусство общения в коллективе: взаимоотношения педагогов, социально-психологический комфорт группы».

— «Повышение профессионального мастерства педагогов» (повышение коммуникативных навыков).

— «Роль воспитателя в формировании межличностных отношений детей в группе сверстников».

— «Детские конфликты: профилактика и регулирование».

— «Такие «комфортные» дети — работа воспитателя с застенчивыми и неактивными детьми».

— «Обучение детей общению».

— «Стиль семейного воспитания. Как выстроить оптимальное взаимодействие с ребенком».

— «Социальная адаптация ребенка к школе».

Основная задача методической поддержки на данном этапе — помочь педагогам и родителям организовать правильное взаимодействие с детьми в детском саду и дома.

Для этого проводятся индивидуальные и групповые консультации, на которых учитываются конкретные коммуникативные трудности ребенка во взаимодействии с другими детьми, родителями или педагогами; разрабатываются пути решения выявленных проблем, демонстрируются различные способы общения с ребенком для формирования адекватного коммуникативного поведения для формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе. Психологическое консультирование проводится по желанию педагогов, а также по инициативе старшего воспитателя в случае особой остроты проблемы.

Таким образом, в статье рассматривается сущность методической поддержки педагогов дошкольного образования, ее назначение и основные составляющие, представленные в виде блока диагностики, психологического воспитания и профилактики, а также блока консультирования педагогов. В исследовании также описывается процесс организации методической поддержки педагогического коллектива, осуществляемый старшим воспитателем дошкольного учреждения с привлечением всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов дошкольного учреждения и родителей воспитанников).

Данное исследование не исчерпывает всех практических вопросов методического обеспечения педагогов дошкольного образования ввиду широты изучаемого явления, поэтому дальнейшие научные исследования будут направлены на вопросы, связанные с методическим обеспечением педагогов в процессе формирования социально-коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Литература:

  1. Абибуллаева, Э. А. Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях / Э. А. Абибуллаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 142–145. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48795/ (дата обращения: 10.10.2022).
  2. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис... канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. — Екатеринбург, 1994. —230 с.
  3. Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. — М.: Айрисс-пресс, 2008.- 192 с.
  4. Дубцова, М. В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения / М. В. Дубцова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: международная заочная научно-практическая конференция. — 2015г. — С. 55–58
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, методическая поддержка, ребенок, методическое обеспечение педагогов, старший воспитатель, детский сад, дошкольное учреждение, родитель воспитанников, образовательный процесс, педагогический коллектив.


Похожие статьи

Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...

Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ

В статье раскрываются особенности информационной и методической поддержки педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, описаны основные задачи информационно-методического сопровожд...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Обеспечение воспитателем детского сада педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей

Описаны формы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников. Показан опыт работы педагогов в этом направлении и представлена схема — модель повышения компетентности родителей (законных представителей)...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Опыт организация деятельности педагогических классов

В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...

Работа классного руководителя с родителями младших школьников как условие успешной адаптации детей в первом классе

Можно отметить, что работа классного руководителя с родителями младших школьников оказывает существенное влияние на процесс успешной адаптации учеников первого класса. Здесь в работе педагога могут быть использованы следующие направления воспитатель...

Взаимодействие родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Авторы поднимают проблему взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников. В целях оптимизации взаимодействия с родителями разработана модель взаимодействия родителей и педагогов ...

Влияние эффективного управления учреждениями дополнительного образования на развитие креативности детей младшего возраста

В статье рассматривается опыт применения организационных технологий в учреждениях дополнительного образования для детей. Сделана попытка выявить меха-низмы взаимодействия эффективного управления и функционирования учреждений по развитию креативности ...

Похожие статьи

Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...

Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ

В статье раскрываются особенности информационной и методической поддержки педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, описаны основные задачи информационно-методического сопровожд...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Обеспечение воспитателем детского сада педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей

Описаны формы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников. Показан опыт работы педагогов в этом направлении и представлена схема — модель повышения компетентности родителей (законных представителей)...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов

В статье рассматриваются научные подходы к решению проблемы совершенствования методической работы с педагогическим коллективом по повышению их педагогического мастерства; перечисляются основные формы и методы оказания педагогической помощи педагогам ...

Опыт организация деятельности педагогических классов

В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...

Работа классного руководителя с родителями младших школьников как условие успешной адаптации детей в первом классе

Можно отметить, что работа классного руководителя с родителями младших школьников оказывает существенное влияние на процесс успешной адаптации учеников первого класса. Здесь в работе педагога могут быть использованы следующие направления воспитатель...

Взаимодействие родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Авторы поднимают проблему взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников. В целях оптимизации взаимодействия с родителями разработана модель взаимодействия родителей и педагогов ...

Влияние эффективного управления учреждениями дополнительного образования на развитие креативности детей младшего возраста

В статье рассматривается опыт применения организационных технологий в учреждениях дополнительного образования для детей. Сделана попытка выявить меха-низмы взаимодействия эффективного управления и функционирования учреждений по развитию креативности ...

Задать вопрос