Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психолого-педагогическое сопровождение формирования психологически безопасной среды личности в подростковом возрасте

Психология
Препринт статьи
06.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема формирования психологически безопасной личности в подростковом возрасте. Подчеркивается, что данный период является сензитивным для развития способности личности противостоять негативным информационным и психологическим воздействиям, сохраняя целостность и адекватную самооценку. Автор анализирует сущность и компоненты психологической безопасности личности подростка, а также ключевые угрозы, связанные с цифровой социализацией, буллингом и кризисом идентичности. Основное внимание уделяется комплексной модели психолого-педагогического сопровождения, включающей диагностический, профилактический, развивающий и коррекционный аспекты. Представлены конкретные направления работы психолога и педагога по созданию безопасной образовательной среды, развитию эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков и стрессоустойчивости у подростков. Делается вывод о необходимости интеграции усилий всех субъектов образовательного процесса для успешного формирования психологически безопасной личности.
Библиографическое описание
Абрамова, П. Д. Психолого-педагогическое сопровождение формирования психологически безопасной среды личности в подростковом возрасте / П. Д. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/131126.


Современный этап развития общества характеризуется повышенной нестабильностью, неопределенностью и информационной насыщенностью, что создает множество вызовов для формирующейся личности. Особую уязвимость в этих условиях демонстрируют подростки, переживающие один из наиболее сложных периодов онтогенеза, связанный с глубокими физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Стремление к самоутверждению, поиск идентичности, повышенная чувствительность к оценке со стороны сверстников и одновременно ранимость делают подростка мишенью для различных психологических угроз, таких как кибербуллинг, манипулятивное влияние, социальное отвержение и деструктивный контент.

В этом контексте задача формирования психологически безопасной личности — личности, способной защитить свою психику от деструктивных воздействий, сохранить внутреннюю гармонию и эффективно функционировать в стрессовых ситуациях, — становится приоритетной для системы образования. Психолого-педагогическое сопровождение выступает основным механизмом решения данной задачи, представляя собой целостный, системный и непрерывный процесс создания условий для успешного развития подростка.

Психологическая безопасность личности понимается как состояние защищенности психики от разрушающих воздействий, связанное с развитием способности к устойчивому и продуктивному функционированию в условиях потенциальных угроз [1, с. 173]. В подростковом возрасте это состояние напрямую связано с переживанием безопасности в значимых средах: школьной, семейной, виртуальной.

Структура психологически безопасной личности подростка включает следующие ключевые компоненты:

– когнитивный компонент: адекватная самооценка, рефлексивность, критическое мышление, позволяющее анализировать и фильтровать поступающую информацию, противостоять манипуляциям;

– эмоциональный компонент: высокий уровень эмоционального интеллекта, способность к саморегуляции, стрессоустойчивость (резилентность), низкий уровень тревожности.

– поведенческий компонент: ассертивность (уверенное поведение), развитые коммуникативные навыки, умение выстраивать и поддерживать здоровые межличностные отношения, способность конструктивно разрешать конфликты;

– ценностно-смысловой компонент: сформированная система личностных ценностей и смыслов, позитивная идентичность, понимание личных границ и уважение границ других людей.

Как справедливо отмечает Т. Ю. Грабенко, «в ситуации неопределенности и социальной турбулентности именно внутренний ресурс личности, ее ценностно-смысловой стержень становится основным буфером против дезинтегрирующих внешних влияний» [2, с. 45].

Эффективное сопровождение невозможно без точной идентификации источников опасности. Среди наиболее значимых угроз для современного подростка исследователи выделяют:

– социально-психологические угрозы: школьный буллинг (травля) и кибербуллинг, которые наносят тяжелейшую психологическую травму, приводя к депрессиям, социальной изоляции и суицидальным мыслям. Исследования, проведенные под руководством С. В. Кривцовой, показывают, что «жертвы буллинга демонстрируют значительное снижение показателей психологического благополучия и академической мотивации» [3, с. 32].

– информационно-цифровые угрозы: деструктивный контент в интернете (пропаганда насилия, суицидальные сообщества, группы, разжигающие ненависть), интернет-зависимость, киберхулиганство, груминг. Постоянное пребывание в цифровой среде формирует «клиповое мышление» и повышает уровень тревожности.

– внутриличностные угрозы: кризис идентичности, заниженная самооценка, экзистенциальные страхи, связанные с выбором будущей профессии и места в жизни. Эти состояния могут усугубляться под влиянием внешних факторов.

Психолого-педагогическое сопровождение — это не разрозненный набор мероприятий, а целостная система, выстроенная на принципах непрерывности, преемственности, активности и рефлексивности. Ее реализация предполагает работу на нескольких взаимосвязанных уровнях.

