Взаимодействие родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Авторы: Шаршова Виолетта Евгеньевна, Балашова Диана Валерьевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (59) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 12.11.2022
Статья просмотрена: 16 раз
Библиографическое описание:
Шаршова, В. Е. Взаимодействие родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / В. Е. Шаршова, Д. В. Балашова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/237/7765/ (дата обращения: 22.11.2024).
Авторы поднимают проблему взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников. В целях оптимизации взаимодействия с родителями разработана модель взаимодействия родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации. Основанием для совершенствования коллаборации детского сада и родителей является Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Ключевые слова: педагоги, родители, модель, образовательная организация, родительский всеобуч.
Введение . Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на достижение целей, которые решаются в сотрудничестве с родителями (законными представителями). Одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность [2].
Актуальность исследования обусловлена ранее проведенными исследованиями Е. П. Арнаутовой, Е. М. Беспаленко, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. И. Ивановой, Т. А. Марковой, В. С. Мухиной и др. подтверждающими переход к эффективному взаимодействию детского сада и семьи. Многими учеными изучались различные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи, формирования детско-родительских отношений и методы коррекции.
Педагоги, реализующие образовательные программы дошкольного образования учитывают такие факторы, как уровень социального интеллекта ребенка, условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции. Уважительное отношение к родителям (законным представителям) в деле воспитания и развития их детей — залог успешного личностного развития ребенка.
Сотрудничество ДОО с семьей делает успешной образовательную деятельность, направленную на реализацию ФГОС ДО по всем направлениям развития ребенка. Л. П. Жукова считает, что необходимо разработать программу расширения общественного участия родителей (законных представителей) в управлении ДОО. А современное нормативно-правовое регулирование является важным фактором государственно-общественного управления. Существует реальная возможность их применения в зависимости от социальных условий, в которых работает детский сад.
Взаимодействие с семьей в условиях партнерства является предпосылкой для обеспечения полноценного развития ребенка. Обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение важно учитывать позицию родителей в отношении индивидуальной траектории воспитания и развития детей. Партнерство с родителями означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей, их обучение и личностное развитие.
С. А. Езопова, рассматривая вопросы теории и практики менеджмента в системе дошкольного образования с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников, предлагает управленческие модели, позволяющие учитывать возможности и интересы участников образовательного процесса [1].
В дошкольной педагогике разных лет свою точку зрения по взаимодействию детского сада с семьей освещены в исследованиях Н. А. Андреевой, Е. П. Арнауговой, Беспаленко Е. М., П. Ф. Виноградовой, Л. В. Загик, О. Л. Зверевой, В. М. Ивановой, Т. А. Куликова, З. И. Теплова и др.
Анализ состояния проблемы взаимодействия детского сада и родителей (законных представителей) позволил определить цель исследования — разработать и экспериментально проверить эффективность модели взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов в дошкольной образовательной организации
Объект исследования : деятельность дошкольной образовательной организации в вопросах работы с семьей.
Предмет исследования : педагогические условия взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи : проанализировать современные подходы к проблеме взаимодействия детского сада и семьи; разработать модель взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов в дошкольной образовательной организации; экспериментально проверить эффективность модели.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие педагоги, дошкольники и их родители (законные представители) Муниципального Бюджетного образовательного учреждения Новоусманского района Воронежской области «НОЦ» Структурное подразделение детский сад «Акварель». Возраст детей 4–5 лет. Всего 43 ребенка из них 26 девочек и 17 мальчиков.
Методы работы с родителями на завершении эксперимента: анкетирование «Семейная социометрия», «Варианты родительских установок и варианты родительских позиций», «Папа, мама, я — творческая семья». В процессе эксперимента решались следующие задачи: пропаганда семейных ценностей и культуры здоровья; формирование ответственного, осознанного отношения к детям и их образованию; формирование представления о социальных семейных ролях и психологической совместимости в семье; информирование об успешности социализации ребенка; организация сопровождения семьям, попавшим в тяжелые жизненные ситуации; организация совместной деятельности в вопросах психологического комфорта для детей и их родителей (законных представителей).
Рис. 1. Модель взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов в дошкольной образовательной организации
Организация анализа и оценки процесса реализации модели по взаимодействию с семьей проводится на основании реализации единого, согласованного индивидуального ориентированною подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала при реализации ООП ДО и организации совместной досуговой деятельности взрослых и детей.
Таким образом были определены педагогические условия взаимодействия воспитателей и родителей (законных представителей) в организации взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Разработанная модель взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов в дошкольной образовательной организации доказала свою эффективность. К примеру, выявление внутрисемейных психологических факторов, имеющих воспитательное значение и определяющие формирование личности ребенка, позволило определить темы родительского всеобуча. Многие родители при проведении родительских собраний по темам «Характеристика возрастных особенностей 4–5-ти лет», «Возрастные особенности и кризы в дошкольном возрасте» с удовольствием участвуют в самодиагностике, т. е. интерпретацию результатов и их результат знает только тестируемый. Такие методы дают хорошую почву для понимания сути воспитания в семье и отношения к ребенку.
Литература:
- Езопова, С. А. Менеджмент в дошкольном образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. А. Езопова. — URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:67026/Source:default (дата обращения: 10.11.2022).
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Похожие статьи
Обеспечение воспитателем детского сада педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей
Описаны формы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников. Показан опыт работы педагогов в этом направлении и представлена схема — модель повышения компетентности родителей (законных представителей)...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников
Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...
Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...
Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
В статье автор исследует понятие взаимодействия детского сада с родителями. Проводит диагностику детей, анкетирование родителей по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Разрабатывает этапы работы с родителями и детьми, а также те...
Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий
В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...
Коллаборация педагогов дошкольной образовательной организации в воспитательно-образовательной области на основе возможностей логопункта
Статья посвящена комплексному воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации. Показано, что эффективность образовательно-воспитательного процесса зависит от консолидации усилий, направленных на развитие самостоятельн...
Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья рассматривает важность взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением для эффективного и гармоничного развития каждого ребенка и создания благоприятной атмосферы в коллективе. Статья также описывает основные цели и задачи взаимо...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической подд...
Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации
В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и п...
Похожие статьи
Обеспечение воспитателем детского сада педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей
Описаны формы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников. Показан опыт работы педагогов в этом направлении и представлена схема — модель повышения компетентности родителей (законных представителей)...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников
Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...
Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...
Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
В статье автор исследует понятие взаимодействия детского сада с родителями. Проводит диагностику детей, анкетирование родителей по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. Разрабатывает этапы работы с родителями и детьми, а также те...
Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий
В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...
Коллаборация педагогов дошкольной образовательной организации в воспитательно-образовательной области на основе возможностей логопункта
Статья посвящена комплексному воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации. Показано, что эффективность образовательно-воспитательного процесса зависит от консолидации усилий, направленных на развитие самостоятельн...
Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья рассматривает важность взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением для эффективного и гармоничного развития каждого ребенка и создания благоприятной атмосферы в коллективе. Статья также описывает основные цели и задачи взаимо...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической подд...
Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации
В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и п...