Анализ научной литературы и образовательной практики позволил определить организационно-управленческие условия профилактики подросткового вандализма в школе.
Первым условием выступает профилактика подросткового вандализма по трём направлениям: подростки — педагогический коллектив — родители.
Второе условие — применение технологии профилактики вандализма в подростковом возрасте .
В начале шестидесятых годов началось массовое внедрение понятия психолого-педагогическая технология, у истоков которого стоял А. C. Макаренко. Изучению данного вопроса посвящены труды зарубежных учёных: Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин и другие. Большой вклад в разработку теоретических аспектов педагогической технологии внесли отечественные учёные: В. П. Беспалко, М. В. Клярин, М. М. Левина, Л. С. Подымова, В. А. Сластёнин, Т. И. Шамова и многие другие.
На основе исследованной педагогической и психологической литературы мы пришли к выводу, что наиболее полное и точное определение педагогической технологии дает Е. А. Леванова: «педагогическая технология — это упорядоченная и задачно структуированная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в изменяющихся условиях» [5].].
Технология профилактики подросткового вандализма соответствует следующим принципам :
— принцип целостности технологии подразумевает формирование целостности образовательной среды, включение всех субъектов воспитания (педагоги, родители, сверстники) в непрерывный процесс профилактики вандализма (в процессе учебной и внеучебной работы);
— принцип поэтапности заключается в том, что технология содержит подробное описание каждого этапа формирования у подростков негативного отношения к вандализму (диагностический, содержательный, рефлексивный).
Технология профилактики подросткового вандализма включает три содержательных блока :
— диагностический блок раскрывает диагностические процедуры, критерии, показатели и инструментарий мониторинга склонности подростков к проявлениям вандализма;
— содержательно-деятельностный блок раскрывает цели, задачи, содержание профилактической работы, конкретные способы достижения результатов;
— результативный блок раскрывает процедуры оценки проведённой работы и проверки эффективности технологии.
Технология выполняет в управлении процессом профилактики подросткового вандализма в школе следующие функции:
1. Мировоззренческая функция направлена на оптимизацию взгляда подростков на окружающий мир и свое место в нём, на гармонизацию воспитательного процесса и процесса профилактики подросткового вандализма.
2. Образовательно-воспитательная функция: процесс профилактики вандализма происходит с помощью передачи системы культурных ценностей, традиций и норм поведения в обществе, формирования ценностных ориентаций и взаимоотношений в процессе обучения и воспитания.
3. Развивающая функция, содействующая развитию у подростков активной социальной позиции и интереса, способствующая личностному росту подростков, склонных к вандализму. Данная функция реализуется посредством включения подростков в развивающие виды деятельности, ориентированные на зону ближайшего развития.
4. Социализирующая функция реализуется посредством включения подростков, предрасположенных к вандализму, в общественно-полезную, трудовую, просветительскую, творческую, спортивную и иные социально-одобряемые виды деятельности, что способствует приобретению ими социально одобряемых и социально приемлемых навыков поведения.
5. Функция социально-правовой защиты проявляется в организации просветительской деятельности для подростков и родителей по предупреждению правонарушений, в оказании правовой, социальной, медицинской, психологической и педагогической помощи семьям и подросткам, нуждающимся в профессиональной помощи. [1]
6. Организационно-методическая функция характеризуется включением подростков, предрасположенных к вандализму, в различные федеральные и региональные проекты и программы по предупреждению отклоняющегося поведения и его компонентов, созданием авторских педагогических программ в образовательных учреждениях.
7. Интегративная функция — включение в процесс профилактики педагогов, родителей и подростков для достижения более эффективных результатов.
Третье условие — реализация психолого-педагогической тренинговой программы , направленной на формирование у подростков, склонных к вандализму:
– понимания и восприятия себя как личности, осознания особенностей своего характера, позитивных и негативных;
– осознание отношения к себе других;
– научение конкретным видам действий, способам взаимодействия со средой: развитие способности правильно оценивать свои негативные чувства, осознание возможности регуляции своей повседневной жизни; формирование конструктивных методов агрессии; развитие навыков межличностного общения, эмпатии;
– осознание влияния проблемных качеств характера на взаимоотношения с окружающими;
– поведенческое и социально-психологическое преодоление стрессовых ситуаций, развитие навыков самоконтроля, самодисциплины, саморегуляции;
– формирование умений воспринимать и понимать себя в процессе общения;
– формирование группового единства, навыков работы в команде.
