Правовое регулирование информационной безопасности образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (193) февраль 2018 г.

Дата публикации: 18.02.2018

Статья просмотрена: 1157 раз

Библиографическое описание:

Александрова, М. Ю. Правовое регулирование информационной безопасности образовательной организации / М. Ю. Александрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 123-124. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48396/ (дата обращения: 16.12.2024).



Тема информационной безопасности образовательной организации актуальна в настоящее время, т. к. работа в том числе учащихся в сети Интернет стала неотъемлемой частью учебного процесса. Несмотря на то, что Интернет — это, в первую очередь, информационная сеть, содержащая колоссальное количество познавательных и развивающих сайтов, посещение которых способствует быстрому поиску информации для домашнего задания/доклада/самостоятельной работы, зачастую подросток пользуется просторами Интернета для личных целей.

В российском законодательстве существует ряд нормативно — правовых документов, регулирующих вопросы информационной безопасности, а также подписанные международные акты.

Одним из основополагающих международных актов, ратифицированных в том числе Российской Федерацией, является Окинавская хартия. С момента ее подписания Россия стала активным членом глобального информационного общества, принимая участие в процессе его формирования не только на национальном, но и на международном уровне. Основными принципами построения информационного общества, согласно хартии, определены укрепление доверия и безопасности при использовании информационно — телекоммуникационных технологий и верховенство права [3].

В Российском законодательстве основным документом, определяющим право на личную информационную безопасность, является Конституция Российской Федерации, где в ст. 23 прописано, что каждый гражданин имеет право на личную тайну и тайну переписки [1].

В последние годы активизировался вопрос реализации задач, связанных с информационной безопасностью и борьбой с кибертерроризмом. В первую очередь это проявилось в принятии в 2006 году федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в котором были сформулированы положения об информации как объекте правового регулирования, а также в подписании в феврале 2008 года Концепции «электронного правительства» и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, которая является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной, в том числе и информационной безопасности в России, в которой излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности [3].

В сентябре 2000 года Президентом РФ была подписана Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая стала одним из первых документов, определяющих вопросы информационной безопасности. Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности государства [4].

Для обеспечения надежной защиты персональных данных был принят Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», целью которого является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну [5].

Говоря непосредственно об образовании, стоит отметить, что в каждом образовательном учреждении создана и успешно функционирует информационно — образовательная среда. Ее значение в последнее время возрастает, она качественно влияет на образовательный процесс, все субъекты образования и на их отношения в образовательной системе. В качестве предмета информационной открытости выступает сайт образовательной организации, который, как правило, содержит всю необходимую информацию об учреждении, а также новости и дополнительную информацию (мероприятия, памятки для учащихся и родителей и др.).

Являясь неотъемлемым элементом структуры государственной власти, система образования также обеспечивает открытость своих данных. Необходимость открытости данных образовательных организаций закреплена в ст. 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» [2]».

Информационная безопасность в образовании обеспечивается на основе Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг., где обозначен порядок создания порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей, регулируются вопросы стимулирования родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа детей в сети Интернет.

Основополагающим документом в вопросе информационной безопасности детей в образовательной организации является Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», содержащий в себе основные ограничения и требования к информационной продукции, которая может находится в доступном для детей варианте.

Информационная сфера так многогранна, что правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества, которое позволяло бы защитить интересы личности, общества и государства, приобретает первостепенное значение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день российское законодательство в области информационной безопасности в образовательных организациях и национальной безопасности в целом находится на стадии усовершенствования имеющейся нормативной базы, а также активной разработки новых правовых актов.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)».Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). «Российская газета», N 303, 31.12.2012.
  3. Гайдарева И. Н. Правовое обеспечение информационной безопасности в России.// Вестник Адыгейского государственного университета. — 2012 № 3(47).
  4. Лопатин Ю. Н. Информационная безопасность в России. Проблемы, поиски решений.// Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.- 2013 № 2.
  5. Фролов И. В., Зауголков И. А. Разработка мер по защите персональных данных в органе государственной власти субъекта Российской Федерации. // Гаудеамус. — 2012 № 2(20).
Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность, Российская Федерация, образовательная организация, российское законодательство, информационное общество, том.


Задать вопрос