Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2020 годы, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 297-р [1], направлены на повышение эффективности использования земель, охрану земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны.
В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [2], утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 г., охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов рассматриваются как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности и как принцип реализации указанной политики.
Достижение вышеназванных целей обеспечивается различными правовыми средствами, среди которых основное место занимает определение в законе обязанностей граждан и юридических лиц по рациональному использованию земельных ресурсов и установление ответственности за неисполнение этих обязанностей и нарушение земельного законодательства.
В статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков (например, арендодатель, землепользователи, землевладельцы), которые несут в себе экологическую направленность [3].
Невыполнение этих обязанностей влечет неблагоприятные последствия для правонарушителя в виде привлечения его к различным видам ответственности, в большинстве случаев к административной, предусмотренной главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования») (далее — КоАП РФ) [4]. Наказание за административные правонарушения в указанной сфере предусмотрено в виде предупреждения или штрафа.
Подвергнув анализу действующее законодательство в сфере охраны земель, можно резюмировать наличие некоторых правовых пробелов.
Так, например, административная ответственность за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы предусмотрена ст. 8.6. КоАП РФ. В данном случае термин «самовольное» подразумевает согласование данных действий с соответствующим органом, однако по не понятной причине законодатель не раскрывает перечень специализированных субъектов, в чью компетенцию входило бы согласование действий по снятию и перемещению плодородного слоя почвы. Судебная практика в данном случае однородна, практически все суды, рассматривая данную категорию дел, не принимают во внимание факт отсутствия органов, полномочных выдавать соответствующее разрешение [5]. Решение проблемы видится в конкретизации субъектов, выдающих разрешение, а так же порядка и формы его выдачи.
Дифференциация ответственности от административной до уголовной в сфере нарушения земельного законодательства находится в прямой зависимости от степени вреда, причиненного окружающей среде, однако критерии оценки в количественном эквиваленте отсутствуют, в связи с чем существует вероятность ошибки в квалификации проступка. Единственным возможным устранением пробела может быть разработка и издание методических рекомендаций, позволяющих произвести количественную оценку вреда, причиненного окружающей среде.
Несмотря на то, что правоприменитель предпринял попытку систематизировать оценочные критерии путем издания разъяснений в части применения судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования [6], данный акт страдает неполнотой. Так, например, вопрос определения критериев в документе высшего судебного органа раскрыт не полностью, указывая на такие категории как «длительное время» и «большие финансовые затраты», характеризующие тяжкие последствия в результате нарушения правил охраны окружающей среды, не конкретизированы признаки длительности и размера затрат. Отсутствие конкретизации для квалификации значительно затрудняет разграничение составов административных от уголовных.
Количество нормативно-правовых актов, содержащих в себе нормы регулирующие вопросы административной ответственности за нарушение земельного законодательства минимально — КоАП РФ, но отсылочные положения к иным отраслевым актам, что делает их менее доступным для понимания субъектами, являющимися непосредственными участниками земельных правоотношений. Большой массив законодательства отраслевого характера и его запутанность создают условия для многочисленных нарушений со стороны субъектов землепользования.
Таким образом, исходя из изложенное можно заключить, что действующее законодательство в сегменте правоохраны земельных объектов нуждается в детализации, уточнении имеющихся терминов, определений, что будет способствовать единому пониманию правовых норм, минимизировать число ошибочных квалификаций правонарушений.
Литература:
1. Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 N 297-р (ред. от 28.08.2014)// Собрание законодательства РФ от 19.03.2012. — N 12. -ст. 1425.
2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012)// [Электронный ресурс]// Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс» режим доступа http://www.consultant.ru (дата обращения 16.03.2019)
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)// Собрание законодательства РФ от 29.10.2001. -N 44.-ст. 4147.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.03.2019)// Собрание законодательства РФ от 07.01.2002. -N 1 (ч. 1)-ст. 1.
5. Решение Северского райсуда Краснодарского края 12–1/2016 (12–108/2015;)//Доступ из Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие». Режим доступа: https://bsr.sudrf.ru(дата обращения 16.03.2019)
6. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Постановление Пленума Верховного Суда от 18 октября 2012 г. N 21// Бюллетень Верховного Суда РФ.-N 12, декабрь, 2012.