Обеспечение воспитателем детского сада педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.

Дата публикации: 02.06.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Богданова, Е. В. Обеспечение воспитателем детского сада педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей / Е. В. Богданова, Т. Н. Пономарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9267/ (дата обращения: 18.07.2024).



Описаны формы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников. Показан опыт работы педагогов в этом направлении и представлена схема — модель повышения компетентности родителей (законных представителей) педагогами дошкольной образовательной организации в вопросах воспитания, обучения и развития детей.

Ключевые слова: дошкольники, педагог, родители воспитанников, компетентность, воспитание.

Актуальность исследования обусловлена потребностью общества в людях, которые могли бы конструктивно решать противоречия социально-экономического, политического, научного и культурного развития, проявлять инициативу в обеспечении безопасности страны, быть патриотами своей Родины. Для этого необходимо качественное образование с самого раннего детства. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее — ФОП ДО) для достижения целей образования одной из задач ставит обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения, развития, укрепления здоровья детей.

Степень разработанности проблемы

Вопросам взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) посвящены труды многих педагогов и психологов.

Целью диссертационного исследования О. В. Огородновой является разработка и реализация модели взаимодействия родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций по профилактике социальной дезадаптации ребенка. Предлагается практическая реализация «средо-ориентированного подхода в воспитании дошкольников». Доказано, что перенос акцента в коллаборации воспитателей и родителей с прямого воздействия на личность ребенка в область создания развивающей предметно-пространственной среды стимулирует активность дошкольников [2].

Е. А. Кудрявцева уточнила научное понимание конструктивного взаимодействия педагогов детского сада с родителями (законными представителями) дошкольников и уточнила его структурные компоненты, проанализировав состояние теории и практики по данной проблеме. Научная новизна работы ученого в спроектированной и апробированной модели методической поддержки педагогов детского сада в развитии положительного взаимодействия с родителями [1].

М. М. Рамазанова выдвинула гипотезу и получила ее подтверждение о том, что эффективность взаимодействия педагогов ДОО и родителей по оптимизации семейной социализации дошкольников значительно повысится, если установить взаимное доверие в вопросах воспитания и развития дошкольников между специалистами ДОО и родителями, а также учитывать различные условия жизни каждой семьи [3].

Проблемам повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и развития детей уделяли внимание Е. М. Беспаленко, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, В. Г. Горецкий, А. И. Доровская, А. В. Запорожец, B. C. Мухина и др.

В соответствии с методологией дошкольной педагогики и требованиями ФОП ДО, анализом научной литературы, в данной статье рассматриваются вопросы обеспечения воспитателем детского сада педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей. Для достижения цели была разработана схема — модель, которая имеет следующие уровни.

Схема — модель повышения компетентности родителей (законных представителей) педагогами дошкольной образовательной организации в вопросах воспитания, обучения и развития детей

Рис. 1. Схема — модель повышения компетентности родителей (законных представителей) педагогами дошкольной образовательной организации в вопросах воспитания, обучения и развития детей

  1. Сформулированная цель исследования.
  2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс детского сада.
  3. Формы работы педагогов с родителями (законными представителями).
  4. Принципы взаимодействия воспитателей детского сада с родителями воспитанников.
  5. Ожидаемый результат.

Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс, педагогами были разработаны тематические родительские собрания, которые проводились с использованием электронных образовательных ресурсов. Темы собраний: «Формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций», «Семейные традиции», «Поощрение и наказание в воспитании детей в семье», «Причины психологического неблагополучия в детстве», «Семья как хранительница духовно-нравственных ценностей».

Форма общения с родителями «Родительский всеобуч» имела успех в проведении дебатов между четырьмя командами родителей по теме «Искусственный интеллект успешно заменит воспитателя в детском саду». Команды родителей по три человека в каждой имели Председателя команды, Заместителя председателя и секретаря. Дебаты проводились в перекрестном формате, т. е. одна команда утверждала озвученную тему, а другая опровергала. Родители готовились к дебатам 20 минут, затем выступление в течение шести минут Председателя команды. Соблюдался строгий регламент. Родители остались довольны результатами игры, так как сами смогли ответить на вопрос, можно ли доверять воспитание детей Интернету, искусственному интеллекту, например, Алисе. Родители сделали вывод о важности общения в семье, соблюдении традиций семьи, умению находить компромисс в воспитании детей.

В качестве ненавязчивых консультаций использовались приемы самодиагностики, например «Семейная социометрия».

Стало традицией проводить совместные праздники родителей с детьми и педагогами. Например, «Почитаемые святые хранители семьи», «Российский День семьи», «День Победы». Родители вместе с детьми принимают участие в шествии «Бессмертный полк», в акции «Подарок солдату СВО» и др.

Мастер-классы для родителей проводятся по различным тематикам. Особой популярностью пользуются мастер-классы по изготовлению игрушек — оберегов. Педагоги рассказывают об истории создания кукол-оберегов, игрушек — оберегов. Затем изготавливают вместе с родителями.

Семейное чаепитие не проводится как праздные посиделки. В чаепитие вкладывается особый смысл. Родители вместе с педагогами детского сада и детьми готовят травяные сборы для заваривания чая. В это время рассказывается о ритуалах чаепития в различных странах и, в первую очередь, в России. После чаепития все уносят с собой мешочек с травяным сбором.

По похожему принципу проводятся родительские гостиные. Темы для таких мероприятий готовятся заранее. Родительские гостиные способствуют доверительным отношения и позитивным отношениям.

Таким образом, для повышения компетентности родителей (законных представителей) педагогами дошкольной образовательной организации в вопросах воспитания, обучения и развития детей можно использовать различные методы, но главное — это доверие педагогу и создание благоприятной обстановки. Используемые нетрадиционные методы усиливают педагогическое воздействие, так как они эмоционально привлекательны.

Литература:

  1. Кудрявцева Е. А. Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями. Дис.... канд. пед. наук. Волгоград, 2009, — 128 с.
  2. Огороднова О. В. Взаимодействие педагогов и родителей как условие профилактики социальной дезадаптации дошкольников: Дис.... канд. пед. наук. Тюмень, 2002, -206 c.
  3. Рамазанова М. М. Взаимодействие педагогического коллектива ДОУ и родителей в процессе оптимизации семейной социализации воспитанников: Дис.... канд. пед. наук: Москва, 2004, — 158 c.

Ключевые слова

компетентность, воспитание, педагог, дошкольники, родители воспитанников
Задать вопрос