Диагностический блок. Цель — выявление уровня сформированности компонентов психологической безопасности, определение зон риска и ресурсов каждого подростка. Используются стандартизированные методики: опросники для диагностики уровня тревожности (Ч. Спилбергер), самооценки (Дембо-Рубинштейн), методики изучения социально-психологического климата в классе, анкеты для выявления фактов буллинга. Важно, чтобы диагностика носила не «карательный», а прогностический и развивающий характер.

Профилактический и просветительский блок. Это ключевое направление, нацеленное на предупреждение возникновения угроз. Работа ведется со всеми участниками образовательных отношений:

– с подростками: проведение тематических классных часов, тренинговых занятий по развитию навыков критического мышления, эмоционального интеллекта, ассертивного поведения и конфликтологической компетентности. Обучение медиаграмотности и основам кибербезопасности;

– с родителями: организация родительских лекториев и семинаров на темы: «Признаки подростковой депрессии», «Как защитить ребенка в сети», «Профилактика буллинга в школе». Как подчеркивает А. М. Прихожан, «основой психологической безопасности ребенка является безопасная и принимающая семейная система, способная стать для него «тылом» и источником поддержки» [4, с. 18];

– с педагогами: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах возрастной психологии, распознавания маркеров неблагополучия учащихся, технологий создания благоприятного микроклимата в коллективе.

Развивающий и коррекционный блок. Данный блок адресован подросткам, находящимся в группе риска или уже столкнувшимся с угрозами их психологической безопасности, в частности:

– индивидуальная работа: консультирование и психокоррекция, направленные на преодоление последствий травли, работу с самооценкой, страхами, тревогой;

– групповая работа: ведущую роль играют социально-психологические тренинги, направленные на сплочение коллектива, развитие эмпатии, обучение конструктивным моделям взаимодействия. Групповая форма работы является наиболее эффективной для подростков, так как отвечает их ключевой потребности — в общении со сверстниками;

– кризисное вмешательство: оказание экстренной психологической помощи в ситуациях острого конфликта, суицидального поведения или иной травмы [6, с. 23].

Все перечисленные направления работы будут неэффективны, если сама образовательная среда носит токсичный или индифферентный характер. Безопасная среда — это среда, где доминируют отношения сотрудничества и взаимного уважения между всеми участниками; существуют ясные, справедливые и единые для всех правила; культивируется право на ошибку. действует эффективная система противодействия буллингу, включая программы школьной медиации и педагоги используют неавторитарные, поддерживающие методы преподавания и дисциплины.

Исследования последних лет подтверждают, что «инклюзивная и поддерживающая школьная среда является мощным фактором профилактики девиантного поведения психологического благополучия учащихся» [5, с. 112].

В заключении исследования, отметим, что формирование психологически безопасной личности в подростковом возрасте — это комплексная, многоплановая задача, требующая системного подхода. Психолого-педагогическое сопровождение данного процесса должно быть интегрировано в повседневную образовательную практику и объединять усилия психологов, педагогов, администрации школы и родителей.

Приоритет должен отдаваться не коррекции уже возникших проблем, а их профилактике через создание развивающей и поддерживающей образовательной среды, целенаправленное формирование у подростков личностных ресурсов и жизненных навыков. Именно развитие критического мышления, эмоциональной устойчивости, коммуникативной компетентности и позитивной идентичности позволит современному подростку не только противостоять многочисленным вызовам и угрозам, но и стать активным, гармоничным и реализующим себя субъектом своей жизни.

Литература:

  1. Баева, И. А., Волкова, Е. Н., Лактионова, Е. Б. Психологическая безопасность личности в условиях цифровой социализации: монография. — М.: Когито-Центр, 2023. 220 с.
  2. Грабенко, Т. Ю. Ценностно-смысловые ориентации как фактор психологической безопасности личности в период социальной неопределенности // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 18, № 2. С. 44–56.
  3. Кривцова, С. В., Шапкина, А. Н. Буллинг в образовательной среде: диагностика и организация профилактической работы // Вопросы психологии. 2024. № 1. С. 30–41.
  4. Прихожан, А. М. Психологическая безопасность детства: роль семьи и школы // Семейная психология и семейная терапия. — 2023. — № 4. — С. 15–25.
  5. Хакимова, Э. Р., Смирнова, Н. В. Влияние школьного климата на психологическое благополучие и академическую успеваемость подростков // Национальный психологический журнал. — 2024. — № 1(53). — С. 108–119.
  6. Soldatova, G. V., Rasskazova, E. I. Digital socialization and psychological safety of adolescents: risks and resources // Psychology in Russia: State of the Art. — 2024. — Vol. 17(1). — P. 22–37. DOI: 10.11621/pir.2024.0102
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный