Сложности в работе сотрудников детского оздоровительного лагеря социального обслуживания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 22. Социология

Опубликовано в

международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 03.06.2019

Статья просмотрена: 456 раз

Библиографическое описание:

Симонова, Д. А. Сложности в работе сотрудников детского оздоровительного лагеря социального обслуживания / Д. А. Симонова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/339/15171/ (дата обращения: 17.12.2024).



Миссия детского оздоровительного лагеря социального обслуживания — повышение самооценки у ребенка, профилактика девиантного поведения и привитие ребенку социально значимых понятий, таких как семья, красота, Родина и др.

Для эффективной работы сотрудники ДОЛ должны жить в быстром ритме на протяжении всей смены. Обязанность сотрудников — находить контакт не только с детьми, но и с коллегами, руководством лагеря и с родителями.

Ежеминутно происходит смена деятельности. Большой процент всех сотрудников детского оздоровительного лагеря составляют вожатые, которые и организуют отдых и оздоровление детей на смене. Как правило, вожатые — это студенты и не всегда педагогических специальностей. У них чаще всего мало или совсем нет опыта работы с детьми. Но при этом вожатые берут на себя ответственность за детей, в том числе и уголовную, к чему бывают просто не готовы ни физически, ни морально.

Каждый сотрудник должен пройти «Школу вожатых» или курсы по подготовке «Основы вожатской деятельности», на которых преподаются базовые вещи: как сопровождать детей в поезде, на какие этапы делится смена, как взаимодействовать с «залом» и т. д. Упор обычно делается на игротеке, из чего следует, что сотрудники просто не готовы к работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, так как все школы готовят по стандартной методике, не затрагивая глубинные темы и специфику лагерей. Например, какие категории детей приезжают в детские оздоровительные лагеря, какие особенности у семей, которым оказывается государственная поддержка и т. д. Поэтому из-за незнания глубинных тем, а также характеристики семей, вожатые проводят классические игры «на сплочение», в которых участвует весь отряд. Часто такие игры бывают «тактильными», к которым не каждый ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, бывает готов из-за различных семейных проблем (насилие в семье и др.)

В профессиональном стандарте «Специалиста, участвующего в организации детского коллектива (вожатый)» от 25 декабря 2018г. № 8440н указано, что все трудовые функции оказываются «под руководством педагогического работника» [1], однако в штатном распределении нет такого количества педагогических сотрудников, чтобы их можно было закрепить за одним отрядом. И остальные сотрудники детского оздоровительного лагеря, которые оказывают непосредственное влияние на детей в лагере, не находятся с детьми круглосуточно, поэтому вся ответственность лежит на вожатых.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, характеризуются тем, что:

– делают то, что, как правило, раздражает других;

– часто бывают несдержанными;

– отказываются за собой убираться;

– часто сердятся на окружающих, возмущаются;

– сквернословят и говорят непристойности;

– жестоки по отношению к младшим и животным и др.

– часто обвиняют других в своих ошибках;

– недоброжелательны и мстительны и др.

В детских лагерях социального обслуживания есть психолог, социальный педагог, старший воспитатель, которые рассказывают детям, что такое поведение неприемлемо не только в лагере, но и за его пределами. Однако не все сотрудники знают, как справляться с таким поведением у детей и как его перенаправить в правильное русло, сотрудники обычно аргументируют возникшие ситуации тем, что такие дети «неуправляемые».

Интенсивность деятельности, о которой упоминалось ранее, оказывается слишком интенсивной, в отличии от представлений будущих сотрудников. Вследствие чего у сотрудников начинается профессиональное выгорание на фоне постоянного стресса, недосыпа и эмоциональной загруженности, а также в отсутствие «моментальной» отдачи от детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в следствии чего сотрудники чувствуют свою бесполезность в работе. Отдача может проявится через какое-то время, иногда для этого нужны годы. Все эти проблемы ведут в тому, что, поработав 1 смену сотрудники просто не хотят связывать свою деятельность с «социальными детьми», из-за чего наблюдается большая текучка кадров.

