Правовые проблемы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 23.01.2020

Статья просмотрена: 660 раз

Библиографическое описание:

Федоров, А. С. Правовые проблемы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами / А. С. Федоров, Е. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66651/ (дата обращения: 17.12.2024).



Одним из приоритетов социально-экономической политики Российской Федерации на сегодняшний день является повышение качества жилищно-коммунальных услуг. В 2014 году была введена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с обязательной лицензией с 1 мая 2015 года (ранее саморегулирование осуществлялось на добровольной основе на рынке жилищно-коммунальных услуг). В науке коммерческого права существуют различные подходы к определению лицензии.

Таким образом, под лицензией Е. П. Губин понимал деятельность государства в лицензирующих органах, выдающих, приостанавливающих или аннулирующих лицензии, а также контроль за соблюдением условий лицензии. По словам И. В. Ершова, лицензирование осуществляется при непосредственном административном воздействии на хозяйственную деятельность с применением обязательных правил. [4]

Следует отметить, что лицензирование управляющих организаций было введено Госстроем в 2000 году и отменено через год из-за невозможности сформулировать единых лицензионных требований и условий для осуществления предпринимательской деятельности на рынке жилищно-коммунальных услуг. Так на практике встает вопрос о необходимости внесения новых изменений в механизмы правового регулирования предпринимательской деятельности на рынке жилищно-коммунальных услуг и противоречат ли они сокращению количества разрешенных видов предпринимательской деятельности в Российской Федерации. По мнению ряда исследователей, отказ от саморегулирования на рынке жилищно-коммунальных услуг связан с негативными тенденциями в сфере ЖКХ, наличием недобросовестных саморегулируемых организаций. Также с саморегулируемой организацией и ее мировой практикой показано, что деятельность саморегулируемых организаций является более эффективной мерой и формой контроля над участниками рынка, а сама организация является важной частью общей системы регулирования бизнеса.

В связи с этим изменения в законодательном регулировании кажутся не вполне обоснованными и направленными на упорядочение деятельности субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг, альтернативой является переход к обязательному саморегулированию и расширение контрольных полномочий саморегулируемых организаций. Раздел X Жилищного кодекса Российской Федерации посвящен лицензированию управления многоквартирными домами.

Положения Жилищного кодекса РФ О лицензиях имеют приоритет над положениями общего закона О лицензиях в рассматриваемой сфере общественных отношений. В соответствии со статьей 201 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственного жилищного надзора выдают разрешения управляющим организациям по решению разрешительных комиссий субъектов Российской Федерации, не менее трети членов, которых должны быть представлены саморегулируемыми организациями, общественными объединениями или иными некоммерческими организациями. Однако в законе нет указаний на минимальное число членов комиссии, что может повлиять на объективность решений, принятых при создании комиссии в формальной практике. В этой связи представляется целесообразным конкретизировать действующие правила о том, кто может стать членом лицензионной комиссии, а также предоставить возможность обжаловать решение комиссии в административном порядке. Нарушение правил ведения деятельности по управлению многоквартирными домами и без лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами влечет административную ответственность.

Уже давно в перечень разрешительных требований, предусмотренных статьей 193 Жилищного кодекса РФ, не входит обеспечение надлежащего содержания общего имущества или бесперебойного предоставления качественных государственных услуг. Этот вопрос был решен только в части 1 статьи 78 ТК РФ, новой, которая давала правительству возможность вводить дополнительные разрешительные требования, не указанные в Жилищном кодексе, и узаконивала права управляющих организаций.

Кроме того, данные изменения частично решают вопрос управления многоквартирными домами, на которые управляющая организация не получила разрешения до 1 мая 2015 года. Управляющая компания, не получившая лицензии, должна выполнить свои обязательства по управлению многоквартирным домом до того, как возникнет обязательство по новому методу управления. Эти изменения не повлияли на предыдущие периоды, что создало неопределенность в отношении правового статуса организации, управляющей домом без разрешения.

Лицензия действительна только на территории субъекта Российской Федерации, выданная органами государственного жилищного надзора, не имеет срока действия и не подлежит передаче третьим лицам. Когда организация осуществляет эксплуатацию многоквартирных домов в нескольких регионах Российской Федерации, ей необходимо иметь лицензии, выданные органами государственного жилищного надзора во всех регионах Российской Федерации, где она планирует управлять многоквартирными домами. Такое разделение, по-видимому, создает ситуацию, когда правовые акты каждого субъекта Российской Федерации, в контексте меняющейся федеральной нормативной базы, предъявляют свои требования, отличаются друг от друга и обусловлены особыми условиями для каждого субъекта Российской Федерации по получению лицензий для предпринимателей.

Статьей 195 ЖК РФ предусмотрено ведение нескольких реестров информации, содержащих сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности. Реестры лицензий сформированы на уровне субъектов Российской Федерации и содержат раздел, включающий в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Формированием сводного федерального реестра лицензий, а также реестра дисквалифицированных лиц занимается Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Одной из целей создания указанных реестров является повышение транспарентности управления многоквартирными домами. Появление реестров было призвано разрешить проблему «двойных» квитанций и наличия нескольких субъектов управления на один многоквартирный дом. [3]

