Актуальность проблемы развития исследовательской компетентности учителей обусловлена новыми потребностями общественного развития, тенденциями и изменениями, происходящими в образовании, что требует от учителя постоянного совершенствования своих знаний, внесение элементов творчества, осуществления исследовательского подхода к решению педагогических задач по подготовке выпускников, способных к жизни в новых социально-экономических условиях. С одной стороны, потребность в качественных исследовательских умениях обусловлена природой педагогической деятельности, ее наукоемкостью, современной парадигмой образования, с другой, — инновационными процессами в образовании, связанными с реализацией положений гуманистической парадигмы. В этих условиях современному педагогу необходимо осмысливать собственную деятельность с научных позиций, владеть навыками исследовательской работы как первоосновы педагогической компетентности и культуры. Вместе с тем, педагогическая практика свидетельствует, что не только молодые педагоги, но и состоявшиеся учителя недостаточно владеют исследовательскими умениями для развития своей деятельности, для модернизации образовательных систем.
К настоящему времени выполнен значительный ряд научных исследований по проблеме подготовки учителя к исследовательской деятельности (В. С. Бурунова, З. И. Васильева, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, А. Е. Марон, Г. С. Сухобская и др.), анализ которых свидетельствует о различных направлениях в ее изучении. Однако в работах названных авторов отсутствует разработка теоретических вопросов развития исследовательской компетентности учителей в современных образовательных учреждениях. Опыт работы с педагогическими кадрами в методической работы в школе показывает недостаточный уровень готовности учителей к исследовательской деятельности. Это порождает противоречия:
– между потребностью всей системы образования в педагоге-исследователе и не сформированностью у педагога исследовательских умений, которые проявляются в деятельности;
– между мотивационной готовностью у определенной части педагогов к развитию исследовательской компетентности и отсутствием в системе современного образовательного учреждения обоснованных организационно-психологических условий развития исследовательской компетентности, одним из которых выступает организационно-психологическое сопровождение;
– между потребностью школы в организационно-психологическом сопровождении и отсутствии в системе образования специалиста -организационного, который профессионально осуществлял сопровождение развития исследовательской компетентности.
Данные противоречия обусловливают обращение к проблеме развития исследовательской компетентности педагога современной школы, ее компонентов в современной школе и определяют выбор темы исследования: «Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы».
Цель исследования: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка системы организационно-психологического сопровождения развития исследовательской компетентности педагога современной школы.
Объект исследования: процесс развития исследовательской компетентности педагога современной школы.
Предмет исследования: система организационно-психологического сопровождения развития исследовательской компетентности педагога современной школы в деятельности организационного психолога.
Гипотеза исследованияоснована на предположении: если деятельность организационного психолога по развитию исследовательской компетентности педагога современной школы представлена системойи отражается:
– в организационно-психологическом содержании деятельности на трех уровнях сопровождения (организационном, коллективном и личностном);
– в исследовательском характере;
– в управленческом механизме;
– в саморазвивающейся направленности;
– и реализуется технологично через этапы:
1 этап — знакомство; 2 этап — диагностика; 3 этап — планирование действий; 4 этап — внедрение; 5 этап — завершение,
то развитие исследовательской компетентности педагога проявится через переход на качественно новый уровень (эмпирический — продуктивный — творческий).
Для достижения цели и проверки исходной гипотезы определены следующиезадачи исследования:
– на основе теоретического анализа источников выявить и обосновать содержание, структуру и возможности развития исследовательской компетентности педагогов;
– осуществить подбор диагностических методик уровня развития исследовательской компетентности;
– разработать систему организационно-психологического сопровождения развития исследовательской компетентности педагога и реализовать ее технологично в деятельности организационного психолога образовательного учреждения;
– экспериментально проверить эффективность системы организационно-психологического сопровождения развития исследовательской компетентности педагога современной школы;
Исследовательская компетентность педагога — это целостная интегративная способность педагога к исследовательской деятельности, содержанием которой является выявление эффективных способов и условий решения проблем, обнаруженных в образовательной практике общеобразовательной школы. Исследовательская компетентность представлена взаимосвязанными и взаимообусловленными структурными компонентами:
– Личностный компонент.
– Операциональный компонент (исследовательской деятельности).
– Коммуникативный компонент.
Компетентностный подход к развитию исследовательской компетентности включает разработку системы разноуровневой научно-методической работы, предполагающую включение педагога в разнообразные формы и методы педагогической, проектной, опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности на основе учета потребностей педагога современной школы.
Процесс развития исследовательской компетентности становится эффективным с включением механизмов рефлексии, которые характеризуют самосознание педагога, осмысление им оснований собственной педагогической деятельности.
Развитие исследовательской компетентности — это управляемый и самоуправляемый процесс, поэтапного движения от педагога-наблюдателя к педагогу-исследователю.
Теоретический анализ позволяет сказать, что процесс развития исследовательской компетентности требует системной организации исследовательской работы администрации в школе.