Не менее важная проблема — заработная плата. Финансовая составляющая играет немаловажную роль в восприятии важности возложенных на тебя обязанностей. Чем ответственнее работа, тем выше она должна оплачиваться. Однако в детских лагерях уровень заработной платы не дает сотруднику ощущения всей важности и ответственности его работы, поэтому многие и к своим обязанностям подходят недостаточно серьезно.

Также для работы в лагере, каждый сотрудник должен ориентироваться в большом количестве нормативно-правовых документов, а именно:

– Конвенция ООН о правах ребенка;

– Конституция Российской Федерации

– Гражданский кодекс Российской Федерации;

– Семейный кодекс Российской Федерации;

– Трудовой кодекс Российской Федерации;

– Уголовный кодекс Российской Федерации;

– Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;

– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013 г.);

– Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ;

– Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ;

– Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 2 декабря 2013 г. № 328-ФЗ;

– Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ;

– Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27.07.2006 г.; № 149-ФЗ

– Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ;

– Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761);

– Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»»;

– Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы»;

– Указ Президента РФ № 543 от 1.06.1992 г. «О первоочередных мера по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;

– Указ Президента РФ от 10.09.2012 г. № 1274 «О Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (вместе с «Положением о Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»);

– Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»;

– Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

– Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887–2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления»;

– Приказ Министерства образования и науки РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013 г. № 1008;

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 16.12.2013 г. № 1348 «О внесении изменений в перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. № 513».

– Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»;

– Приказ Министерства образования и науки РФ «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов. СП 2.5.1277–03»»;

– Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (для соответствующего типа организации отдыха детей и их оздоровления);

– План мероприятий («дорожная карта»). Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 г. № 2620-р);

– Рекомендации Министерства образования и науки РФ по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей, подростков (31.08.2011 г.);

– «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления. ГОСТ Р 52887–2007» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 г. № 565-ст);

– Методические МР 2.4.4.0011–10 «Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24 сентября 2010 года;

– Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (Письмо Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463 / 06);

– Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (создание авторских программ работы педагогических кадров). (Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 г. № 09–260);

– Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом (рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.09. 2006 г.

Необходимость знать такое количество нормативных документов просто отпугивает будущих сотрудников, так как они изначально настраиваются именно на помощь и отдачу детям, а на них сразу навешивают такой объем ответственности, после чего потенциальные сотрудники задумываются: «А нужно ли это им? Да ещё и за такую заработную плату?».

Однако несмотря на все сложности, каждый сотрудник должен осознать, что только он может подарить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, любовь и поддержку, которой ему так не хватает. Проведенная смена должна остаться в каждом ребёнке позитивным воспоминанием, открытием самого себя.

Детский оздоровительный лагерь — это важная ступень на пути социализации ребенка. Лагерь, как чрезвычайно эмоциональная среда, способен дать очень сильные импульсы, важные для будущего в целом, так как показывает детям новые ценности взаимоотношений и взаимодействия, новые богатые и перспективные виды и формы деятельности. Роль детских организаций — помочь каждому ребенку сохранить и утвердить свою самобытность, стать талантливым и найти себя.

Как уже понятно из статьи работа в детском оздоровительном лагере — дело крайне ответственное, серьёзное и сложное. Но никакие трудности не смогут омрачить вашей радости, когда маленький человек с уважением и восхищением заглянет в твои глаза, это дорогого стоит.

Литература:

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2018г. № 8440н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» (с изменениями на 11 февраля 2019 года). URL: https://base.garant.ru/72150204/.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, ребенок, детский оздоровительный лагерь, наука РФ, сотрудник, трудная жизненная ситуация, интерес детей, Национальная стратегия действий, Приказ Министерства образования, Указ Президента РФ.