Актуальные вопросы о видах административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 03.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Макарова, Д. С. Актуальные вопросы о видах административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения / Д. С. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — URL: https://moluch.ru/archive/544/118929/ (дата обращения: 05.11.2024).

Препринт статьи



Обеспечение безопасности дорожного движения является неотъемлемой частью стратегии государства по защите жизни и здоровья своих граждан. Для достижения этой цели необходимо не только разработка и внедрение адекватных законодательных мер, но и эффективное их применение на практике. Административная ответственность выступает при этом ключевым механизмом, способствующим дисциплинированию участников дорожного движения и предупреждению правонарушений. Она включает в себя различные виды наказаний, начиная от предупреждений и заканчивая крупными штрафами и временным лишением права управления транспортным средством.

Реализация административной ответственности в сфере дорожного движения требует комплексного подхода. Во-первых, нужны четкие и понятные правовые нормы, которые учитывают все аспекты современной дорожной ситуации. Во-вторых, необходимо подготовка профессиональных кадров, которые смогут качественно и беспристрастно выявлять и фиксировать нарушения. Важная роль здесь отводится правоохранительным органам и судебной системе, которые должны действовать эффективно и объективно [4, с. 124].

Однако правовое регулирование не всегда может быть единственным инструментом для достижения высоких показателей безопасности. Важным элементом является также повышение культуры и ответственности самих участников дорожного движения. Профилактика и образовательные программы, направленные на информирование населения о правилах поведения на дороге и последствиях их нарушения, могут значительно снизить аварийность. Пропаганда безопасного вождения и уважения к другим участникам дорожного движения должна стать неотъемлемой частью государственной политики в данной сфере.

Административная ответственность, в отличие от уголовной, уделяет особое внимание не столько личности правонарушителя, сколько фактическим обстоятельствам совершённого деяния и их соответствию установленным законом требованиям. Это позволяет более гибко анализировать ситуации и применять меры воздействия, которые адекватно соразмерны характеру и тяжести правонарушения. Основная цель административной ответственности заключается в восстановлении справедливости и правопорядка, а также в предупреждении новых нарушений.

Процессуальная сторона привлечения к административной ответственности включает в себя тщательное документирование всех этапов расследования и рассмотрения дела. Важно соблюдать процессуальные нормы, обеспечивающие защиту прав и законных интересов лиц, которых привлекают к ответственности. Нарушения в ходе административного производства могут стать основанием для отмены принятого решения или постановления. Поэтому органам, рассматривающим административные дела, следует внимательно относиться к соблюдению всех предусмотренных законом процедур [5, с. 142].

С точки зрения нормативных факторов, следует учитывать, что каждое административное правонарушение регламентируется конкретными статьями и положениями законодательства. Это обусловливает необходимость своевременного обновления нормативной базы, чтобы она соответствовала изменениям общественных отношений и современным вызовам. Обновление законов позволяет более эффективно бороться с правонарушениями и поддерживать правопорядок. Глава 12 действующего Кодекса содержит ряд статей, каждая из которых регулирует условия и основания юридической ответственности участников дорожного движения за то или иное нарушение ПДД, а также устанавливает вид и размер наказания.

Административную ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения следует определить как вид государственного принуждения. Это понятие реализовано в процессуальной форме, закрепленной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ [1]).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) устанавливает ряд мер, направленных на поддержание правопорядка и безопасности на дорогах. В числе этих мер центральное место занимают административные взыскания, которые могут быть наложены на нарушителей в зависимости от тяжести совершённого правонарушения. Эти меры призваны не только наказать нарушителя, но и предупредить повторное совершение нарушения как самим нарушителем, так и другими участниками дорожного движения.

Среди видов административных взысканий, предусмотренных кодексом, можно выделить наиболее часто применяемые, такие как предупреждение и административный штраф. Предупреждение используется как менее строгая мера в случаях незначительных нарушений, когда достаточно привлечь внимание нарушителя к его ошибке и напомнить о важности соблюдения правил дорожного движения. Штрафы, в свою очередь, накладываются при более серьёзных нарушениях и имеют целью оказать материальное воздействие на нарушителя, чтобы побудить его к соблюдению закона [6, с. 92].

