Особенности взаимодействия педагогических работников с детьми в детском оздоровительном лагере социального обслуживания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 22. Социология

Опубликовано в

международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 02.06.2019

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Симонова, Д. А. Особенности взаимодействия педагогических работников с детьми в детском оздоровительном лагере социального обслуживания / Д. А. Симонова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 46-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/339/15163/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в интересах детей и молодежи является правильно организованная деятельность в каникулярный период, для это создается огромное количество детских оздоровительных лагерей, которые имею разную направленность деятельности.

Статья 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.05.2019) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит, что каждый ребенок имеет право на отдых и оздоровление, которые направлены на то, чтобы укрепить здоровье ребенка, повысить его иммунитет и сопротивляемость организма к заболеваниям. Таким образом в детские оздоровительные лагеря приезжают дети из всех категорий семей, например, из полной семьи или неполной, благополучной или малообеспеченной и т. д. В данной статье мы хотели рассмотреть особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. [3]

Роль детского оздоровительного лагеря социального обслуживания заключается в профилактике девиантного поведения, повышение самооценки ребенка, дать возможность каждому ребенку проявить свои таланты, найти себя, а также сохранить и укрепить свою индивидуальность.

Для формирования социальности ребенка в лагере сотрудники должны проявить заботу и поддержку.

Поэтому каждому педагогическому сотруднику ДОЛ социального обслуживания должны предоставлять развернутую характеристику на каждого ребенка, чтобы педагогический сотрудник смог выстроить модель поведения и понять причины, по которым дети принадлежат к той или иной категории ТЖС, а также какие они имеют специфические личностные характеристики.

Для понимания причинно-следственных связей ниже представлены типы семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации:

  1. Малообеспеченные семьи, у которой среднедушевой доход не достигает прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. В настоящее время «за чертой бедности оказались не только социально-уязвимые семьи (многодетные, неполные, семьи инвалидов и т. д.), но и семьи, считавшиеся прежде благополучными». [2]
  2. Неполные семьи — это семья, в которой ребенка или детей воспитывает один из родителей, чаще всего это семьи одиноких матерей, разведенных женщин или вдовцов. Основная проблема в такой семье — материальный доход, который чаще всего не превышает прожиточный минимум. Вне зависимости от того, кто воспитывает ребенка в такой семье, родитель пытается обеспечить лучшие условия жизни, тем самым работая на нескольких работах, что ведет к главному недостатку- отсутствию внимания со стороны родителя из-за нехватки времени и сил. Поэтому ребенок большую часть времени предоставлен сам себе, что ведет к серьезным последствиям, таким как асоциальное поведение ребенка, бродяжничество, знакомство с «уличными» детьми, употребление алкоголя, наркотических веществ и т. д. Формируется неправильное представление о семье.
  3. Многодетные семьи — это семьи, имеющие трех и более детей, признанные в установленном порядке многодетными.
  4. Семьи группы риска — это семьи, где родитель или родители, употребляющие алкогольные, наркотические и токсические вещества, а также лица, совершающие правонарушения и другие антиобщественные действия. «Спасаясь» от жестокого обращения в такой семье, дети уходят из дома, бывают случаи, когда они кончают жизнь самоубийством.
  5. Дети, оставшиеся без попечения родителей, а также категории детей, у которых родители лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, призваны недееспособными или не могут выполнять родительские обязанности из-за болезни.
  6. Семьи вынужденных переселенцев и семьи беженцев.
  7. Семьи с детьми-инвалидами. У таких детей как правило ограниченный круг общения — это родители. Поэтому в лагере можно почувствовать себя обычным ребёнком, проявить себя.
  8. Семьи, перешедшие черту неблагополучия (асоциальные семьи) — это семьи, которые состоят на учете у инспектора по делам несовершеннолетних и учреждениях социальной защиты.

Особую группу риска составляют дети, воспитывающиеся в детских домах. Влияние на таких детей оказывают сверстники, коллектив, воспитатели и так далее. У них по-другому усваиваются элементы культуры, социальные нормы и ценности, у них иначе формируются качества личности в отличии от детей, воспитывающихся в традиционных условиях семьи, за исключением детей, которые в позднем возрасте попали в детский дом из-за гибели родителей, у таких детей сохраняются теплые отношения к семье. [1]

Все вышеперечисленные виды неблагополучия и обуславливают специфические личностные характеристики, а именно:

– невыдержанность;

– отсутствие самообладания;

– стремление бросить вызов авторитетам;

– постоянное оспаривание сложившихся порядков;

– желание действовать «назло» окружающим;

– неспособность нести ответственность за свои поступки;

– стремление переложить ответственность на окружающих;

– эмоциональная нестабильность;

– конфликтность;

– недоброжелательность;

– мстительность;

– неадекватная самооценка;

– самоуважение за счет окружающих.

Помните, что все сложности, возникающие при работе с детьми и молодежью категории ТЖС, с лихвой могут компенсироваться их эмоциональной отдачей, она в разы сильнее и ярче, чем отдача от «благополучных» детей и такие дети навсегда запомнят, что вы сделали для них что-то хорошее. К каждому ребенку можно найти свой «ключик», который откроет им дверь в бесконфликтный и прекрасный мир.

Литература:

  1. Савченко А. Г. Организация и содержание работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского оздоровительного лагеря. г. Ставрополь, 2015 / [электронный ресурс] / URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-organizaciya-i-soderzhanie-raboti-s-detmi-nahodyaschimisya-v-trudnoy-zhiznennoy-situacii-v-usloviyah-detskogo-ozd-1151618.html / Дата обращения 15.03.2019г.
  2. Указ Президента Российской Федерации: «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 года № 712.
  3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.05.2019) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, педагогический сотрудник, прожиточный минимум, родитель, Российская Федерация, социальное обслуживание, трудная жизненная ситуация.

Похожие статьи

Особенности взаимодействия социального педагога с неблагополучными семьями в СОШ

Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Особенности патриотического воспитания в детских дошкольных учреждениях

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Особенности социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Особенности развития готовности педагогов ДОО к работе в инклюзивной группе

Похожие статьи

Особенности взаимодействия социального педагога с неблагополучными семьями в СОШ

Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Особенности патриотического воспитания в детских дошкольных учреждениях

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Особенности социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Особенности развития готовности педагогов ДОО к работе в инклюзивной группе