Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 11.06.2017

Статья просмотрена: 2747 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, О. С. Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации / О. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44445/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассматривается проблема профилактики детей группы риска в общеобразовательном учреждении как система психолого-педагогического сопровождения детей данной категории. Рассматриваются основные этапы работы педагога-психолога с детьми «группы риска».

Ключевые слова: дети «группы риска», психолого-педагогическое сопровождение, профилактика

In article the problem of prevention of children of group of risk in general education establishment as system of psychology and pedagogical escort of children of this category is considered. The main stages of work of the educational psychologist with children of «group of risk» are considered.

Keywords: children of «group of risk», psychology and pedagogical maintenance, prevention

Дети, находясь в нашем мире, подвергаются различного рода риску. Причин воздействия на ребенка много, и это связанно с многообразием развития современного общества. Развивающаяся личность ребенка не в силах самостоятельно справится с натиском современного общества. «Во многом профилактика детских отрицательных поступков связана с усилиями специалистов общеобразовательного учреждения» [4, c. 3].

Мы согласны с утверждением Л. И. Петровой и другими учеными, которые к группе риска справедливо относят такие категории детей, «как трудные и педагогически запущенные, дети с задержкой психического развития и детей с девиантным поведением» [4, c. 74].

Как утверждает М. Р. Битянова, «сопровождение как система профессиональной деятельности педагога-психолога, направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия с ориентацией на зону его ближайшего развития» [3, c. 20].

У каждого ребенка есть право на формирование образовательного маршрута, соответствующего его индивидуальности, обоснованное Конституцией РФ, Законом об Образовании (2012) и Декларацией прав ребенка. Реализация его прав требует особого внимания к индивидуальным особенностям школьника: способностям, интересам, склонностям и возможностям. Для организации индивидуального образовательного маршрута педагогу-психологу необходимо выявить индивидуальные особенности ребенка, что позволяет сделать владение методами и технологиями диагностического исследования. Диагностика и прогнозирование позволяют педагогу-психологу создать систему психолого-педагогического сопровождения, которое осуществляется по двум направлениям: индивидуальный подход и психолого-педагогическая поддержка.

В современной психолого-педагогической литературе индивидуальный подход (Е. С. Рабунская, А. А. Бударный, Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Б. М. Теплов) трактуется как принцип педагогики, согласно которому, в учебно-воспитательной работе с детьми, осуществляется воздействие на каждого школьника, с учетом его черт личности характера, мотивов деятельности, психологических особенностей и психических свойств. То есть при воздействии на учащегося, педагогу необходимо всесторонне изучить личность ребенка и учитывать это при работе с ним.

Психолого-педагогическая поддержка (О. С. Газман, Т. А. Строкова, А. В. Мудрик, Л. Я. Олифиренко, Т. И. Шульга) ребенка строится на знании его индивидуальных особенностей и прогнозирования.

«Психолого-педагогическая поддержка детей предполагает выявление причин деформации в его развитии, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и подростка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и успешной социализации личности растущего человека» [2, c. 137]. Прогнозирование — предвосхищение поступка ребенка. Психолого-педагогическая поддержка направлена на создание условий гуманистического взаимодействия школьника с окружающим миром, на развитие познавательных процессов ребенка, нам использование его индивидуального потенциала.

Работа по сопровождению детей группы риска включает в себя несколько этапов:

На первом этапе педагогу-психологу необходимо провести психолого-педагогический мониторинг детей группы риска, нуждающихся в индивидуальной психолого-педагогической поддержке.

Выбор методов диагностического обследования зависит от целей диагностики. Главное, чтобы в обработанном виде информация позволила педагогу-психологу получить результаты, способствующие учету причин жизненных затруднений школьника, нравственных коллизий, участником которых он является.

Вторым этапом выступает прогнозирование результатов воспитательной деятельности, которое является важнейшим элементом воспитательной профилактической работой с детьми группы риска. Целью прогнозирования является определение потенциальных возможностей ребенка с затруднениями.

Следующим этапом психолого-педагогического сопровождения детей группы риска является профилактика и коррекция выявленных нарушений:

− формирование коллективных мнений и суждений о школьнике;

− перестройка общения ребенка со сверстниками в системе межличностных отношений;

− включение ребенка в коллективно организуемые виды деятельности;

− развитие и коррекция познавательных процессов школьника;

− формирование положительного отношения к школе и учебно-познавательной мотивации учения.