Четвертое условие — типологизация подростков по степени склонности к проявлениям вандализма . В основу типологии подросткового вандализма положено отношение подростков к вандальному поведению, степень поведенческих проявлений вандализма, уровень сформированности ответственности за совершенные действия. В результате выявлены следующие типы подросткового вандализма:
– предрасположенность к вандализму — разрушительные поведенческие проявления, в основе которых лежат психофизиологические особенности личности: эйфорическая и десфорическая активность; фрустрированность; акцентуированность характера (гипертимность, циклоидность, демонстративность, неустойчивость); эгоцентризм, вспыльчивость, повышенная раздражительность, несдержанность, склонность к аффективным реакциям;
– склонность к вандализму — разрушительная реакция подростка, характеризующаяся завышенной самооценкой, конфликтностью, агрессивной реакцией на критику и замечания; потребностью в самоутверждении, подвержением себя неоправданному риску, завышенной самооценкой, возникающая вследствие протеста, несогласия с общепринятыми социальными нормами и правилами, подражания, «заражения» и группирования со сверстниками;
– ситуативный вандализм — разрушительные акты, совершаемые подростками скрыто, анонимно, чаще всего безнаказанно, выражающиеся в внешне бессмысленных, рассредоточенных деструктивных действиях совершаемых с целью восстановления несправедливости, проверки границ допустимого, привлечения внимания к себе, осуществляемые вследствие стресогенной социальной ситуации или ситуации повышенного давления (требовательности). [2]
– устойчивый вандализм — постоянное разрушительное поведение подростка в социуме с целью получения эмоционального удовлетворения, реализации потребности в разрушении и порче. Результатом становится нанесение ущерба другим людям, школьному имуществу и т. п.
Отнесение подростка к тому или иному типу осуществляется на основе диагностики по следующим показателям:
– акцентуации характера;
– стремление к поиску новых ощущений различного рода (неоправданный риск, нарушение общепринятых норм и правил, самовыражение с помощью разрушения и т. п.);
– эмоциональное отношение подростка к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни (степень удовлетворенности собственными достижениями и положением в социально заданных иерархиях);
– типы эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды (негативные, нейтральные или положительные стимулы, закономерно проявляющиеся в негативных или положительных поведенческих реакциях направленных на окружающую среду).
Пятое условие — диагностика и формирование у педагогов школы готовности к проведению профилактики подросткового вандализма . Такая готовность включает:
– понимание психолого-педагогической сущности явления подросткового вандализма;
– знание природы, истоков и типологии подросткового вандализма;
– навыки диагностики предрасположенности подростков к вандальному поведению, в том числе анализ медицинской документации для определения возможных физических и психических особенностей организма подростков, негативно сказывающихся на их поведении.
Шестое условие — интеграция усилий администрации школы, классных руководителей, учителей-предметников, психолога, социального педагога школы и родителей в профилактике подросткового вандализма .
Описанные организационно-управленческие условия профилактики подросткового вандализма прошли экспериментальную апробацию на базе СОШ г. Сочи. На основе проведённых диагностик были сформированы две группы подростков: экспериментальная группа — 68 обучающихся и контрольная — 62 обучающихся.
В ходе проведенной нами опытно-экспериментальной работы были выявлены подростки, предрасположенные к проявлению вандализма. У подростков, склонных к вандальному поведению, происходит нарушение ценностных ориентаций, искажение жизненных установок, нарушается волевой компонент.
Литература:
1. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод, пособие / Под ред. М. И. Рожкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. Галагузова Ю. Н., Ремезова В. В. Социально-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей в центре социальной помощи детям: Учеб.пособие. — Н.Новгород, 2001.
3. Гончаренко И. М. Педагогические условия формирования готовности социального педагога к работе с семьей: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 2003.
4. Евлашкина Н. М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением: Автореф. дис.... к-та псих, наук. — Москва, 2012.
5. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). — М.: «Академия», 2003.