В Российской Федерации государственный финансовый контроль реализуется, главным образом, в регламентированной законодательством деятельности государственных органов по оценке бюджетного процесса, инвестиционных программ, а также по надзору и проверке органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их объединений с целью соответствия целевому назначению, рациональности, полноте и своевременности направления и использования государственных финансовых ресурсов, вскрытия резервов в процессе их формирования и расходования, выявления отклонений от принципов законности и эффективности финансово-хозяйственных операций и правил их отражения в отчетности, установления полноты и своевременности расчетов с государственным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов, а также выявления резервов повышения эффективности деятельности и роста доходов государства. Государственный финансовый контроль составляет основу финансовой политики государства, является непременным условием обеспечения финансовой стабильности страны, не только финансовых интересов государства, но и конституционных прав граждан и субъектов хозяйствования. Очевидно, что целью государственного финансового контроля должна являться разработка и осуществление эффективного управленческого воздействия, призванного устранить вскрытые отклонения от запланированных действий, способствующего максимальному снижению и ликвидации возможных отрицательных финансовых, экономических и иных социальных последствий, выявлению недостатков и нарушений финансово-правовых актов. Цели и задачи государственного финансового контроля определяют и его функции: предупреждение финансовых нарушений; результативно-аналитическая; регулирующая. Важной предпосылкой развития и основой укрепления эффективности контрольной деятельности является профилактическая работа по предупреждению правонарушений — функция превенции. Цель профилактики — выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий в области государственных финансов. С одной стороны, государственный финансовый контроль обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а с другой, обеспечивает исполнение принятых решений. Эти стороны государственного финансового контроля находятся в неразрывном единстве и динамическом взаимодействии в циклах управленческих процессов. Объектом государственного финансового контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности. В условиях денежных отношений государственный финансовый контроль означает, в конечном итоге, контроль за формированием, распределением и использованием материальных и иных ресурсов страны, задействованных в процессе общественного воспроизводства.
Но для того чтобы финансовый контроль действительно являлся эффективным инструментом, позволяющим минимизировать спектр разнообразных рисков, потерь, ошибок и недобросовестных действий как на микро-, так и на макроуровнях, необходимо решить целый ряд проблем посредством реализации комплекса мероприятий, среди которых можно выделить: совершенствование терминологии, обоснование предмета, объектов финансового контроля, уточнение функций и разграничение полномочий контрольных органов, определение ответственности всех участников системы финансового контроля, целевых критериев для всех видов финансового контроля и т. д. [1].
В правовых основах государственного финансового контроля в последнее время наблюдаются положительные сдвиги по корректировке действующего законодательства. Так, в феврале 2011 был принят Федеральный закон № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [2], в апреле 2013 года новый Федеральный закон № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [3], а в июле Федеральный закон № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] в части регулирования государственного финансового контроля, призванные концептуально изменить систему финансового контроля в России. В субъектах Российской Федерации приняты многочисленные акты, регулирующие отношения в области финансового контроля, в том числе и муниципального. В первую очередь следует выделить основные акты субъектов РФ. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся общие нормы об органах, осуществляющих финансовый контроль. Имеются законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, принятые практически во всех субъектах РФ, в которых выделены статьи или главы о финансовом контроле [5].
Для успешного решения задач государственного финансового контроля, необходима его научная организация, а поскольку данный контроль принимает различные виды и формы, он нуждается в систематизации и классификации. На практике классификация государственного финансового контроля необходима при разработке нормативно-правовых актов для определения состава и структуры контролирующих органов; функций, задач, полномочий органов финансового контроля; объектов контроля и их распределения между субъектами контроля; методик проведения контрольных действий; показателей эффективности финансового контроля.
В современной экономической и юридической литературе финансовый контроль классифицируется по различным основаниям. При сопоставлении времени осуществления контрольных действий с процессами формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов различают предварительный, текущий и последующий финансовый контроль, которые находятся в тесной взаимосвязи. Очевидно, что предварительный финансовый контроль, предшествуя совершению различных операций, носит предупредительный характер. Он позволяет предотвратить нарушение действующих финансово-правовых актов и выявить ещё на этапе составления и рассмотрения прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, предупредить и пресечь попытки нерационального и неэффективного использования средств. Предварительный финансовый контроль служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих решений. Предварительная проверка, проводимая контролирующим органом, имеет то преимущество, что позволяет предотвратить возможные нарушения до того, как они произошли. Текущий контроль является неотъемлемым элементом оперативного управления, проводится в процессе совершения различных операций. Текущий финансовый контроль позволяет предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также предупредить возможные потери. В настоящий момент система предварительного и текущего контроля не в полной мере имеет предупредительное воздействие.
Вопросами финансового контроля в России занимаются многие федеральные и региональные органы государственной власти, которые можно подразделить на две основные группы: органы финансового контроля, созданные законодательной властью, которые осуществляют внешний финансовый контроль и органы финансового контроля исполнительной власти (внутренний контроль). Непременным условием эффективности осуществления государственного финансового контроля является четкая организация системы его органов, основанная на принципах Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 году, насчитывающей 186 счетных палат мира [6]. На сегодняшний день, к сожалению, в Российской Федерации не сложилась единая, организованная система органов финансового контроля. Можно говорить о деятельности отдельных органов государственной власти, осуществляющих определенные контрольные полномочия в сфере публичных финансов. Однако, для обеспечения действенного контроля финансовых потоков должны быть более детально разработаны принципы раскрытия информации об отчетности государственных органов (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов и т. д.) исходя из требований к обеспечению финансовой безопасности Российской Федерации. Кроме этого, в настоящий момент принцип эффективности является одним из основных принципов, действующих в процессе осуществления финансового контроля. Здесь существенное значение имеет умение контролирующего органа выправить положение, обеспечить своевременное и полное выполнение подконтрольным объектом рекомендаций, указаний и предложений.
Литература:
1. Арабян К. К. Единая концепция финансового контроля в Российской Федерации // Аудитор. — 2014. — № 2. — С. 49–54.
2. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 903.
3. Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.
4. Собрание законодательства РФ. 2013. № 31. Ст. 4191.
5. Геймур О. Г. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Тюменского государственного университета. — 2014. -№ 3. — С. 133–140.
6. Счетная палата Российской Федерации: сайт. — URL: http://www.ach.gov.ru/ (дата обращения: 20.11.2014).