Тема жилищно-коммунального хозяйства является актуальной и злободневной в России. Это обусловлено в первую очередь тем, что данная сфера имеет непосредственное отношение к подавляющему большинству граждан нашей страны. Несмотря на систематическое законодательное совершенствование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на сегодняшний день сохраняют свою актуальность типичные нарушения законодательства в данной сфере отношений.
Вопросы нарушения законодательства в сфере ЖКХ занимают одно из лидирующих мест в числе обращений граждан в органы прокуратуры, в адрес уполномоченного по правам человека, а также главных федеральных инспекторов субъектов РФ. По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2017 году органами прокуратуры выявлено 303 389 нарушений в сфере ЖКХ (2016–348 243), к дисциплинарной ответственности привлечено 57 767 лиц (2016–55 833) [2]. Несмотря на незначительное снижение показателя выявленных нарушений, надзор за исполнением законодательства в сфере ЖКХ является одним из приоритетных в органах прокуратуры.
В данной статье рассматриваются нарушения законодательства в сфере ЖКХ, совершаемые организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.
Наиболее часто встречающимися нарушениями со стороны управляющих организаций являются следующие.
Неправомерное увеличение платы за жилищно-коммунальные услуги, предпосылкой которого зачастую является завышение площади помещений собственников при расчете платы, а также злоупотребление со стороны работников организаций с целью извлечения прибыли. При поступлении обращения с подобными вопросами органами прокуратуры проводится проверка и, в случае выявления нарушений законодательства, принимаются меры прокурорского реагирования, направленные на устранение нарушений и восстановление прав граждан. В большинстве случаев для устранения нарушений достаточно внесения представления в адрес управляющей организации, результатом рассмотрения которого является перерасчет платы за ЖКУ.
Среди организаций коммунального комплекса наиболее «популярно» противоправное поведение управляющих организаций, связанное с выведением денежных средств, поступивших от потребителей за жилищно-коммунальные услуги, со счетов управляющих компаний на счета других лиц. Как правило, руководители управляющих организаций переводят денежные средства со счетов организации на свой личный банковский счет, банковские счета своих родственников, а также счета иных физических и юридических лиц. Встречаются и более сложные схемы вывода денежных средств со счета организации, например, когда денежные средства выплачиваются организации-подрядчику за невыполненные работы или за часть невыполненных работ, или переводятся на счет другой организации путем создания видимости задолженности перед ней с последующим признанием иска в суде с целью вывести деньги со счетов управляющей компании. В данной ситуации ущерб причиняется потребителям, сотрудникам управляющей организации, которым не выплачивается заработная плата, ресурсоснабжающим организациям, в которые не поступает плата за предоставленные энергоресурсы. В данных ситуациях в качестве предупреждения преступности можно рассматривать заключение договора с ресурсоснабжающей организацией об оплате коммунальных услуг потребителями напрямую на ее счет.
Возможны случаи, когда сотрудники управляющих организаций незаконно удерживают поступившие от собственников денежные средства за коммунальные ресурсы и содержание жилья, в дальнейшем расходуя их по своему усмотрению, но в пределах договора управления с собственниками помещений в многоквартирном доме. При данных обстоятельствах нарушаются условия договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также положения закона, регламентирующие правила оказания коммунальных услуг. Кроме того, теоретически в действиях руководства управляющих организаций усматриваются признаки преступления, предусмотренного статьей 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), однако это трудно доказуемо, поскольку денежные средства расходуются в интересах потребителей коммунальных услуг.
Не менее актуальной является проблема наращивания организациями, занятыми в жилищно-коммунальной сфере, задолженности перед поставщиками энергоресурсов. Нередки случаи, когда ресурсоснабжающая организация ограничивает подачу энергоресурсов в многоквартирные дома, от чего в конечном итоге страдают добросовестные потребители.
В целях недопущения подобных фактов необходимо своевременно устанавливать причины роста задолженности коммунальных организаций и требовать их устранения. В большинстве случаев таковыми являются ненадлежащая организация производственной деятельности предприятий, неэффективное использование материальных ресурсов, а также непроведение должной претензионно-исковой работы с потребителями. Однако указанные упущения, если они не сопряжены с неправомерным распоряжением денежными средствами и имуществом организаций, лежат в плоскости их финансово-хозяйственной деятельности, в связи с чем возникает проблема определения пределов прокурорского вмешательства [1].
Часто встречающимся нарушением в деятельности управляющих организаций является непредоставление коммунальных услуг или предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества. В подобных случаях гражданам необходимо информировать организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, а в случае бездействия последней, обращаться в органы государственного жилищного надзора, а также в прокуратуру. Кроме того, в соответствии с п. 110 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель может сам составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом. Выполнение этих действий в дальнейшем поможет гражданину доказать факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также произвести перерасчет.
Еще одним типичным нарушением со стороны организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, можно назвать нарушение стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731. Данное нарушение является серьезным и влечет привлечение управляющей организации к административной ответственности, а в случае систематического нарушения — аннулирование лицензии.
Таким образом, несмотря на постоянное законодательное совершенствование сферы жилищно-коммунального хозяйства, в настоящее время существует ряд проблем, затрагивающих права и законные интересы собственников помещений, что может создавать угрозу стабильности общества. В связи с изложенным, сфера жилищно-коммунального хозяйства требует от органов прокуратуры особого внимания и усилия, а также ставит перед прокуратурой новые задачи в укреплении законности.
Литература:
- Черноштан Т. А. Надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. // Законность, 2015 № 12.
- Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2017 г. // http://genproc.gov.ru/stat/data/1336134/