При этом процедура внесения изменений в реестр субъекта РФ об адресах многоквартирных домов, принявших решение о смене способа управления или конкретной организации, управляющей многоквартирным домом, от которой напрямую зависит возникновение права на управление, ни на уровне закона, ни на уровне подзаконных актов детально не регламентирована. Необходимым условием выдачи лицензии является, в соответствии со статьей 193 ЖК РФ, наличие у должностного лица управляющей организации квалификационного аттестата. Аттестат выдается на пять лет при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен. Процедура проведения экзамена, а также процедуры, связанные с выдачей квалификационного аттестата, регламентируются приказом Минстроя России10. Квалификационный аттестат аннулируется в случаях:

1) получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов;

2) внесения сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц;

3) вступления в законную силу приговора суда в отношении должностного лица лицензиата, предусматривающего наказание за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Законом предусматриваются две формы воздействия на организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами: исключение домов из реестра лицензий субъекта Российской Федерации и аннулирование лицензий в судебном порядке по заявлению лицензионной комиссии. [6]

Управляющая организация может лишиться права обслуживать конкретный дом в случае назначения судом два или более раза административного наказания в течение календарного года за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний органов государственного жилищного надзора.

Однако, согласно статье 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник на общем собрании может поддерживать договорные отношения с этой организацией и будет продолжать эксплуатировать многоквартирный дом даже при наличии вышеуказанных обстоятельств. Статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации от 26 июня 2015 года № 176-ФЗ часть 5.1 предусматривает исключение из реестра сведений о предмете разрешения всех домов, за исключением тех, на которых общее собрание собственников приняло решение о сохранении права собственности.

Разрешение не отменяется, тем самым сохраняется возможность управляющей организации управлять жильем в будущем на общих основаниях и в порядке, установленном жилищным законодательством. Аннулирование разрешения возможно в случае исключения судом из реестра сведений о многоквартирном доме общей площадью 15 и более процентов от площади всех помещений, обслуживаемых органом управления. Решение, обжалованное в суд, должно быть обжаловано лицензионной комиссией субъекта Российской Федерации. В этом случае управляющая организация в целом лишена права осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом. Похоже, что эти правила могут привести к отказу управляющей организации в обслуживании «проблемных» домов, где предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг затруднено или невозможно, что отразится на потребителях, а также на злоупотреблении предоставленными возможностями

В то же время следует отметить, что существует проблема несовершенного распределения обязанностей между собственниками жилых помещений, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. На сегодняшний день основную ответственность за предоставление некачественных жилищно-коммунальных услуг несет управляющая организация, однако повлиять на качество услуг, оказываемых ресурсоснабжающей организацией, практически невозможно. Сложившаяся практика управления жилищным фондом усугубляется высокой долей естественных локальных монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Эффективность механизмов правового регулирования предпринимательской деятельности на рынке жилищно-коммунальных услуг напрямую зависит от баланса интересов ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций и конечных потребителей услуг, а также от распределения обязанностей между ними.

Система предоставления жилищно-коммунальных услуг включает в себя деятельность двух звеньев. Это взаимодействие ресурсоснабжающих и управляющих организаций по вопросам поставки коммунального ресурса в целях предоставления коммунальных услуг и оплаты поставленных в многоквартирный дом коммунальных ресурсов, а также взаимодействие управляющих организаций с потребителями по вопросам предоставления коммунальных услуг и оплаты предоставленных коммунальных услуг. В ряде зарубежных стран, например во Франции, Нидерландах, Канаде, управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства рассматривается как отдельный вид предпринимательской деятельности, за которую управляющая организация получает вознаграждение от собственников помещений, а ответственность перед ними за содержание здания несет объединение собственников жилья. [2]

В настоящее время органы государственной власти на федеральном и местном уровнях уделяют большое внимание вопросам взаимоотношений между управляющими организациями и потребителями, а нарушения, допущенные управляющими организациями при оказании потребителям коммунальных услуг, являются ресурсами, необходимыми для реализации таких программ, а деятельность разрешительных управляющих организаций не может напрямую повысить качество предоставляемых услуг.

Например, ошибка ресурсоснабжающей организации заключается в том, что расходы граждан на определенные виды коммунальных услуг зачастую неоправданно высоки. Поэтому, в первую очередь, необходимо устранить нарушения, возникающие при взаимодействии ресурсоснабжающей организации с хозяйствующими субъектами.

Предлагается более четко определить обязанности между этими субъектами на законодательном уровне. Таким образом, восстановление лицензирования на рынке жилищно-коммунальных услуг может упростить деятельность организаций, но в то же время реализация некоторых несовершенных положений нового закона может прямо или косвенно привести к предоставлению потребителю услуг альтернативой является усиление роли саморегулирования в данной сфере и совершенствование технического регулирования предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Литература:

  1. Ершова И. В. Лицензирование экономической деятельности в условиях интеграционных процессов // Предпринимательское право. — 2014. — № 1. — С. 23–30.
  2. Кирсанов С. А. Зарубежный опыт управления многоквартирными домами // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2011. — № 10. — С. 12–23.
  3. Петров Д. А. Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства: дис.... д-ра юрид. наук. — СПб., 2015. — 416 с.
  4. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. — 2-е изд. — М.: Норма, 2010. — 1008 с
  5. Сунгатуллина Л. А. Участие субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях: цивилистическое исследование: дис.... канд. юрид. наук. — Казань, 2015. — 229 с.
  6. Челышев М. Ю., Михайлов А. В. Саморегулирование в системе методов правового регулирования предпринимательской деятельности // Власть закона. — 2013. — № 1. — С. 54–55.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, управляющая организация, многоквартирный дом, предпринимательская деятельность, услуга, дом, Жилищный кодекс, государственный жилищный надзор, квалификационный аттестат, управление.


Задать вопрос