Правовые проблемы выявления должностными лицами органов государственного земельного надзора и контроля нарушений земельного законодательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 06.12.2018

Статья просмотрена: 569 раз

Библиографическое описание:

Лукина, К. Г. Правовые проблемы выявления должностными лицами органов государственного земельного надзора и контроля нарушений земельного законодательства / К. Г. Лукина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54568/ (дата обращения: 18.11.2024).



При осуществлении контрольно-надзорной деятельности путем проведения проверок должностные лица нередко сталкиваются с проблемами выявления нарушения земельного законодательства.

В основном эти проблемы связаны с реализацией норм об ответственности, возникающие на стадии выявления правонарушения, его состава и определения виновного лица.

Исходя из «Доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения», опубликованного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 2012 году основными причинами прекращения судами дел об административных правонарушениях в области земельного законодательства являлись: недоказанность факта совершения правонарушения; недоказанность причастия виновного лица к совершению правонарушения; отсутствие сведений о принадлежности земельного участка к соответствующей категории земель и иные проблемы.

Так же на практике возникают проблемы, связанные со сложностью проведения внеплановых проверок в отношении объектов, которые не прошли государственный кадастровый учет. В случае если объект не прошел кадастровый учет в части определения (уточнения) местоположения его границ, указывается адресный ориентир объекта, его ориентировочное местоположение. Зачастую местоположение нескольких объектов совпадает и возникает сложность идентификации нужного объекта.

Нередки случаи, когда участок прошел кадастровый учет, однако в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правообладателях.

При таком инциденте, при выявлении правонарушения к административной ответственности привлекают администрации соответствующих муниципальных образований, что подтверждается судебной практикой.

В связи с этим, существует необходимость дополнения Положения о государственном земельном надзоре и административных регламентов, а именно определения порядка осмотра земель и земельных участков, не прошедших государственный кадастровый учет, идентификации их местоположения, границ, площади и иных уникальных характеристик.

Существует ряд проблем с выявлением и квалификацией правонарушений по статье 8.6 «Порча земель» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — (далее — КоАП РФ).

Согласно содержанию части первой статьи 8.6 КоАП РФ административная ответственность наступает за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

То есть, логично предположить, что для осуществления процедуры снятия и перемещения почвы необходимо надлежащее разрешение.

Однако, на сегодняшний день, нет уполномоченного органа власти на выдачу соответствующего документа.

Анализируя судебную практику, можно отметить, что судебные инстанции, фиксируя нарушение по статье 8.6, так же не разъясняют, кто должен выдавать необходимое разрешение, и, так как осуществлено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, обращают внимание не на отсутствие разрешения на проведение соответствующих работ, а на порчу почвы.

Так же существует проблема классификации ответственности за порчу земель.

Так к административной ответственности за порчу земель привлекают в случае, если совершение правонарушения не повлекло за собой причинение вреда здоровью человека и окружающей среды.

В данном случае, сложно определить, в какой степени нанесен вред окружающей среде, в связи с чем, сложно идентифицировать к какому составу правонарушения или преступления относиться совершенное деяние.

Таким образом, хотелось бы разграничить составы административных правонарушений от уголовных преступлений путем внесения стоимостных критериев, по которым можно было бы определить степень вреда, причиненного окружающей среде.

При выявлении нарушений земельного законодательства должностными лицами возникают и иные сложности, препятствующие привлечению к административной ответственности.

Например, Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон 89-ФЗ) предусмотрена организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований.

Исходя из статьи 8 Закона 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов; к полномочиям органов муниципального района (в том числе на территориях сельских поселений и межселенной территории) и к полномочиям органов городского округа относится участие в организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.

Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований при обращении с отходами.

Нередки случаи, когда органам местного самоуправления вменяют нарушение по статье 8.2 КоАП РФ.

При этом, исходя из судебной практики применить санкцию по данной статье не представляется возможным, так как, данные органы не осуществляют деятельность в области обращения с отходами, а всего на всего наделены полномочиями по организации деятельности обращения с отходами (сбор, транспортировка, утилизация и так далее).

Целесообразно дополнить статью 8.2 КоАП РФ таким составом правонарушения, как ненадлежащее выполнение требований по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению бытовых, промышленных и иных отходов.

Подводя итог анализу проблем привлечения должностными лицами, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность к административной ответственности за нарушение требований действующего законодательства, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование в области государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля несовершенно.

Имеют место недостатки, пробелы в действующем законодательстве и его правоприменении.

На сегодняшний день, несмотря на существенные изменения в области земельного и административного законодательства говорить об эффективной организации и осуществлению надзорно-контрольной деятельности, об эффективном управлении земельными ресурсами и как следствие рациональном использовании и охраны земель не представляется возможным.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. N 256.
  2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // «Российская газета» от 30 июня 1998 г. N 121.
  3. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения, опубликованный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 2012 г. URL: http://rosagroland.ru/monitoring/analitycs/309/ (дата обращения: 10.11.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, РФ, земельное законодательство, окружающая среда, судебная практика, виновное лицо, государственный земельный надзор, государственный кадастровый учет, кадастровый учет, Российская Федерация.


Похожие статьи

Правовые проблемы осуществления государственного земельного надзора

Типичные нарушения, выявляемые в результате осуществления прокурорами надзора в сфере защиты права публичной собственности

Выявление проблем государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, находящихся в собственности физических лиц

Направления совершенствования противодействия коррупции средствами прокурорского надзора

Предпосылки принятия закона, направленного на совершенствование правовой основы противодействия преступлениям, связанным с превышением должностных полномочий

В данной статье рассмотрены основные положения Федерального закона о преступлениях против государственной власти, интересов государственных служб и служб в органах муниципального самоуправления. Трудности в разрешении вопросов, связанных с квалификац...

Основные формы прокурорского надзора за соблюдением законности в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: сущность, особенности, проблемные аспекты

Существующие проблемы государственного экологического контроля и надзора

Проблемы прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства

Проблемные вопросы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства

Похожие статьи

Правовые проблемы осуществления государственного земельного надзора

Типичные нарушения, выявляемые в результате осуществления прокурорами надзора в сфере защиты права публичной собственности

Выявление проблем государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, находящихся в собственности физических лиц

Направления совершенствования противодействия коррупции средствами прокурорского надзора

Предпосылки принятия закона, направленного на совершенствование правовой основы противодействия преступлениям, связанным с превышением должностных полномочий

В данной статье рассмотрены основные положения Федерального закона о преступлениях против государственной власти, интересов государственных служб и служб в органах муниципального самоуправления. Трудности в разрешении вопросов, связанных с квалификац...

Основные формы прокурорского надзора за соблюдением законности в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: сущность, особенности, проблемные аспекты

Существующие проблемы государственного экологического контроля и надзора

Проблемы прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства

Проблемные вопросы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства

Задать вопрос