Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в соответствии ФГОС
Автор: Барсукова Оксана Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 05.11.2015
Статья просмотрена: 1877 раз
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Этапы психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковре-менного пребывания детей раннего возраста в соответствии ФГОС / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9129/ (дата обращения: 23.12.2024).
В статье представлено краткое описание этапов психолого-педагогического сопровождения адаптации и социализации ребенка раннего возраста к условиям адаптационных групп кратковременного пребывания. Материал может быть интересен педагогам образовательных организаций, специалистам вариативных форм дошкольного образования, практическим психологам, педагогам-психологам и родителям детей раннего возраста.
Ключевые слова: адаптация, дошкольное образование, развитие, ранний возраст.
Тенденция к гармонизации и продуманной организации психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве является одним из признаков позитивного развития современной системы государственного образования.
Под сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в ситуациях взаимодействия.
Основная задача сопровождения — создание ситуаций развития, в которых ребенок и взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.
Период раннего детства является чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Именно в первые три года жизни ребенка наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих траекторию его дальнейшего развития. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптационных групп кратковременного пребывания в соответствии с задачами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования решает следующие приоритетные задачи образования: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей детям, независимо от их психофизических и иных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования; создание благоприятных условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей.
Главной цельюпсихолого-педагогического сопровождения являетсясоздание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.
Работа по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания условно разделяется на четыре этапа.
I этап — Подготовительный. На данном этапе проводится подготовка детей и родителей к посещению дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Педагогами и специалистами проводится первичное консультирование родителей (законных представителей), предварительный сбор информации о семье и ребенке, анкетирование родителей., изучение медицинской карты и анамнестических данных, а также составление примерного прогноза адаптации.
II этап — Адаптационный. Сопровождение детей в период первичной адаптации к условиям групп кратковременного пребывания. Проведение педагогом-психологом психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к условиям группы кратковременного пребывания. Одновременно с наблюдением педагогом-психологом проводятся комплексные профилактические мероприятия, помогающие ребенку пережить адаптационный синдром.
III этап — Диагностический. После того, как закончился процесс адаптации, начинается процесс обучения. Чтобы его начать необходимо знать уровень развития каждого ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе: «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» представлены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Но для оценки индивидуального развития ребенка может проводится педагогическая диагностика с целью повышения эффективности планирования воспитателями образовательной деятельности. Для решения задач психологического сопровождения, с согласия родителей воспитанника, может проводиться психологическая диагностика.
IV этап — Развивающий и психокоррекционный. На данном этапе специалистами и педагогами проводятся развивающие индивидуальные и групповые занятия, психокоррекционные мероприятия, дополнительная углубленная диагностика по запросу родителей. На данном этапе работы также происходит разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ. Выделение данного этапа условно, поскольку педагог-психолог начинает работу по психолого-педагогическому сопровождению с первого дня открытия группы кратковременного пребывания.
Кроме того, специалистами используются методы активного социально-психологического обучения. Важное место занимает именно консультирование родителей. Специалисты не только отвечают на запрос родителей, но и в процессе взаимодействия в системе «специалист — ребенок — родитель» формируют новые родительские запросы, содействуя становлению у родителей адекватного образа своего ребенка.
V этап — Аналитический. В конце учебного годапедагогом-психологом проводится вторичная диагностика уровня адаптированности детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, а также заключительная психолого-педагогическая диагностика актуального уровня развития детей.Полученные данные анализируются,сравниваются с первичными и дополнительными исследованиями, вносятся в общие сводные таблицы мониторинга. Проводятся консультации и беседы для родителей и педагогов.
При проведении психолого-педагогического сопровождения специалистам необходимо учитывать, во-первых, такие особенности психического развития детей раннего возраста, как ситуативность поведения и непроизвольный характер всех психических процессов; во-вторых, специфические особенности работы с детьми раннего возраста. Во-первых, чрезвычайно быстрый темп развития, который отличается скачкообразным характером. Во-вторых, это неустойчивость, и незавершенность приобретенных навыков и умений. В-третьих, еще одной особенностью раннего детства является теснейшая связь и взаимосвязь состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Любые изменения в состоянии здоровья влияют на его нервную систему.
Новый стандарт дошкольного образования подразумевает реализацию образовательных программ в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Именно этот фактор делает возможным ввести в образовательный процесс детей раннего дошкольного возраста. Интеграционныетенденции в системеобщественного воспитания и дошкольного образования призваны реализовать огромный резерв раннего дошкольного возраста. Достижение же основной цели образовательного стандарта невозможно без организации психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка.
Похожие статьи
Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
В статье представлено обобщение практического опыта педагогов-психологов дошкольного образовательного учреждения. Материал посвящен организации развивающей и психокоррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях полифу...
Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ
В статье рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, рассмотрены формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям. На основе экспериментального исследования составлены рекомендации по адаптации дете...
Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных группах кратковременного пребывания детей раннего возраста «Гусеница»
В статье представлено интегрированное игровое занятие для детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания. Разработан алгоритм проведения игрового занятия, подробно описаны его структура и содержание. Все блоки занятия объединены ...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования
В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике
Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...
К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию
В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...
Анализ мнений родительской общественности о профессиональной деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях
В статье проводится анализ взглядов родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Выявляются особенности восприятия родителями профессиональной деятельности педагога-психолога. Представлены результаты иссл...
Адаптация ребенка к детскому саду в раннем возрасте
В статье рассматриваются особенности адаптации к детскому саду у детей раннего возраста. Проведен анализ педагогического исследования адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада, в котором представлены три последовательных этапа — кон...
Похожие статьи
Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
В статье представлено обобщение практического опыта педагогов-психологов дошкольного образовательного учреждения. Материал посвящен организации развивающей и психокоррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях полифу...
Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ
В статье рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, рассмотрены формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям. На основе экспериментального исследования составлены рекомендации по адаптации дете...
Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных группах кратковременного пребывания детей раннего возраста «Гусеница»
В статье представлено интегрированное игровое занятие для детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания. Разработан алгоритм проведения игрового занятия, подробно описаны его структура и содержание. Все блоки занятия объединены ...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования
В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике
Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...
К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию
В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...
Анализ мнений родительской общественности о профессиональной деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях
В статье проводится анализ взглядов родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Выявляются особенности восприятия родителями профессиональной деятельности педагога-психолога. Представлены результаты иссл...
Адаптация ребенка к детскому саду в раннем возрасте
В статье рассматриваются особенности адаптации к детскому саду у детей раннего возраста. Проведен анализ педагогического исследования адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада, в котором представлены три последовательных этапа — кон...