Формирование личности подростка в образовательной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 января, печатный экземпляр отправим 15 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 02.07.2022

Статья просмотрена: 342 раза

Библиографическое описание:

Иванова, А. С. Формирование личности подростка в образовательной среде / А. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 226-227. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93696/ (дата обращения: 28.12.2024).



В данной статье рассматриваются основные аспекты формирования здоровой личности ребенка и подростка в безопасной образовательной среде. Также рассматриваются факторы риска нарушения безопасности образовательной среды. Статья представляет интерес как для образовательных учреждений, так и для родителей детей и подростков.

Ключевые слова: психологическая безопасность, психологическая грамотность, образовательная среда, подросток.

Ключевую роль в жизни ребенка и подростка играет институт образования. Для того, чтобы ребенок вырос физически и психически здоровым, и его личность могла активно развиваться и жить в современном обществе, в том числе и иметь возможность адаптироваться к новым современным реалиям, необходимо создать безопасную среду взросления для него, то есть создать психологически безопасную образовательную среду. В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, их психологическое и физическое развитие, а также обеспечение их безопасности. Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрены различные условия, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся с обеспечением их всем необходимым для гармоничного развития и воспитания.

Понятие психологической безопасности неоднородно. И. А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [2].

Безопасная образовательная среда, по мнению И. А. Баевой, является такой средой, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Исходя из этого, мы можем и выявить основные компоненты безопасности образовательной среды школы [2].

Особенности образовательной среды определяют значимость и специфику решения вопросов обеспечения безопасности детства и подростничества. Стабильные условия окружающей среды особенно важны для ребенка, тем не менее, возможность удовлетворения потребностей и выполнения некоторых функций деятельности неизменно зависят от окружения ребенка и подростка: взрослые и другие дети. Поэтому, образовательное пространство в школе и вне ее должно обеспечивать не только решение образовательных задач, но и удовлетворение вышеназванной базисной потребности в безопасности. Нарушение потребности в безопасности приводит к тяжелым отсроченным последствиям (различные симптомы психических нарушений, а так же невротизация, депрессивные состояния, потеря веры в себя, потеря перспектив и пр.) и во многом определяет дальнейшую судьбу не только одной конкретной личности, но и целых социальных групп. Мы можем назвать это угрозой безопасности образовательной среды.

Также мы можем выделить ряд факторов риска нарушения безопасности образовательной среды: недостаточное обеспечение педагогическими кадрами; недостаточная квалификация кадров или излишняя консервативность взглядов педагогов, касаемых воспитания и обучения детей; недостаточное обеспечение материально-технической базы, в том числе и отказ опытных педагогов работы с информационно-коммуникационными технологиями; низкая активность социально-психологической службы образовательной организации, в том числе несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья; низкая активность обучающихся и педагогов; несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта; уровень воспитания и культуры; личностно–психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса и пр.

Совокупность данных факторов представляет собой угрозу безопасности образовательной среды и благополучного развития детей и подростков.

Мы можем сделать вывод, что психологическое благополучие обучающихся и безопасность образовательной среды школы неразрывно связаны друг между другом.

Одна из самых больших угроз для психологического благополучия и безопасности обучающихся — низкая психологическая грамотность субъектов образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Психологическая грамотность , в нашем понимании — это информация и знание о себе, как о субъекте взаимоотношений, о других, как об объекте взаимоотношений, о ситуации (ситуациях) в которых могут столкнуться объект и субъект, об объективной реальности, в которой живет человек и о взаимоотношениях человека с миром [1].

На наш взгляд, человеку важно осознавать, понимать и знать свои особенности поведения и эмоциональные реакции, в том числе и стрессовых ситуациях и содействовать тому, чтобы реакции на стресс не были разрушительны как для него, так и для общества. Помимо этого, человеку необходимо осознавать, что другие люди так же могут различно реагировать на стрессовые ситуации и такое поведение, являясь как бы «неправильным» для него, является нормой. То есть, по нашему мнению, психологически грамотному человеку важно умение рефлексии и знание базовых основ психологии.

