Правовое регулирование образовательной организации в части сопровождения и обучения социально незащищенных категорий граждан в среднем профессиональном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 13.01.2018

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Колянова, К. И. Правовое регулирование образовательной организации в части сопровождения и обучения социально незащищенных категорий граждан в среднем профессиональном образовании / К. И. Колянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 185-186. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47803/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается и анализируется нормативно-правовая база по данному исследованию.

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, международное законодательство, российское законодательство, локальная нормативно-правовая база.

Эмпирическая база исследования «Документационное обеспечение деятельности образовательной организации в части сопровождения, обучения социально незащищенных категорий граждан в СПО» включает нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы образования особых групп несовершеннолетних — детей, относящихся к социально незащищенной категории населения.

Международное законодательство уделяет огромное внимание данной категории населения. Особое место здесь занимает Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а именно протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.). Данный документ состоит из 6 статей. В частности, ст. 2 посвящена праву на образование. В ней утверждается, что «никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям» [3].

Следующий международный документ, который затрагивает образование студентов в средних профессиональных организациях, это Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). В соответствии с п. 1 ст. 28 «Государства-участники поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи…» [2]. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. полностью посвящена социальной защите инвалидов. В ней разработаны надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению. Данный документ состоит из преамбулы, пятидесяти статей и приложения. Статья 24 Конвенции полностью посвящена образованию инвалидов. В ней указывается, что «государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление» [1].

Вышеперечисленные международные документы были ратифицированы Россией и воспроизведены в нормах российского законодательства.

Действующее законодательство РФ в данной сфере основывается на нормах Конституции Российской Федерации, которая в п. 1 ст. 43 указывает, что «каждый имеет право на образование» [4]. Также ст. 39 Конституции РФ «гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» [4].

Правовой статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен в Семейном кодексе РФ. Так в пункте 1 ст. 155.3 утверждается, что «дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов…» [5].

Базовым законом по вопросам образования и воспитания данной категории детей является ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6], в котором говорится об обязанностях обучающихся и родителей (законных представителей), а также о их защите (ст. 43–45).

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» состоит из шести глав. Четвертая глава посвящена обеспечению жизнедеятельности инвалидов. Так, в соответствии со ст. 19 «государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения» [7].

Особое внимание стоит обратить на приказ Минтруда России от 4 августа 2014 года № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» [8]. А также требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса от 26 декабря 2014 года и методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования от 20 апреля 2015 года позволят грамотно подойти к работе с социально незащищенной категорией людей.

В соответствии с федеральным законодательством каждая образовательная организация должна разработать собственную локальную нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок обучения студентов, входящих в социально незащищенную группу. Локальные нормативные акты, которые включают положение о порядке обработки персональных данных учащихся и их законных представителей [9], положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся [10], изменения в положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся [11]. Данные документы гарантируют социальную помощь, а также материальную поддержку в виде государственных академических и государственных социальных стипендий.

Литература:

  1. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. // Система Гарант.
  2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Система Гарант.
  3. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) (с изменениями от 11 мая 1994 г.) // Система Гарант.
  4. Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2015.
  5. Семейный кодекс РФ 1995 г. М., 2017.
  6. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.
  8. Приказ Минтруда России № 515 от 4 августа 2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» // СПС Консультант плюс.
  9. Положение о порядке обработки персональных данных учащихся и их законных представителей от 2011 г. // http://tksiot.ru/polozheniya.html
  10. Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся от 2013 г. // http://tksiot.ru/polozheniya.html
  11. Изменения в положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся от 2014 г. //http://tksiot.ru/polozheniya.html
Основные термины (генерируются автоматически): образование, попечение родителей, Российская Федерация, инвалид, Конвенция, международное законодательство, образовательная организация, образовательный процесс, ребенок, российское законодательство, Россия, социальная защита инвалидов, стипендиальное обеспечение.


Похожие статьи

Правовое воспитание учеников подросткового возраста в различных видах деятельности

В данной статье представлены факторы, влияющие на формирование юридических понятий у учащихся средних специальных учебных заведений, приведены первичные эмпирические данные полученные в результате настоящего исследования.

Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя

В статье определяется содержание правовой подготовки будущего учителя в рамках изучения дисциплины «Право в сфере образования». Особое внимание обращается на требования, предъявляемые Профессиональным стандартом педагога и ФГОС ВО по направлению подг...

Особенности правового регулирования образовательных отношений в РФ

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ

Автором рассматриваются особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дается определение нормативно-правовому акту, рассматривается несколько проектов, которые разработаны Министерством образования и науки Р...

Теоретические и правовые основы института государственной власти в сфере здравоохранения

В статье автор изучает и анализирует нормативно-правовые акты деятельности Министерства здравоохранения.

Законодательное регулирование права на образование

В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...

Проблемы правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации на материалах Калининградской области

Данная статья посвящена основным проблемам института независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации в сфере правового регулирования и правоприменительной практики, а также предлагаются пути их...

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Особенности административно-правового статуса гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

В рамках настоящей статьи проводится комплексный анализ особенности правового статуса гражданина, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Анализируется современное законодательство, проводится современ...

Нормативно-правовые аспекты регулирования мотивации труда

В статье рассмотрена законодательная база, регламентирующая мотивацию труда персонала. Проведен анализ взаимосвязи законодательного и локального регулирования мотивации труда.

Похожие статьи

Правовое воспитание учеников подросткового возраста в различных видах деятельности

В данной статье представлены факторы, влияющие на формирование юридических понятий у учащихся средних специальных учебных заведений, приведены первичные эмпирические данные полученные в результате настоящего исследования.

Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя

В статье определяется содержание правовой подготовки будущего учителя в рамках изучения дисциплины «Право в сфере образования». Особое внимание обращается на требования, предъявляемые Профессиональным стандартом педагога и ФГОС ВО по направлению подг...

Особенности правового регулирования образовательных отношений в РФ

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ

Автором рассматриваются особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дается определение нормативно-правовому акту, рассматривается несколько проектов, которые разработаны Министерством образования и науки Р...

Теоретические и правовые основы института государственной власти в сфере здравоохранения

В статье автор изучает и анализирует нормативно-правовые акты деятельности Министерства здравоохранения.

Законодательное регулирование права на образование

В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...

Проблемы правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации на материалах Калининградской области

Данная статья посвящена основным проблемам института независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации в сфере правового регулирования и правоприменительной практики, а также предлагаются пути их...

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Особенности административно-правового статуса гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

В рамках настоящей статьи проводится комплексный анализ особенности правового статуса гражданина, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Анализируется современное законодательство, проводится современ...

Нормативно-правовые аспекты регулирования мотивации труда

В статье рассмотрена законодательная база, регламентирующая мотивацию труда персонала. Проведен анализ взаимосвязи законодательного и локального регулирования мотивации труда.

Задать вопрос