Правовое регулирование административной ответственности военнослужащих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 12.02.2023

Статья просмотрена: 817 раз

Библиографическое описание:

Самирханов, И. А. Правовое регулирование административной ответственности военнослужащих / И. А. Самирханов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99998/ (дата обращения: 17.12.2024).



Термин «административная ответственность» обладает особым правовым смыслом, не имеет единого подхода в трудах ученых юристов нашей страны. В действующем, в настоящий период времени, КоАП РФ не закреплено понятие «административная ответственность», что оказывает негативное влияние на содержащиеся в данном кодексе нормы.

Отсутствие законодательной дефиниции административной ответственности обусловило многообразием взглядов на понятие и содержание административной ответственности в отечественной науке административного права. В механизме административной ответственности он отметил материально–правовые основания и применение в производстве процессуального порядка.

В настоящий момент времени применение административных наказаний по отношению к военнослужащим имеет определённые ограничения; например, административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам, которые проходят военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных учреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Те военнослужащие, которые привлечены на военные сборы, не могут быть подвергнуты административному аресту. Не может быть вытворен за пределы РФ военный иностранный гражданин. К военным не применяются обязательные работы. В любом случае военнослужащий несет ответственность в полном объеме.

На основании положений ст. 2.5 КоАП РФ устанавливает, что лица, на которых распространяется действие различных дисциплинарных уставов, несут административную ответственность в особом порядке. Суть его заключается в том, что лишь в случае совершения административных правонарушений, прямо предусмотренных ч. 2 статьи 2.5 КоАП РФ, они привлекаются к административной ответственности на общих основаниях. В остальных случаях, указанные выше лица, привлекаются к дисциплинарной ответственности, при этом освобождаются от ответственности административной.

К таким субъектам, которые закреплены в ст. 2.5, относятся военнослужащие. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся:

— офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

— сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы» [1] (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

В случае совершения административных правонарушений, кроме предусмотренных ч. 2 статьи 2.5 КоАП РФ, военнослужащие несут ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495). Данный Устав предусматривает, что «военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях (п. 47)» [2].

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» указал, что, «если «административное правонарушение совершено военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, в соответствии с частью 2 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности» [3].

При этом срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности согласно пункту 8 статьи 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» исчисляется в течение одного года со дня совершения дисциплинарного проступка» (п. 36).

За совершение административных правонарушений, кроме предусмотренных ч. 2 статьи 2.5 КоАП РФ, «к военнослужащему могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

— выговор;

— строгий выговор;

— лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

— лишение нагрудного знака отличника;

— предупреждение о неполном служебном соответствии;

— снижение в воинской должности;

— снижение в воинском звании на одну ступень;

— снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;

— досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;

— отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

— отчисление с военных сборов;

— дисциплинарный арест» [4].

К категории иных государственных служащих, представленных в вышеуказанной статье, относятся лица, которые замещают должности при прохождении службы в государственных органах. Особенности привлечения к административной ответственности, применяются только в тех случаях и по отношению к тем лицам, которым присвоены специальные знания на уровне законодательства. Например, «в органах внутренних дел Российской Федерации учреждены как должности государственной гражданской службы Российской Федерации, так и должности сотрудников органов внутренних дел. Государственным гражданским служащим, замещающим должности в органах внутренних дел, присваиваются классные чины, а сотрудникам органов внутренних дел — специальные звания» [5]. Поэтому необходимо констатировать, что ст. 2.5 КоАП РФ распространяется именно на сотрудников ОВД.

Данная ситуация распространяется на другие государственные органы. «Следственном комитете Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службе и в таможенных органах. Особые правила привлечения к административной ответственности действуют в отношении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации» (ст. 15) [6]; «сотрудников войск национальной гвардии (ст. 24)» [7]; «сотрудников уголовно-исполнительной системы (ст. 24)» [8]; «сотрудников Государственной противопожарной службы (ст. 1)» [9]); «сотрудников таможенных органов (ст. 3)» [10]. Представленные выше лица, при совершении административных правонарушений, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с положениями законодательства или подзаконных актов, которые регламентируют порядок прохождения государственной службы. Эти положения касаются совершения административных правонарушений, кроме правонарушений, которые предусмотрены в ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ, считающиеся строго определенными и исчерпывающими. При привлечении лиц, закрепленных в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, на законодательном уровне регламентированы особенности привлечения к административной ответственности. К лицам, указанным в с. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, лицам неприменимо административное наказание в виде административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ). Кроме того, «к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы не может применяться административный штраф (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ), а к военнослужащим — иностранным гражданам — административное выдворение за пределы Российской Федерации (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ)» [11].

При назначении военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.7 и частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, судья не вправе назначить предусмотренные их санкциями наказания: административный штраф (часть 6 статьи 3.5), административный арест (часть 2 статьи 3.9) или обязательные работы (часть 3 статьи 3.13), поскольку к указанной категории лиц не применяются данные виды наказаний, а также судья не вправе заменить наказание другим, более мягким, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ за административное правонарушение может быть назначено лишь то административное наказание, которое указано в санкции применяемой статьи Кодекса.

Поскольку в таких случаях у судьи нет оснований для вынесения постановления о назначении административного наказания, по смыслу «части 2 статьи 24.5 и пункта 1 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению, а материалы дела — передаче командиру (начальнику) воинской части, где виновный проходит военную службу, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации» [12].

Литература:

  1. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая (том 1) // под общ. ред. Л. В. Чистяковой. «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019 с.288
  2. Маршев С. А. Административная ответственность: Учебное пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2007. С. 40.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» // Российская газета 20 29 мая 2014 г. № 8.
  4. Костенников М. В. К вопросу об основании административной ответственности в российском праве/М. В. Костенников // «Образование и право». 2019. № 5. С.111–119.
  5. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ: Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации — 2011. — № 49 — (часть I) ст. 7020
  6. О Следственном комитете Российской Федерации от 28.12.2010 № 403-ФЗ: Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации — 2011. — № 1 –ст. 15
  7. О войсках национальной гвардии Российской Федерации от 03.07.2016 № 226-ФЗ: Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации — 2016. — № 27 — (часть I) ст. 4159
  8. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы от 21 июля 1993 г. № 5473-I: Закон РФ // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации — 1993. –№ 33 — ст. 1316
  9. О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 23.05.2016 № 141-ФЗ: Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации — 2016. — № 22 –ст. 3089
  10. О службе в таможенных органах Российской Федерации от 21.07.1997 № 114-ФЗ: Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации — 1997. — № 30 — ст. 3586
  11. Маршев С. А. Административная ответственность: Учебное пособие / С. А. Маршев. М.: ЦОКР МВД России, 2007. С.152
  12. О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих от 29.05.2014 № 8: Постановление Пленума Верховного Суда РФ //Российская газета — 2014. –№ 124.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, военная служба, административная ответственность, Российская Федерация, дисциплинарная ответственность, военнослужащий, высшее образование, курсант военных, правонарушение, Государственная противопожарная служба.


Задать вопрос