Создание условий для психологического комфорта детей в воспитательном процессе образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (349) февраль 2021 г.

Дата публикации: 08.02.2021

Статья просмотрена: 542 раза

Библиографическое описание:

Токарева, Л. И. Создание условий для психологического комфорта детей в воспитательном процессе образовательного учреждения / Л. И. Токарева, Т. Г. Шайдорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78499/ (дата обращения: 16.11.2024).



С поступлением детей в образовательное учреждение в их жизни происходит множество изменений. Обрушиваясь на ребенка одновременно, они создают для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может создать дисгармонию в развитии ребенка и дискомфорт его состояния.

Проблема адаптации детей и создание условий для психологического комфорта в процессе воспитательного воздействия является особо актуальной. Сложность приспособления ребенка к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка, определяет необходимость учета всех факторов, способствующих оптимальной, эмоционально и психологически благополучной адаптации ребенка к образовательному учреждению [2, с. 6]. Важно создать благоприятную атмосферу, положительную установку и впечатление об образовательном учреждении. Целенаправленная организация жизни детей, адекватное, безболезненное приспособление ребенка к новым условиям — вот самый важный фактор в создании психологического комфорта в учебно- воспитательном процессе образовательного учреждения [2, с. 6].

Основным условием полноценного формирования личности ребенка и обеспечение ему психологического комфорта является личностно- ориентированная модель воспитания: направленность на ребенка, учет и знание возрастных и индивидуальных особенностей, гуманизация отношений, деятельность, направленная не только на признание ребенка как личность, но и создание условий для раскрытия индивидуальной самобытности ребенка.

Понятие психологический комфорт включает в себя ряд других понятий, таких как эмоциональное благополучие, успешная адаптация, положительный настрой, чувство уверенности [2, с. 6].

При создании психологического комфорта, важно так построить отношение с ребенком, создать условия, чтобы обеспечить проявление всего спектра перечисленных понятий.

Перечислим важные моменты, необходимые при правильной организации образовательного процесса:

  1. Создание благоприятной атмосферы в группе. Предполагает:

– тесный контакт с ребенком

– атмосфера тепла, доброты, внимания

– доброжелательное отношение в ходе всего процесса воспитания

– поощрение любой детской инициатив

– обстановка, насыщенная положительными эмоциями.

Пример:

1) Праздник Знакомства.

2) Письмо ребенку о том, что ему рады и о краткой обстановке в группе.

3) Экскурсия в Сказочную страну (группу) Игрушек.

Использование нетрадиционных способов и приемов.

– тряпичные куклы с рост ребенка;

– театр кукол бибабо (шапочки зверей, перчаточные куклы);

– мягкая мебель, подушечки;

– модуль- игра «Сухой бассейн».

  1. Формирование чувства уверенности в окружающем. Предполагает:

– помощь при трудностях;

– создание ситуаций «успеха»;

– знакомство с окружением.

Должно организовываться в форме развивающих игр:

– на сближение детей друг с другом и воспитателем (например, приветствие и прощание; в кругу хлопать друг друга по ладошке и др.);

– на освоение ребенком окружающей среды («найди игрушку», «кого нет» и др.).

  1. Для создания атмосферы психологического комфорта у детей необходимо тому, кто его создает, научится правильно обращаться с детьми и их родителями.

Вот несколько правил:

– говорите ласково, спокойнее;

– старайтесь использовать разный темп и тембр голоса в зависимости от ситуаций;

– чаще пойте с детьми, читайте прибаутки, забавы;

– следите, чтобы дети отвечали вам;

– создайте положительные традиции, жизни в группе;

– поощряйте самостоятельность, инициативу;

– следите, чтобы детям не было скучно;

– найдите с каждым ребенком индивидуальный личный контакт, стиль общения.

  1. Помимо общения необходимо заранее установить положительный контакт, как с родителями, так и с ребенком через заочное знакомство; получение сведений (о здоровье, традиции семьи, интересах и т. д.). Также важно, чтобы в учреждении была «сыгранная команда» педагогов. Соблюдение единого подхода, требований к ребенку, осуществление взаимосвязи.
  2. Главное в создании атмосферы психологического комфорта в образовательном процессе учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, ведущий вид деятельности и использовать в работе маленькие «хитрости» (игровые приемы, детские забавы, занимательные моменты) и организовать благоприятное пространство.
  3. Игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности дошкольников, не только способствует развитию, но и созданию психологического комфорта, восстановлению эмоционального равновесия за счет своей ритмической организованности. Песенки, поглаживания, которыми сопровождаются игры благоприятно воздействуют на нервную систему ребенка, позволяют снять стресс в процессе адаптации. Именно в играх рождается взаимное доверие, тепло [1, с. 6].

При организации благоприятного пространства необходимо правильно создать интерьер, в котором будет проходить образовательный процесс. Важно, чтобы дети чувствовали себя уютно, защищено, спокойно и расслабленно. Как уже говорилось выше, необходимо наличие мягкой мебели, ковра, мягких игрушек.

Надо стремиться создать гармоничное цветное сочетание в группе. Интерьер должен быть не эффектным, а удобным для всех. Основная задача при создании психологического комфорта детей — это наладить доверительные отношения с объектом воспитательного процесса — ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к образовательному учреждению.

Литература:

  1. Калинина Р. Адаптация дошкольников к условиям детского сада. / Р. Калинина. // «Тренинг развития личности дошкольника: занятие, игры, упражнения». — Санкт -Петербург
  2. Новоселова С. Родителям о детских играх и игрушках. / С. Новоселова. — Москва
Основные термины (генерируются автоматически): психологический комфорт, образовательное учреждение, ребенок, образовательный процесс, благоприятная атмосфера, благоприятное пространство, воспитательный процесс, мягкая мебель, создание атмосферы, создание условий.


Похожие статьи

Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Развитие личностно ориентированного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников

Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Реализация организационно-педагогических условий развития новых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе

Создание психоэмоционального комфорта детей в образовательном процессе дошкольной организации

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Похожие статьи

Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Развитие личностно ориентированного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников

Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Реализация организационно-педагогических условий развития новых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе

Создание психоэмоционального комфорта детей в образовательном процессе дошкольной организации

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Задать вопрос