Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода первоклассников с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 30.10.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Оглезнева, Е. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода первоклассников с задержкой психического развития / Е. Ю. Оглезнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118755/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается специфика организации и содержания психологической адаптации первоклассников с задержкой психического развития в условиях психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: адаптация, психологическая адаптация, задержка психического развития, психолого-педагогическое сопровождение.

Адаптация к школе — это процесс приспособления первоклассника к условиям и постоянному обучению в образовательной организации [1].

Условно выделяют три основных вида адаптации к школе: физиологическая, психологическая и социальная. В нашей работе мы раскроем проблему психологической адаптации первоклассников к обучению в школе.

Психологическая адаптация к школе — это готовность первоклассника к получению знаний, его мотивация к обучению, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки [3].

Специфика психологической адаптации первоклассников с задержкой психического развития к условиям образовательного учреждения заключается в том, что переход из дошкольного возраста к школьному является главным переломным моментом в психическом развитии ребенка. Ведущая деятельность дошкольника (игра) сменяется на учебную. Но этот новый вид деятельности является совершенно непривычным, так как к ребенку предъявляются новые требования, которых не было в игре. Если говорить про мотивационный компонент, то у первоклассника с задержкой психического развития он сильно снижен, у ребенка до сих пор остаются игровые интересы [3].

Мотивация к обучению и сила воли у школьников с задержкой психического развития на первоначальных этапах психологической адаптации являются недостаточно развитыми, они постепенно формируются непосредственно во время учебной деятельности. Такие первоклассники совсем не испытывают желания обучаться из-за несформированности мотивационного компонента [3].

У первоклассников с задержкой психического развития отмечается кооперативно-соревновательный тип взаимодействия. Такие школьники воспринимают своего собеседника как соперника, вследствие чего такое взаимодействие можно описать как соревновательное [3].

Первоклассники с задержкой психического развития неполностью готовы к обучению в школе — у них отсутствуют знания, умения и навыки, необходимые для усвоения школьной программы, из-за чего обучающиеся с большими трудностями овладевают навыками чтения, письма и счета. Также у них возникают проблемы в принятии школьных правил поведения, им сложно самостоятельно организовать свою деятельность [3].

Первоклассники с задержкой психического развития за определенную единицу времени запоминают меньший объем информации, нежели их нормативно развивающиеся сверстники. Также они испытывают значительные трудности в процессе зрительного, тактильного и слухового восприятия учебного материала [3].

Также отметим, что у ребенка с задержкой психического развития проблемой психологической адаптации являются не только его особенности познавательных процессов, но и эмоциональный тип поведения [3].

Общение — еще один из главных факторов, определяющих уровень психологической адаптации первоклассника. При поступлении ребенка в школу, он сталкивается не только с новыми условиями среды, но и с новым окружением. В основном школьники с задержкой психического развития достаточно общительные, они с легкостью вступают в контакт. Но все же, есть определенное количество учеников, которые негативно и неадекватно реагируют на сверстников из-за своих особенностей психического развития. Поэтому отмечается очень важным факт принятия нового окружения.

При тяжелой форме задержки психического развития или при длительной безуспешной адаптации в совокупности с неблагоприятными условиями и отсутствием помощи специалистов, у первоклассника может возникнуть дезадаптация.

Дезадаптация — это процесс, который вытекает вне патологии, связанный с отвыканием от одних привычных условий и привыканием к другим [2].

Главными причинами психологической дезадаптации у обучающихся первого класса с задержкой психического развития можно выделить следующие: неправильная тактика воспитания в семье; недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка; отсутствие внимания и необходимой помощи со стороны родителей и педагогов [2].

Можно выделить еще одну причину психологической дезадаптации — школьники осознают все трудности в обучении и поведении через отношение учителя к ним, а причины психологической дезадаптации довольно часто связаны с отношениями в семье родителей к ребенку и его учебе [2].

Необходимо оказывать первоклассникам с задержкой психического развития коррекционно-развивающую помощь, которая должна быть направлена на развитие всех психологических процессов, развитие личности в целом, для того, чтобы не усугублять процесс адаптации, который может переходить в дезадаптацию.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что взаимодействие специалистов (педагог-психолог, учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог) и родителей обеспечит эффективное психолого-педагогическое сопровождение ребенка на этапе психологической адаптации к школе [4].

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе психологической адаптации к школе подразумевает создание предпосылок личностной и интеллектуальной готовности, которые позволят первокласснику успешно работать и развиваться в школе [4].

Рассматривая работу Л. Н. Румянцевой [6], можно выделить следующие направления работы в рамках реализации психолого-педагогического сопровождения первоклассников на этапе психологической адаптации к школе:

— психологическая диагностика;

— развивающая психологическая работа;

— консультативная работа с родителями и педагогами;

— методическая работа;

— психокоррекционная работа;

— организационно-консультативная работа со школьной администрацией.

Опираясь на указанные выше направления работы в условиях психолого-педагогического сопровождения, можно выделить этапы сопровождения.

Первый этап — диагностический. Данный этап предполагает сбор специалистами психолого-педагогического сопровождения информации о ребенке [6].

Второй этап — проективный. На данном этапе проводится совместная работа специалистов сопровождения, в которой обсуждаются всевозможные варианты оказания помощи первоклассникам, испытывающим трудности психологической адаптации. Также определяется стратегия психолого-педагогического сопровождения, составляется план, в ходе которого каждый специалист реализует свою деятельность, опираясь на заданные установки педагога-психолога [6].

Третий этап — коррекционно-развивающий. На данном этапе осуществляется непосредственно само психолого-педагогическое сопровождение первоклассников. Выполняется поставленный план действий, проводятся коррекционно-развивающие занятия в групповой и индивидуальной форме [6].