Кроме того, КоАП РФ предусматривает такие меры, как лишение специального права, например, права управления транспортным средством, административный арест и обязательные работы. Лишение права управления особенно серьёзно сказывается на нарушителях и применяется в случаях рецидива или при совершении особо грубых нарушений, таких как управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения. Административный арест и обязательные работы представляют собой более жёсткие формы ответственности и назначаются за определённые категории правонарушений, связанные с агрессивным и опасным поведением на дороге.

Рассмотрим подробнее, согласно КоАП РФ административные наказания делятся на основные и дополнительные [2, с. 37].

Основными административными наказаниям за совершения правонарушений в области дорожного движения, согласно статьи 3.3 КоАП РФ являются предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест и обязательные работы.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права посредством права управления транспортным средством соответствующего вида могут быть установлены и применены как основное, так и дополнительное административное наказание.

В качестве дополнительных административных взысканий за совершение административного правонарушения применяется лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначается только то из административных наказаний, которое может быть назначено указанному лицу.

Предупреждение — самый простой способ воздействия при административном взыскании. Предупреждение — это очень эффективный способ уведомить человека о том, что был зафиксирован факт нарушения ПДД и обратить его внимание на то, чтобы это не повторялось. При этом наступают такие же правовые последствия, как и при других мерах административного воздействия при совершении правонарушений в сфере дорожного движения [6, с. 89].

Предупреждение по содержанию является мерой морально-правового влияния. Если совершенное правонарушение незначительно, то можно получить только устный выговор, при этом устный выговор не влечет никаких последствий, он не считается наказанием, а является мерой морального влияния.

На сегодняшний день самой часто используемой мерой административного наказания служит административный штраф [5, с. 304]. Если обратиться к тексту Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то можно отметить, что все положения касательно дорожного движения содержат в санкциях данный вид административного наказания.

На наш взгляд, такая распространенность указанного вида наказания дает понять, что законодатель стремится к причинению имущественного вреда нарушителю, тем самым позволяя компенсировать вред, который причиняется государству в результате правонарушений в области дорожного движения [3, с. 85].

Прежде всего, отметим, что согласно КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения следует считать «принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей» (ч. 1 ст. 3.7). Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — это административная мера наказания, целью которой является, в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ, предупреждение совершения и наказание за совершенное преступление. Данная конфискация как вид административного наказания назначается только в судебном порядке.

Лишение специального права — это лишение физического лица ранее принадлежащего ему права управления транспортным средством. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел (ГИБДД МВД РФ).

Административный арест заключается в изоляции нарушителя от общества и устанавливается сроком до пятнадцати суток. Административный арест применяется для немедленного пресечения противоправного поведения на дороге и дополняет другие виды наказаний [4, с. 122].

Таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения через институт административной ответственности требует синергии различных элементов: от четких законодательных норм до эффективного их исполнения и повышения правосознания граждан. Только при условии активного взаимодействия всех этих компонентов можно создать по-настоящему безопасную и комфортную среду на дорогах страны. Можно сказать, что административная ответственность играет ключевую роль в системе общественных отношений, располагая механизмом быстрого и справедливого реагирования на нарушения. Эффективное применение административных мер зависит от правовой грамотности и профессионализма лиц, ответственных за рассмотрение дел, их способности оперативно адаптироваться к динамично меняющимся обстоятельствам и строго следовать букве и духу закона. Такой подход способствует как защите прав граждан, так и поддержанию стабильного общественного порядка.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  2. Аметов, Д. Ш. Особенности административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения / Д. Ш. Аметов // NovaUm.Ru. — 2023. — № 46. — С. 152–155.
  3. Афонина, Е. Г. Государственный контроль (надзор) в деятельности полиции по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма / Е. Г. Афонина // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования: Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции, Орёл, 20–21 апреля 2023 года / Редколлегия: Д. Л. Проказин [и др.]. — Орёл: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2023. — С. 34–38.
  4. Козлов, В. С. Особенности административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения / В. С. Козлов // NovaUm.Ru. — 2022. — № 40. — С. 123–125.
  5. Рябчиков, М. В. Актуальные проблемы реализации института административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения / М. В. Рябчиков // NovaUm.Ru. — 2021. — № 31. — С. 141–143.
  6. Слышалов, И. В. Взыскание административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения: проблемы и перспективы / И. В. Слышалов, В. В. Головко // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. — 2023. — № 2(95). — С. 89–98.


Задать вопрос