Большое место в организации психолого-педагогического сопровождения детей группы риска принадлежит их здоровью. В современной педагогической практике огромное место уделяют здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на поддержание здоровья ребенка. Педагогу-психологу важно учитывать те обстоятельства, которые в той или иной мере воздействуют на ребенка. Это могут быть отвержение или непринятие ребенка в коллективе, организация деятельности школьника, нравственные поступки, оценка действий ребенка со стороны взрослых. Для того, чтобы сохранить здоровье школьников необходимо вести систематическую работу всем участникам образовательного процесса: администрации, педагогам, классным руководителям по формированию «здоровьесберегающей дидактической и воспитывающей среды: учет времени на подготовку выполнения домашнего задания, валеологические паузы на уроках, контроль за количеством самостоятельных и контрольных работ в неделю, составление графиков проведения итогового контроля за знаниями и успеваемостью учащихся, дозировка досуговых мероприятий и проведение их на высоком методическом и творческом уровнях, взаимопосещение классных часов с целью обмена опытом» [1, c. 31].

Так же неотъемлемой частью профилактики остается работа по перестройке воспитательной ситуации в семье. Усиление воздействия семьи на ребенка, совместно со специалистами школы, педагог-психолог организует такие формы работы с родителями как индивидуальные беседы, индивидуальные консультации, обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи ребенка, участие в родительских собраниях, привлечение родителей к организации и участию в коллективных делах совместно с ребенком.

Заключительным этапом является анализ и оценка результатов деятельности по осуществлению индивидуального психолого-педагогического сопровождения.

Главным в организации профилактической работы с детьми группы риска в школе было и остается комплексный подход, который должен осуществляться всеми участниками образовательного процесса: администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, учителя, воспитатели, родители.

В заключение, уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.

Во-первых, изучая ребенка, нужно быть справедливым. Полезно составить представление о нем в разных источниках. Это могут быть родители, друзья, учителя, руководители кружков, которые посещает ребенок.

Во-вторых, изучая ребенка, подбирать именно те методики, которые в наибольшей степени отразят все его индивидуальные особенности.

В-третьих, при изучении личности школьника необходимо помнить о том, что процесс его становления динамичен. Развитие школьника связано с постоянным разрешением противоречий, которые, в свою очередь, являются движущей силой любого процесса. Противоречия помогают педагогу-психологу выявить особенности поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, его реакцию на действия взрослых, его место в системе взаимоотношений.

Литература:

  1. Акутина С. П. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя в условиях современного образовательного процесса. – Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы YII Всерос. научн.-практ. конф. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 172 с., авт. 29–33.
  2. Акутина С. П. Направления психолого-педагогической поддержки детям и подросткам, проживающим в условиях интернатного учреждения в контексте герменевтического подхода / С. П. Акутина, М. В. Маркеева // Школа будущего, 2012, № 1. – 137–144 с.
  3. Битянова М. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. — 298 с.
  4. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети / Л. И. Петрова. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 350 с.: ил. — (Психологический практикум).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психолого-педагогическая поддержка, индивидуальный подход, категория детей, общеобразовательное учреждение, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска, ребенок группы риска, современное общество.


Похожие статьи

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как основа формирования личностного потенциала ребенка

В данной статье рассматривается актуальный вопрос внедрения в дошкольные образовательные учреждения ранней профориентации детей дошкольного возраста; представлены основные модели сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста как осно...

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Особенности психологического сопровождения детей в рамках взаимодействия дошкольного отделения — начальной школы

В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальную школу. Приводятся задачи психологической работы на дошкольной и школьной ступенях развития ребёнка, а так же направления рабо...

Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье раскрываются виды мотивов к обучению в школе у детей и анализируются психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Похожие статьи

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как основа формирования личностного потенциала ребенка

В данной статье рассматривается актуальный вопрос внедрения в дошкольные образовательные учреждения ранней профориентации детей дошкольного возраста; представлены основные модели сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста как осно...

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Особенности психологического сопровождения детей в рамках взаимодействия дошкольного отделения — начальной школы

В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальную школу. Приводятся задачи психологической работы на дошкольной и школьной ступенях развития ребёнка, а так же направления рабо...

Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье раскрываются виды мотивов к обучению в школе у детей и анализируются психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Задать вопрос