Актуальные проблемы применения мер административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 03.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Макарова, Д. С. Актуальные проблемы применения мер административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения / Д. С. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — URL: https://moluch.ru/archive/544/118930/ (дата обращения: 05.11.2024).

Препринт статьи



В настоящее время в России соблюдение требований безопасности дорожного движения является актуальным вопросом, поскольку, хотя в этой области было внесено много законодательных изменений и мер, можно отметить, что правовые принципы в сфере дорожного движения являются менее всеобъемлющими, что вызывает юридические споры.

Это приводит к необходимости постоянного совершенствования законодательства в области безопасности дорожного движения. На практике это означает более тщательную разработку нормативных актов, которые учитывают современные реалии дорожного движения и обеспечивают защиту всех участников. Требуется внедрение комплексных мер, которые включают не только ужесточение санкций за нарушения, но и активное развитие инфраструктуры — от улучшения состояния дорог до расширения сети камер наблюдения.

Однако не менее важно уделить внимание просветительской работе среди водителей и пешеходов. Ведение обширных информационно-разъяснительных кампаний, направленных на повышение уровня правового сознания граждан, может значительно снизить количество нарушений. Изучение международного опыта показывает, что меры соблюдения и контроля требуют дополнения образовательными инициативами, которые помогают участникам дорожного движения глубже понять свои права и обязанности.

Кроме того, значительную роль играют технологии, которые могут изменить облик дорожной безопасности. Телематические системы, использование искусственного интеллекта для управления транспортными потоками и системы автоматического контроля нарушений ускоряют реакцию на происшествия и предупреждают их. Эти технологические нововведения должны интегрироваться в общую политику безопасности дорожного движения и быть доступными для широкого использования, что в перспективе позволит снизить количество аварий и повысить безопасность на дорогах. [4, с. 142].

В последние годы вопросы административной ответственности в сфере дорожного движения приобрели особую актуальность, что объясняется не только увеличением числа транспортных средств, но и сложностью регулирования дорожных отношений. На конференции собираются ведущие эксперты в области права, представители государственных органов и исследователи, чтобы обсудить самые насущные проблемы и предложить пути их решения. Основное внимание уделяется улучшению законодательной базы и практики ее применения, а также эффективности мер административного воздействия.

Одним из ключевых аспектов обсуждения является необходимость совершенствования системы административных наказаний. Участники конференции подчеркивают важность поиска баланса между жесткостью и справедливостью принимаемых мер. Например, ужесточение наказаний за нарушения правил дорожного движения может служить средством предупреждения правонарушений только в комплексе с развитыми механизмами правоприменения и профилактическими мерами. Поэтому значительная часть дебатов уделяется созданию условий для повышения правосознания граждан и формирования культуры ответственного поведения на дорогах.

Значительный интерес вызывает и рассмотрение современных технологий, которые могут применяться для повышения безопасности дорожного движения. Участники конференции обсуждают перспективы внедрения интеллектуальных транспортных систем, использования данных видеонаблюдения и автоматизированных средств контроля, что позволит не только более эффективно выявлять нарушения, но и предотвращать их. Вместе с тем, эксперты отмечают важность соблюдения баланса между использованием технологий и защитой прав граждан, чтобы инновационные методы не нарушали принципов демократического общества [5, с. 92].

Законодатель попытался решить проблему обеспечения справедливости в ситуациях, когда невозможно было установить, кто был водителем транспортного средства, разделив наказание в зависимости от средств правовой защиты. Если преступление совершено сотрудником государственной автоинспекции, то право на управление транспортным средством реализуется без какой-либо иной формы, в то время как в случае ремонта автомобиля нарушитель в любом случае отделается штрафом. Такое решение не следует считать справедливым

Однако такая дифференциация наказаний в зависимости от статуса нарушителя и обстоятельств дела порождает множество вопросов относительно принципа равенства перед законом. Проблема заключается в том, что наличие особых условий для сотрудников государственной автоинспекции может быть воспринято как своего рода привилегия, что подрывает доверие к правовой системе. Справедливость наказания заключается в его единообразии и непредвзятости, а не в возможности избежания ответственности за счет служебного положения.

Более того, перспективы правоприменения такого закона выглядят весьма туманными. Из бюрократической практики известен феномен, когда правоприменение, учитывающее статус и положение нарушителя, создает поощрение для злоупотреблений и неравноправного отношения к гражданам. В случае неясности, кто именно управлял транспортным средством, единственным выходом должно быть установление виновного лица через тщательное и объективное расследование, а не упрощение процедуры за счет автоматического распределения наказаний.

Альтернативным и более справедливым подходом могло бы стать максимальное внедрение технологий, направленных на идентификацию водителя в момент совершения правонарушения. Это, в свою очередь, способствовало бы не только более точному выявлению виновных, но и служило бы мощным превентивным инструментом, устраняющим возможность безнаказанности. Государственная политика в данной сфере должна быть ориентирована на обеспечение прозрачности и доступности всех этапов правоприменения, что позволит не только поддерживать доверие граждан, но и укреплять основы законности в обществе [3, с. 137].