Организационно-психологическое сопровождение как возможность развития исследовательской компетентности педагога.
Сопровождение — это новое направление в педагогической науке и практике. Оно основано на гуманизации взаимоотношений в социуме. Гуманизация — это ключевой элемент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса, ставя в его центр, прежде всего ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования.
Для осуществления развития исследовательской компетентности необходимо организационно-психологическое сопровождение, которое рассматривается как вид профессиональной деятельности организационного психолога по осуществлению организационного консультирования, как изменений, так и развития в целом организации, его организационной культуры, коллектива и личности персонала.
В связи с этим необходимо выделить еще один вид сопровождения — организационно-психологическое сопровождение, которое отражает взаимодействие руководителя, менеджеров разного уровня в организации (образовательного учреждения), в целом персонала (педагогов) и организационного психолога.
Под организационно-психологическим сопровождением, будем понимать систему профессиональной деятельности организационного психолога по осуществлению организационного консультирования, как по вопросам изменений в организации, так и развития в целом организации, его организационной культуры, коллектива и личности персонала.
Таким образом, для осуществления организационно-психологического сопровождения развития исследовательской компетентности необходимо наличие организационного психолога в образовательном учреждении или приглашение такого специалиста на договорной основе.
До сегодняшнего дня профессия «организационного психолога» не описана ни в одном российском классификаторе профессий или тарифно-квалификационном справочнике. Поскольку, нет описания профессии, то нет и требований, предъявляемых к образованию и квалификации психолога.
Цель деятельности организационного психолога — организация, способная успешно развиваться в условиях динамичного (непрерывно меняющегося) окружающего мира.
Объекты деятельности — организация, персонал, управленческий состав, отдельные подразделения или работники организации.
Продукты деятельности психолога могут быть самыми разнообразными, в зависимости от характера деятельности. Психолог организует процесс деятельности, его задача состоит в том, чтобы этот процесс был результативным. Организацию можно рассматривать как систему.
Система организационно-психологического сопровождения развития исследовательской компетентности педагога современной школы
Разработана система организационно-психологического сопровождения развития исследовательской компетентности педагога современной школы, учитывающая основные тенденции компетентностного образования и специфику исследовательской деятельности в современной школе.
Система организационно-психологического сопровождения развитием исследовательской компетентности педагогов современнойшколы отражает взаимодействие субъектов управления, реализующееся технологично в деятельности организационного психолога. Данная система включает в себя:
– цель сопровождения — развитие целостной и интегративной способности педагога к исследовательской деятельности; методологически обоснованные,
– уровни сопровождения организационного психолога (организационный, коллективный и личностный);
– содержание организационно-психологического сопровождения
– технологический алгоритм реализации организационно-психологического сопровождения развития исследовательской компетентности педагога;
– результат сопровождения — проявление педагогом способности к исследовательской деятельности на эмпирическом, продуктивном, творческом уровнях.
Выделенные организационно-педагогические условия направлены на формирование во взаимосвязи личностного, деятельностного и коммуникативного компонентов исследовательской компетентности педагога современной школы.
Технологический алгоритм организационно-психологического сопровождения развития исследовательской компетентности характеризуется следующими признаками:
– направленность на развитие исследовательской компетентности;
– следование основным положениям теории педагогического проектирования (принципам непрерывности, поступательности, интегративности, преемственности, самообразования);
– непрерывность и этапность;
– органическая взаимосвязь содержания дидактической, психолого-педагогической, методологической и методической подготовки педагога;
– комплексное использование форм и методов;
– дифференцированный, личностно-ориентированный подход к развитию исследовательской компетентности педагога в современной школе.
Особенностью предлагаемого технологического алгоритма является то, что педагог на каждом этапе включается в решение всего комплекса исследовательских задач, т. е. востребованными оказываются все его профессионально-педагогические возможности, весь наличный уровень исследовательской компетентности.
Таблица 1
Система организационно-психологического сопровождения развития исследовательской компетентности педагога всовременной школе
Уровни сопровождения |
Цель— развитие целостной иинтегративной способности педагога кисследовательской деятельности |
Процесс деятельности организационного психолога |
|||
Объект ипредмет сопровождения |
Задачи сопровождения |
Содержание сопровождения |
Условия сопровождения |
Технологический алгоритм |
|
Сопровождение на уровне организации |
Образовательное учреждение как организация
исследовательская культура ОУ
|
|
Тренинг «Развитие исследовательских ресурсов педагога» |
формирование упедагогов ценностного отношения кпедагогической деятельности иее результатам, внутренних профессиональных мотивов кпостоянному научно-педагогическому самосовершенствованию как основы его профессиональной творческой самореализации; |
1 этап Знакомство
2 этап Диагностика
3 этап Планирование действий
4 этап Внедрение
5 этап Завершение |
Сопровождение на уровне коллектива |
Творческие группы педагогов-исследователей
совместная исследовательская деятельность (командная работа) |
|
Тренинг командообразования для развития исследовательской деятельности |
Организация субъект-субъектного диалогового взаимодействия в системе «учитель-учитель», «учитель-ученик» на основе личностно-ориентированной технологии развития исследовательской компетентности педагога; |
|
Сопровождение на уровне личности |
Педагог от наблюдателя кисследователю
исследовательская компетентность |
|
Тренинг «Развитие исследовательской компетентности педагога» |
Использование педагогической рефлексии как фактора развития исследовательской компетентности педагога. |
|
|
Результат— качественно новый уровень развития исследовательской компетентности педагога современной школы |
||||
Реализация системы организационно-психологического сопровождения осуществлялась на формирующем этапе ОЭР через технологический алгоритм:
1 этап — знакомство. Организационный психолог начинает работу с руководителем образовательного учреждения: обсуждение проблемы и изменения в образовательном учреждении, наметились варианты помощи организационного психолога, уточнились роли руководителя и психолога. Далее проводились переговоры, и заключался контракт на оказание организационно-психологических услуг.
