С поступлением детей в образовательное учреждение в их жизни происходит множество изменений. Обрушиваясь на ребенка одновременно, они создают для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может создать дисгармонию в развитии ребенка и дискомфорт его состояния.
Проблема адаптации детей и создание условий для психологического комфорта в процессе воспитательного воздействия является особо актуальной. Сложность приспособления ребенка к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка, определяет необходимость учета всех факторов, способствующих оптимальной, эмоционально и психологически благополучной адаптации ребенка к образовательному учреждению [2, с. 6]. Важно создать благоприятную атмосферу, положительную установку и впечатление об образовательном учреждении. Целенаправленная организация жизни детей, адекватное, безболезненное приспособление ребенка к новым условиям — вот самый важный фактор в создании психологического комфорта в учебно- воспитательном процессе образовательного учреждения [2, с. 6].
Основным условием полноценного формирования личности ребенка и обеспечение ему психологического комфорта является личностно- ориентированная модель воспитания: направленность на ребенка, учет и знание возрастных и индивидуальных особенностей, гуманизация отношений, деятельность, направленная не только на признание ребенка как личность, но и создание условий для раскрытия индивидуальной самобытности ребенка.
Понятие психологический комфорт включает в себя ряд других понятий, таких как эмоциональное благополучие, успешная адаптация, положительный настрой, чувство уверенности [2, с. 6].
При создании психологического комфорта, важно так построить отношение с ребенком, создать условия, чтобы обеспечить проявление всего спектра перечисленных понятий.
Перечислим важные моменты, необходимые при правильной организации образовательного процесса:
- Создание благоприятной атмосферы в группе. Предполагает:
– тесный контакт с ребенком
– атмосфера тепла, доброты, внимания
– доброжелательное отношение в ходе всего процесса воспитания
– поощрение любой детской инициатив
– обстановка, насыщенная положительными эмоциями.
Пример:
1) Праздник Знакомства.
2) Письмо ребенку о том, что ему рады и о краткой обстановке в группе.
3) Экскурсия в Сказочную страну (группу) Игрушек.
Использование нетрадиционных способов и приемов.
– тряпичные куклы с рост ребенка;
– театр кукол бибабо (шапочки зверей, перчаточные куклы);
– мягкая мебель, подушечки;
– модуль- игра «Сухой бассейн».
- Формирование чувства уверенности в окружающем. Предполагает:
– помощь при трудностях;
– создание ситуаций «успеха»;
– знакомство с окружением.
Должно организовываться в форме развивающих игр:
– на сближение детей друг с другом и воспитателем (например, приветствие и прощание; в кругу хлопать друг друга по ладошке и др.);
– на освоение ребенком окружающей среды («найди игрушку», «кого нет» и др.).
- Для создания атмосферы психологического комфорта у детей необходимо тому, кто его создает, научится правильно обращаться с детьми и их родителями.
Вот несколько правил:
– говорите ласково, спокойнее;
– старайтесь использовать разный темп и тембр голоса в зависимости от ситуаций;
– чаще пойте с детьми, читайте прибаутки, забавы;
– следите, чтобы дети отвечали вам;
– создайте положительные традиции, жизни в группе;
– поощряйте самостоятельность, инициативу;
– следите, чтобы детям не было скучно;
– найдите с каждым ребенком индивидуальный личный контакт, стиль общения.
- Помимо общения необходимо заранее установить положительный контакт, как с родителями, так и с ребенком через заочное знакомство; получение сведений (о здоровье, традиции семьи, интересах и т. д.). Также важно, чтобы в учреждении была «сыгранная команда» педагогов. Соблюдение единого подхода, требований к ребенку, осуществление взаимосвязи.
- Главное в создании атмосферы психологического комфорта в образовательном процессе учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, ведущий вид деятельности и использовать в работе маленькие «хитрости» (игровые приемы, детские забавы, занимательные моменты) и организовать благоприятное пространство.
- Игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности дошкольников, не только способствует развитию, но и созданию психологического комфорта, восстановлению эмоционального равновесия за счет своей ритмической организованности. Песенки, поглаживания, которыми сопровождаются игры благоприятно воздействуют на нервную систему ребенка, позволяют снять стресс в процессе адаптации. Именно в играх рождается взаимное доверие, тепло [1, с. 6].
При организации благоприятного пространства необходимо правильно создать интерьер, в котором будет проходить образовательный процесс. Важно, чтобы дети чувствовали себя уютно, защищено, спокойно и расслабленно. Как уже говорилось выше, необходимо наличие мягкой мебели, ковра, мягких игрушек.
Надо стремиться создать гармоничное цветное сочетание в группе. Интерьер должен быть не эффектным, а удобным для всех. Основная задача при создании психологического комфорта детей — это наладить доверительные отношения с объектом воспитательного процесса — ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к образовательному учреждению.
Литература:
- Калинина Р. Адаптация дошкольников к условиям детского сада. / Р. Калинина. // «Тренинг развития личности дошкольника: занятие, игры, упражнения». — Санкт -Петербург
- Новоселова С. Родителям о детских играх и игрушках. / С. Новоселова. — Москва