В свете реализации государственной политики по созданию благоприятной окружающей среды, намеченной в России до 2030 г. и утвержденной Президентом России 30.04.2012г., усилилась дискуссия в науке экологического и земельного права по проблемам управления и усовершенствования функции государства по земельному надзору.
Большое количество правонарушений в области использования и охраны природных ресурсов, в том числе земельных участков обусловлено низким уровнем эколого-правовой культуры населения нашей страны [6; 7].
Для реализации положений Конституции Российской Федерации были разработаны механизмы, обеспечивающие реализацию программы охраны земель, такие как государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль. [1]
Осуществление земельного контроля и надзора является одной из основных функций государства.
Понятия и правовые основы государственного земельного надзора устанавливаются статьей 71 Земельного кодекса РФ. [2]
При этом Постановлением Правительства РФ № 1 от 02.01.2015г. было утверждено Положением о государственном земельном надзоре. [5]
Согласно п. 2 вышеназванного Положения, государственный земельный надзор осуществляется следующими службами:
1) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
2) Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
3) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и их территориальными органами.
Так же Положением о государственном земельном надзоре регулируются полномочия служб в рамках государственного земельного надзора и порядок проведения соответствующих проверок.
При выявлении правонарушений или несоответствий сведений нормативным документам, данные федеральные службы дают возможность правонарушителям исправить ситуацию и привести все в соответствии с нормативной документацией.
Органы, осуществляющие государственный земельный надзор, обладают соответствующими правами, которые установлены ст. 71 ЗК РФ [2], а именно:
- Проводить проверки как плановые, так и внеплановые.
- Направлять в государственные или муниципальные органы, юридическим и физическим лицам, и предпринимателям письменные требования о предоставлении необходимой для проведения проверок документации.
- Посещать соответствующие земельные участки, беспрепятственно со стороны проверяемых субъектов.
- Оформлять акты проверок и иные документы по результатам проведённых проверок.
- Привлекать сотрудников органов МВД РФ в целях предотвращения и пресечения противоправных деяний (действий и бездействий).
- Результаты проверок оформлять в виде предписаний и контролировать их исполнение.
- При возникновении проблем или спорных моментов привлекать к проведению проверок соответствующие организации и экспертов.
- Направлять в органы самоуправления предложения о приведении ими нормативных документов в соответствие с земельным законодательством.
- Осуществлять полномочия, установленные Федеральными законами (ст. 9 Конституции РФ).
Все проверки должны проводиться с соблюдением положений Федерального закона № 294 от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». [3]
Отличие надзора от контроля заключается в цели проведения мероприятия. Цель контроля заключается не только в достижении правопорядка и законности в земельных правоотношениях, но и в обеспечении целесообразности и эффективности использования земельных ресурсов.
В отличие от контроля, цель надзора состоит в точном исполнении законов, для которого не так важна оценка целесообразности совершенных действий и принятых актов [6]. При осуществлении надзора государственный орган не может вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность субъекта надзора.
Рядом статей Федерального закона № 242 от 18.07.2011г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», государственный земельный контроль был реализован в надзор, совместно с другими видами контрольной деятельности в сфере природных ресурсов. В результате анализа можно сделать вывод, что властные полномочия в области регулирования контролирующей деятельности государства уменьшались [4].
Увеличивается количество выявленных нарушений в области земельного законодательства, что говорит о низком правосознании общества и недоверием к государственным органам. Разрешение указанной проблемы возможно путем разъяснений, как письменных, так и устных со стороны компетентных органов, общих собраний, бесед, посвященных проблемам в сфере земельных правоотношений [9].
Еще одним фактором, который влияет на увеличение правонарушений, является размер штрафов, предусмотренных законодательством.
Соответственно, юридическим лицам и гражданам — правонарушителям проще заплатить штраф, чем исправлять допущенное нарушение. Однако, в марте 2015 года были внесены изменения, и размер штрафных санкций значительно вырос, примерно в 3–4 раза, что можно считать прогрессивной мерой со стороны государства.
При этом нерешенной остается проблема улучшения материально-технической базы и инвентаря, нужного для осуществления деятельности при совершении проверок, с целью их точного содержания, что поможет исключить появление некорректных данных.
При переходе от государственного надзора к муниципальному контролю, необходимо заметить, что такой же институт в экологическом праве был отменен из-за незначительной эффективности его реализации.
Рассмотрим данный механизм в сфере земельных отношений. Объекты муниципального земельного контроля определены неоднозначно, органы местного самоуправления не имеют прав для привлечения и осуществления мер административного характера. Соответственно, меры воздействия муниципального контроля имеют низкий уровень эффективности.
До сих пор в законодательстве нечетко определен сам предмет муниципального земельного контроля, а именно: основным нормативно-правовым актом по руководству осуществления контроля является Земельный кодекс РФ. В нем отсутствует четкий перечень задач муниципального земельного контроля, какие полномочия имеют органы местного самоуправления. Таким образом, даже сам предмет контроля не определен, хотя и указано, что он «осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации» [8].
Соответственно, при осуществлении муниципального контроля в сфере земельных отношений допускается много ошибок из-за пробелов в законодательстве. Эти правовые коллизии и несовершенство земельного законодательства, необходимо решить органам государственной власти, во избежание «неправомерности и незаконности».
Таким образом, отношения, касающиеся использования земельных участков, требуют постоянного контроля со стороны государства. С целью пресечения неправомерных действий в данной сфере создан государственный земельный надзор. Он заключается в следующем:
- Выявление нарушений.
- Недопущение повторения неправомерных действий.
- Контроль сохранности земель и их состояния.
- Наказание виновных.
Все это позволяет сохранить территориальный потенциал Российской Федерации в надлежащем виде.
Литература:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. N 44. Cт. 4147.
- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 03.08.2018г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» //Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52.
- Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ № 242-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4590.
- Постановлением Правительства РФ № 1 от 02.01.2015г. «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре». // «Российская газета» // URL: https://rg.ru/2015/01/04/zem-nadzor-site-dok.html
- Аббасов П. Р. Актуализация формирования эколого-правовой культуры студентов гуманитарных вузов // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в Материалы международного научно-творческого форума. 2017. С. 242–244.
- Аббасов П. Р. Формирование эколого-правовой культуры студентов гуманитарных вузов как инструмент экологической безопасности региона // Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. 2017. № 1. С. 250–253.
- Гринь Е. А. Понятие принудительного прекращения прав на земельные участки и классификация его оснований. // Уникальные исследования XXI века.- 2015. — № 1 (1).
- Гряда Э. А. Особенности приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований. // Власть Закона. — 2017. — № 2 (18) — с.52–56.
- Хайлова М. И. Правовые проблемы реализации государственного надзора и муниципального контроля в области земельных отношений // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 50–51.