Проблема, которая была заявлена руководителем общеобразовательной школы на основе социального заказа и внутренней потребности педагогического коллектива необходимо развитие исследовательской компетентности педагога современной школы. Какие условия необходимо создать для того, чтобы осуществить процесс развития исследовательской компетентности эффективно?
2 этап — диагностика. Второй шаг позволяет провести тщательную диагностику проблемы: руководитель и психолог выявляли причины проблемы.
Уровень развития исследовательской компетентности педагогов современной школы определялся с помощью методов социально-педагогической и психологической диагностики. Выделенные компоненты исследовательской компетентности позволили определить состояние и тенденции их развития в трех составляющих: личности педагога, характеристик исследовательской деятельности, отношений в деятельности.
3 этап — предполагал планирование действий. Нацеленность на поиск путей решения проблемы, этот шаг включает проработку альтернативных решений, оценку возможных вариантов, тщательную разработку плана проведения изменений и представление предложений руководителю для принятия им решения.
Планирование всех действий осуществляется на трех уровнях организационном, групповом и личностном.
На организационном уровне разрабатывается концепция развития исследовательской компетентности педагога современной школы. На этом уровне определяется структура исследовательской компетентности, определяется система оценки исследовательской компетентности. В образовательном учреждении проводятся педагогические советы, круглые столы, деловые игры, определяющие зоны значимости проводимой работы, мотивирующие мероприятие на активное участие педагогов в исследовательской деятельности. Нами был запланирован тренинг развития ресурсов образовательного учреждения.
На коллективном уровне или точнее сказать командном уровне, осуществляется объединение педагогов в творческие, проектные группы. Здесь организационный психолог проводит необходимые мероприятия по командообразованию.
4 этап — предполагал внедрение. Внедрение запланированных изменений — серьезное испытание предложений, разработанных совместными усилиями психолога и руководителя, на адекватность и жизнеспособность.
На этапе внедрения предлагаемые изменения постепенно становятся реальностью. Однако по многим причинам результаты процесса внедрения часто отличаются от планируемых.
5 этап — завершение. На заключительном этапе руководитель оценивает работу психолога, представляются и обсуждаются итоговые отчеты и урегулируются взаимные обязательства. Если существует заинтересованность в продолжении сотрудничества, то на завершающем этапе ведутся переговоры о будущих проектах. По окончании этих действий консультационный проект считается завершенным, и психолог покидает образовательное учреждение.
Особенностью предлагаемой системы организационно-психологического сопровождения является то, что педагог на каждом этапе включается в решение всего комплекса педагогических и исследовательских задач, т. е. востребованными оказываются все его профессионально-педагогические возможности, весь наличный уровень исследовательской компетентности.
Заключение
Полученные результаты доказывают эффективность разработанной системы организационно-психологического сопровождения развития исследовательской компетентности и открывают перспективы дальнейших исследований по разработке технологии деятельности организационного психолога по развитию исследовательской компетентности педагога в современной школе.
Литература:
- М. М. Амренова, Проблемно-ориентированное управление развитием исследовательской деятельности педагогов средней профессиональной школы [Текст]: Автореферат... канд. пед. Наук. — Омск. 2007
- Б. Г. Ананьев, Человек как предмет познания [Текст]./ Б. Г. Ананьев, Изд-во ЛГУ, 1968.- 339с.
- А. М. Битянова, Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения [Текст]./ А. М. Битянова, //Директор школы.-1997, № 3. С.4- 12.
- М. Р. Битянова, Организация психологической работы в школе [Текст]./ М. Р. Битянова, — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
- В. А. Болотов Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст]./ В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. С. 8–14.
- Е. Володарская Управление научной деятельностью [Текст]/ Е. Володарская, С. Лебедев // Высшее образование в России: 2001. № 1. С. 85–94.
- Л. А. Голубь Через исследовательскую деятельность — к качеству образовательного результата [Текст]./ Л. А. Голубь //Традиции и инновации в образовании. — Ижевск: изд-во ИПК и ПРО УР, 2006. — с.9–13.