Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения

Педагогика
19.12.2022
251
Поделиться
Библиографическое описание
Кролевецкая, О. П. Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения / О. П. Кролевецкая, О. А. Булавенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 393-394. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97872/.


В статье говорится о формах, методах и методиках управления и взаимодействия различного типа образовательных организаций и семьи. В статье так же рассматриваются инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов, обеспечивающие формирование сотруднических отношений между родителями и педагогами. Они сравниваются с традиционными формами взаимодействий. Представлены примеры методик взаимодействия образовательной организации с семьёй.

Ключевые слова: инновация, управленческая деятельность, инновационная деятельность, компетентность, взаимодействие, инновация, семья, семейные традиции, социальное вмешательство.

Стоящая перед обществом проблема качество образования связана с проблемой качества жизни человека. Само же качество образования формирует культуру личности и обеспечивает фактор эволюции общества. Эта зависимость четко или косвенно отслеживается в трудах таких учёных как Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, Э. М. Короткова, В. В. Розанова, Н. А. Селезневой, В. П. Симонова, А. И. Субетто, причем на протяжении многих лет [3, 4]. Все перечисленные выше ученые подчеркивают, что качество образования должно соответствовать запросам общества, а также является значимым, важным условием организации и функционирования любого образовательного учреждения. По мнению исследователей, (Е. П. Арнаутова В. В. Бойко, Л. В. Загик, А. Г. Харчев и др.), семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми [3]. Все члены семьи связаны между собой брачными или кровнородственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Семья для ребёнка — главный и основной фактор социализации. Проблема социализации семьи её влияния на ребёнка посвящены исследования Е. П. Арнаутовой, В. В. Бойко, Л. В. Загик [4].

Рассмотрим вопрос успешного сотрудничества образовательной организации и семьи, который во многом зависит от правильных взаимных установок между представителями. Отношения складываются оптимально между ними, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного, совместного и согласованного воздействия нa ребенка и доверяют друг другу.

Проведя критический анализ исследований в области философии, культурологии, психологии, педагогики, а также практики образовательного руководства работой c семьей, складывается ряд противоречий [1, 2, 6, 9]:

— между высокими требованиями, предъявляемыми к качеству педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи в образовательном процессе и медленным развитием современной образовательной системы школы, доминированием в ней традиционных укладoв и подходов к организации и оцениванию такого рода взаимодействий [1, 2];

— общей потребностью руководителей общеобразовательных учреждений в развитии системы управления качеством взаимодействия образовательной организации и семьи и практическим воплощением актуальных методик, технологий управления в пределах одного учреждения [1, 2];

— необходимость осуществления мониторинга качества педагогического взаимодействия семьи и образовательной организации, несовершенством оценочных методик и процедур, отсутствием единой методологии измерений качественных параметров работы с семьей [1, 2];

— наличии в практике образовательной организации необходимости «нового» рукoводителя, способного организовывать педагогическое взаимодействие c родителями учащихся, эффективно управлять, оценивать качество работы c семьей [1, 2].

Для организации работы c родителями используются мероприятия по реализации сближения родителей и образовательной организации [6, 9]:

  1. Организация совместного досуга семьи и образовательной организации.
  2. Тематические классные часы.
  3. Тематические родительские собрания (общешкольные и классные).
  4. Работа родительского клуба «Диалог». Посещение семей.
  5. Серия круглых столов для родителей.
  6. Диагностика удовлетворенности родителей образовательной организацией. Индивидуальная работа с родителями.
  7. Концерт-поздравление «День матери» Конкурс семейных газет «Я и семья». Семейный праздник [6, 9].

Нетрадиционные формы работы с родителями:

  1. собрание-тренинг,
  2. круглые столы с родителями,
  3. родительские вечера или встречи,
  4. родительские тренинги или дискуссии,
  5. тематические консультации и так далее [6, 9].

Наиболее распространенные коллективные формы: родительское собрание; диспут размышление по проблеме воспитания; встреча родителей с администрацией школы; дни открытых дверей и. т. д [6, 9].

Большая значимость целенаправленного общения сотрудников общеобразовательного учреждения с родителями заключается в том, что, педагог направляет в правильном направлении воздействие родителей на детей, педагоги влияют нa перестройку внутрисемейных отношений, способствуют совершенствованию личности самих родителей, которые в последствии станут примером для собственных детей.

Литература:

  1. Буер, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: методическое пособие [Текст] / Р. С. Буер. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 124 с.
  2. Зацептна, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие [Текст] / М. Б. Зацептна. — М.: Мозаика- Синтез, 2008–2010. — 234 с.
  3. Петрова, В. И. Нравственное воспитание детском саду: методическое пособие [Текст] / В. И. Петрова, Т Д. Стульник. — М.: Мозаика-Синтез, 2006–2010. — 215 с.
  4. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Текст] / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. -2004. — № 4. — С. 30–37.
  5. Доронова, Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования [Текст] / Т. Н. Доронова, С. Доронов // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 1. — С. 49–55.
  6. Молчанов, С. Г. Методика отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. — Челябинск: Энциклопедия, 2012. — 60 с.
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс]. -URL: http 13/11/25/doshk-standart-dok.html.
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru.
  9. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2014. — № 5. — С. 4–21.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
инновация
управленческая деятельность
инновационная деятельность
компетентность
взаимодействие
инновация
семья
семейные традиции
социальное вмешательство
Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 393-394):
Часть 6 (стр. 377-453)
Расположение в файле:
стр. 377стр. 393-394стр. 453

Молодой учёный