В статье автор определяет основные проблемные вопросы, связанные с реализацией своих полномочий органами опеки и попечительства.
Ключевые слова: орган опеки,специалист органов опеки, попечительство.
Деятельность органов опеки и попечительства Российской Федерации основывается на Федеральном законодательстве.
Более чем в 70 % регионов исполнение функции органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних преданы на муниципальный уровень и закреплены федеральным законодательством за органами опеки и попечительства.
В Омской области передача таких полномочий урегулирована Законом Омской области от 27 декабря 2007 года № 1004-ОЗ «Об отдельных вопросах организации и осуществления деятельности в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними, а также учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области» [1] (далее — Закон).
Настоящий Закон регулирует отдельные вопросы, связанные с организацией и осуществлением деятельности в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними, а также учета детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройства в семьи граждан на территории Омской области.
Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления, для осуществления государственных полномочий, предусматриваются законом Омской области об областном бюджете в форме субвенций.
Размер субвенции рассчитывается по формуле, где учитывается общее количество детского населения в конкретном муниципальном образовании и норматив на одного специалиста органов опеки и попечительства.
Норматив на одного специалиста органов опеки и попечительства рассчитан в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2007 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» [2] (далее — письмо).
Как показывает практика, в настоящее время приемлемым нормативом численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав и интересов детей, позволяющим качественно организовать работу по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории муниципального образования, является 1 штатная единица специалиста не более чем на 2 тысячи детского населения в городе и не более чем на 1,5 тысячи детского населения в сельской местности.
С 2012 года в Омской области количество специалистов органов опеки и попечительства было увеличено в соответствии с указанным письмом и составило 171 штатную единицу. Ежегодно, до настоящего времени, количество специалистов органов опеки и попечительства изменяется в связи с увеличением количества детского населения в регионе.
Специалисты органов опеки и попечительства являются муниципальными служащими.
Однако еще во многих регионах нашей страны штатная численность соответствует нормативу, рекомендованному в письме.
В 18 % регионов Российской Федерации муниципальные органы опеки и попечительства имеют только одного сотрудника.
При этом во многих регионах Российской Федерации приняты региональные законы, регулирующие вопросы опеки и попечительства, а в каждом муниципальном образовании приняты нормативные правовые акты по осуществлению работы по опеке и попечительству. Как правило, эти вопросы включаются в уставы муниципальных образований, однако во многих муниципалитетах они не урегулированы.
Следует отметить и то, что в настоящее время в стране органы опеки и попечительства в ряде регионов входят в состав органов социальной защиты, находятся в системе образования или здравоохранения. Эту проблему уже долгое время пытаются решить на федеральном уровне.
Деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних предполагает реализацию значительного количества практических мероприятий в области защиты прав и интересов несовершеннолетних.
В компетенцию специалистов органов опеки и попечительства включены следующие направления деятельности по охране прав детей:
– выявление, устройство и контроль за условиями жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– подготовка материалов и участие в судебных заседаниях;
– организация работы с гражданами, желающими стать опекунами, попечителями, приемными родителями или усыновителями;
– предварительное рассмотрение споров, связанных с воспитанием детей; подготовка предварительных разрешений на сделки с их имуществом, а также контроль за охраной их имущественных прав и т. д.
Деятельность специалиста органа опеки и попечительства многообразна и разнопланова, при этом специалистов для органов опеки и попечительства практически не готовит ни один вуз России.
Как правило, это граждане, имеющие образование:
– педагогическое;
– юридическое;
– социальная работа;
– психология;
– государственное и муниципальное управление.
Впоследствии они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых знакомятся с нормативно-правовой базой, разбирают наиболее сложные случаи из практики.
Курсы для специалистов опеки и попечительства проводят в основном фонды, которые работают по методическим рекомендациям западных стран, переведенных на русский язык, совершенно не соответствующих российскому законодательству.
Специалисты опеки и попечительства принимают зачастую судьбоносные решения для отдельно взятого ребенка или целой семьи. И очень важно, чтобы эти решения были приняты с максимальным профессионализмом
С 2015 года существует профессиональный стандарт специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних. Это требования к профессиональным навыкам и знаниям сотрудников органов опеки. Они достаточно высокие. Это перечень ряда знаний из различных областей. При этом отсутствуют программы обучения специалистов.
В органах опеки и попечительства достаточно часто меняются кадры, так называемая «текучка» она отчасти связана с тем, что специалист опеки и попечительства практически каждый день принимает решения о человеческой жизни и судьбе, а это огромная эмоциональная нагрузка. Быстро наступает ситуация эмоционального и профессионального выгорания.
В работе специалистов органов опеки и попечительства очень много негатива, они работают с огромным количеством трагедий, искореженных детских жизней. И при этом они несут за это ответственность. Свыше половины специалистов работают в этой профессии менее пяти лет, а 16,5 % — меньше года
Помимо проблем кадрового характера существует ряд проблем в организации деятельности органов опеки и попечительства
– минимум (иногда отсутствие) методических рекомендаций по организации работы защиты прав детей;
– отсутствие единой нормативной базы по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, порядку межмуниципального и межведомственного взаимодействия, контролю за соблюдением законными представителями детей их прав и интересов.
Во многих регионах органы опеки и социальной защиты находятся в разных ведомствах. И органы опеки могут не знать, какая работа проводится в отношении этой семьи специалистами социальной защиты. Эффективное взаимодействие у них не налажено.
В законодательстве очень невнятно прописаны разные критерии, по которым должны работать органы опеки и попечительства. Есть ряд терминов в законодательстве, который не разъяснен законодателем, например: отсутствуют критерии по отобранию ребенка статья 77 Семейного кодекса Российской Федерации [3]. Зачастую это сводится к субъективному мнению специалиста опеки и попечительства. И поэтому все чаще и чаще в средствах массовой информации появляются сюжеты о «бездушных» специалистах опеки, которые отбирают детей.
Если обратиться к опыту работы по отобранию детей в Европе, то там этот вопрос регулируется судебными органами. О введении такой практики в нашей стране говорят уже далеко не первый год.
В действующем законодательстве отсутствуют правовые основания для организации профилактической работы с семьями, где дети находятся в сложной жизненной ситуации. Это делает невозможным раннее вмешательство в такие семьи со стороны органа опеки и попечительства для оказания своевременной помощи и предотвращения изъятия детей и лишения или ограничения родителей родительских прав.
Сегодня действительно назрела реформа органов опеки и попечительства, но реформа самих органов опеки невозможна без реформы семейного законодательства — это то, почему они работают. Поэтому необходимо менять федеральное законодательство, которое диктует органам опеки и попечительства меры работы, которые впоследствии видны на практике.
Литература:
- Закон Омской области от 27.12.2007 N 1004-ОЗ «О передаче органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними»// Ведомости Законодательного Собрания Омской области, декабрь 2007 г., № 5(54), часть II, ст. 3548;
- Письмо Минобрнауки РФ от 25.06.2007 N АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»// Вестник образования, № 16, август, 2007;
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.