Четвертый этап — профилактико-просветительский. Одновременно с проведением коррекционно-развивающих занятий обязательным образом проводятся индивидуальные и групповые консультации с родителями, родительские собрания, различные тренинги, а также совместно организованные занятия и мероприятия [6].

Пятый этап — рефлексивный. Данный этап предполагает проведение итоговой диагностики, определение результатов технологии психолого-педагогического сопровождения первоклассников, а также осмысление результатов деятельности специалистов по решению проблем успешной психологической адаптации [6].

Как уже говорилось раннее, специалисты сопровождения работают в тесной взаимосвязи, опираясь на результаты диагностики друг друга, и согласно рекомендациям педагога-психолога для успешного протекания этапа психологической адаптации к школе.

Ниже опишем направления деятельности и роли каждого специалиста в рамках психолого-педагогического сопровождения первоклассников на этапе психологической адаптации к школе.

Педагог-психолог является ведущим специалистом сопровождения. Определяется два содержательных компонента психологической профессиональной поддержки педагогов, которые также участвуют в психолого-педагогическом сопровождении:

1) развитие психолого-педагогической компетентности в области психологической адаптации к школе первоклассников с задержкой психического развития (овладение новыми и специальными знаниями, принятие ответственности за результаты педагогической деятельности, опора на ресурсы и т. д.);

2) совместная работа в команде специалистов, реализующих сопровождение первоклассников с задержкой психического развития (обмен информацией, обучение, поддержка в решении проблемных педагогических ситуаций, проведение совместных учебных и внеучебных мероприятий с детьми, родителями).

Другим не менее важным специалистом сопровождения является учитель-дефектолог. Он совместно со специалистами сопровождения разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, родителями по проблеме психологической адаптации первоклассников с задержкой психического развития к школе [5].

Также отметим деятельность учителя-логопеда. Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников [5].

Социальным педагогом, совместно с другими специалистами сопровождения, реализуются следующие функции: информационная, социально-правовая, посредническая, досуговая, социальная и педагогическая (образовательная), восстановительная (реабилитационная) через различного вида деятельность [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение первоклассников с задержкой психического развития на этапе психологической адаптации к школе предполагает совместную деятельность специалистов, которая направлена на создание условий для успешного протекания процесса психологической адаптации к школе.

Литература:

1. Васюк, С. Н. Адаптация первоклассников к школе / С. Н. Васюк. — Текст: непосредственный // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 23 (35). — С. 137–139.

2. Дубровина, И. В. Психологическая культура и образование / И. В. Дубровина. — Текст: непосредственный // Национальный психологический журнал. — 2007. — № 1 (2). — С. 16–20.

3. Карпушкина, Н. В. Особенности психологической адаптации к школе младших школьников с умственной отсталостью / Н. В. Карпушкина, Я. И. Морозова. — Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59–3. — С. 472–477.

4. Красникова, Т. В. Технология психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации младших школьников / Т. В. Красникова. — Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58–1. — С. 126–129.

5. Создание модели комплексного сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством информационно-коммуникационных технологий / М. Л. Любимов, О. Г. Приходько, О. В. Югова, М. О. Захарова. — Текст: непосредственный // Специальное образование. — 2021. — № 2 (62). — С. 125–141.

6. Румянцева, Л. Н. Модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития / Л. Н. Румянцева. — Текст: непосредственный // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2018. — № 7. — С. 302–303.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, психологическая адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, задержка, школа, этап, психологическая адаптация первоклассников, психолого-педагогическое сопровождение первоклассников, специалист сопровождения, психологическая дезадаптация.


Похожие статьи

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду

В статье рассматривается процесс обеспечения психологического здоровья дошкольников как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях.

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения

Данная статья исследует проблему формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогические условия сопровождения детей с признаками интеллектуальной одарённости в образовательном учреждении

В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательных организациях, отражаются взгляды и позиции исследователей на выявление, поддержку и развитие одарённых детей и оказание им профессиональной...

Организация психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью, обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям

В статье автор рассматривает ключевые категории и характеристики психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью, а также противоречия, которые существуют в настоящее время при построении данного процесса.

Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения

В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации

В статье рассматривается проблема профилактики детей группы риска в общеобразовательном учреждении как система психолого-педагогического сопровождения детей данной категории. Рассматриваются основные этапы работы педагога-психолога с детьми «группы р...

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей с нарушениями речи в начальной школе

В статье исследуется вопрос социализации младших школьников с нарушениями речи. Проанализированы теоретические и практические аспекты организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Представлена программа социализации младших ...

Похожие статьи

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду

В статье рассматривается процесс обеспечения психологического здоровья дошкольников как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях.

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения

Данная статья исследует проблему формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогические условия сопровождения детей с признаками интеллектуальной одарённости в образовательном учреждении

В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательных организациях, отражаются взгляды и позиции исследователей на выявление, поддержку и развитие одарённых детей и оказание им профессиональной...

Организация психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью, обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям

В статье автор рассматривает ключевые категории и характеристики психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью, а также противоречия, которые существуют в настоящее время при построении данного процесса.

Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения

В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации

В статье рассматривается проблема профилактики детей группы риска в общеобразовательном учреждении как система психолого-педагогического сопровождения детей данной категории. Рассматриваются основные этапы работы педагога-психолога с детьми «группы р...

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей с нарушениями речи в начальной школе

В статье исследуется вопрос социализации младших школьников с нарушениями речи. Проанализированы теоретические и практические аспекты организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Представлена программа социализации младших ...

Задать вопрос