В дополнение к проблемам установления ответственности за нарушения правил дорожного движения, регулирование производства по делу также нуждается в совершенствовании.

При распространенности технических средств, позволяющих вести видеосъемку, Административный кодекс Российской Федерации по-прежнему предусматривает присутствие свидетелей в качестве альтернативы, в то время как привлечение этих участников к процессуальным действиям может обернуться проблемами при доказывании, в частности, когда свидетели не являются в суд или отказываются подтверждать процессуальные действия.

Также рассмотрим проблемы, возникающие в процессе надлежащего исполнения административных наказаний за нарушения правил дорожного движения. Вывод в том, что большие суммы штрафов следует заменить соразмерными наказаниями, поскольку часто, как уже упоминалось ранее, граждане вообще уклоняются от их уплаты. Либо ввиду нехватки средств, либо ввиду нежелания.

В этой связи, оптимизация административного производства требует внедрения более современных технологий, которые бы позволили минимизировать зависимость от человеческого фактора. Это включает в себя более широкое использование видеозаписей как основного доказательства в делах о нарушениях правил дорожного движения. Благодаря постоянному развитию цифровых технологий, качество и надежность видеоматериалов непрерывно улучшаются, что делает их более достоверным источником информации по сравнению с человеческими показаниями, которые могут быть неточными или предвзятыми.

Необходимо также рассмотреть возможность совершенствования законодательных механизмов для упрощения процедур взыскания штрафов. Это может включать в себя привязку штрафов к платежеспособности нарушителей, создание систем автоматического перечисления средств, а также усиление мер воздействия на уклонистов. Например, в ряде стран успешно применяются ограничения на продление водительских удостоверений или регистрацию транспортных средств для тех, кто избегает уплаты штрафов.

Кроме того, стоит уделить внимание вопросам информирования граждан о порядке и последствиях нарушений правил дорожного движения. Программы повышения правовой грамотности, как показала практика, способны существенно сократить количество неприятных инцидентов на дороге. Регулярные разъяснительные кампании и доступ к информации о дорожной безопасности могут способствовать формированию более ответственного поведения среди водителей, снижая тем самым нагрузку на судебную систему и улучшая общую ситуацию на дорогах. [2, с. 151].

Для достижения поставленных целей необходимо углублённое изучение существующих законодательных норм, регулирующих ответственность за преступления на транспорте. На данный момент законодательство в этой области нередко оказывается фрагментарным и не соответствует стремительно меняющимся условиям современного мира, в том числе и техническому прогрессу. Консолидация судебной системы должна учитывать все аспекты транспортной деятельности, будь то наземный, водный или воздушный транспорт, с тем чтобы обеспечить эффективность и справедливость в применении законов.

Эффективные меры борьбы с преступлениями на транспорте должны предусматривать не только жёсткие санкции, но и профилактическую работу, направленную на предупреждение подобных правонарушений. В этом контексте важную роль могут сыграть современные технологии — мониторинг и системы наблюдения, анализ больших данных для выявления потенциальных угроз, а также разработка программ по повышению правовой грамотности граждан. Современный подход должен включать комплекс мер, который объединяет государственные структуры и частный сектор в борьбе с преступностью.

Установление равной ответственности предполагает, что любой человек, виновный в совершении преступлений на транспорте, независимо от его социального статуса или должности, должен привлекаться к ответственности в полном соответствии с законом. Это требует как усиления контроля и мониторинга за деятельностью различных субъектов транспортной отрасли, так и объективной оценки совершённых преступлений. Важно создать такие условия, при которых все без исключения участники будут чувствовать неотвратимость наказания за нарушения.

Процесс реформирования системы ответственности за транспортные преступления должен основываться на лучших международных практиках, но с учётом специфики национального законодательства. Необходимо наладить сотрудничество с международными организациями и обмениваться опытом по борьбе с подобными правонарушениями. В конечном итоге, ключом к успеху является комплексный и сбалансированный подход, который позволит значительно снизить уровень преступности на транспорте и повысить безопасность для всех участников дорожного и транспортного движения.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  2. Джетери, В. В. Актуальные проблемы реализации института административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения / В. В. Джетери // NovaUm.Ru. — 2021. — № 34. — С. 149–152.
  3. Мещеряченко, А. Н. Административная ответственность за правонарушения в области организации дорожного движения: история и современность / А. Н. Мещеряченко // Академическая публицистика. — 2023. — № 2–2. — С. 135–142.
  4. Рябчиков, М. В. Актуальные проблемы реализации института административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения / М. В. Рябчиков // NovaUm.Ru. — 2021. — № 31. — С. 141–143.
  5. Слышалов, И. В. Взыскание административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения: проблемы и перспективы / И. В. Слышалов, В. В. Головко // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. — 2023. — № 2(95). — С. 89–98.


Задать вопрос