Стоит отметить, что в силу возрастных особенностей детей, в процессе взросления только формируется умение рефлексии и осознания своих эмоций и поведения, поэтому, взрослому важно не только обучить ребенка рефлексировать, а показать, что эмоциональные реакции бывают разные. Кроме того, взрослому важно показать и привить нормы поведения в обществе и нормы взаимодействия и общения с людьми.

Стоит отметить, что в детстве и подростничестве внешние воздействия оцениваются крайне субъективно: у детей различная степень эмоциональной чувствительности и ранимости, поэтому то, что кажется безопасным для одного — для другого ребенка может иметь разрушительное влияние. Эмоции глубоко переживаются детьми, подростками и юношами, но порой без внешнего видимого проявления до определенного времени, если отсутствует проработка негативных эмоций. Некий «эмоциональный взрыв» может проявится в открытых конфликтах, эмоциональных срывах, протестных реакциях, девиантном и аддиктивном поведении ребенка, а так же, как мы и писали выше, в физических проявлениях — различных заболеваниях [3].

Тем не менее, для того, чтобы ребенок вырос психологически грамотным, а так же здоровым, близкие взрослые ребенка должны быть такими. В последнее время, нами отмечена тенденция, что многие родители и педагоги не придают внимания психологическому благополучию ребенка в силу культурно — исторического развития общества, когда данные родители и педагоги росли.

В условиях современности, важно уметь адаптироваться к новым реалиям жизни, но, не все люди это осознают и стремятся к этому. Поэтому, таких взрослых мы так же можем отнести к факторам риска нарушения как психологической безопасности образовательной среды, так и к угрозе нарушения психологического благополучия ребенка.

Литература:

  1. Азимова З. Х. Основы формирования психологически грамотной и психологически здоровой личности /З. Х. Азимова/ Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2016. — № 52. — С. 7–20.
  2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании/ И. А. Баева/ СПб: Изд — во «СОЮЗ», 2002.
  3. Прихожан A. M., Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития/ А. М. Прихожан //
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, психологическая безопасность, безопасная образовательная среда, подросток, ребенок, образовательная среда школы, психологическая грамотность, психологическое благополучие ребенка, психологическое насилие, угроза безопасности.


Похожие статьи

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Стресс как фактор риска здоровья детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена влиянию стресса на здоровье детей младшего школьного возраста. Особое внимание автор уделяет необходимости формирования стрессоустойчивости как важнейшего фактора психологического здоровья учащихся начальной школы.

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современной школы

В статье раскрывается понятие толерантности. Описывается опытно-экспериментальная работа с подростками. Делается вывод, что коррекционно-развивающая программа свидетельствует о своей эффективности в воспитании толерантности у подростков.

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Потенциал образовательных ситуаций в формировании социальной компетентности детей

В статье рассматривается потенциал образовательных ситуаций в формировании социальной компетентности дошкольников. Приводятся примеры разработанных конспектов образовательных ситуаций.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Изучение проблемы психологической устойчивости подростка-пользователя социальных сетей

В статье проанализирована проблема изучения психологической устойчивости подростков-пользователей социальных сетей. Представлены результаты исследования психологической устойчивости подростков-пользователей социальных сетей. Предпринята попытка разра...

Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема

В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Похожие статьи

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Стресс как фактор риска здоровья детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена влиянию стресса на здоровье детей младшего школьного возраста. Особое внимание автор уделяет необходимости формирования стрессоустойчивости как важнейшего фактора психологического здоровья учащихся начальной школы.

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современной школы

В статье раскрывается понятие толерантности. Описывается опытно-экспериментальная работа с подростками. Делается вывод, что коррекционно-развивающая программа свидетельствует о своей эффективности в воспитании толерантности у подростков.

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Потенциал образовательных ситуаций в формировании социальной компетентности детей

В статье рассматривается потенциал образовательных ситуаций в формировании социальной компетентности дошкольников. Приводятся примеры разработанных конспектов образовательных ситуаций.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Изучение проблемы психологической устойчивости подростка-пользователя социальных сетей

В статье проанализирована проблема изучения психологической устойчивости подростков-пользователей социальных сетей. Представлены результаты исследования психологической устойчивости подростков-пользователей социальных сетей. Предпринята попытка разра...

Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема

В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Задать вопрос