Подростковый вандализм как проблема социальной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 3664 раза

Библиографическое описание:

Бырылова, Е. А. Подростковый вандализм как проблема социальной безопасности / Е. А. Бырылова, И. А. Михайлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1 (110.1). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27048/ (дата обращения: 16.11.2024).



Традиционно социальная нестабильность во всём мире сопровождается увеличением различных форм вандализма. Считается, что разрушительное поведение несет за собой не только громадный материальный ущерб, но и существенно влияет на социальный статус общества.

Усиление вандализма обычно рассматривается как симптом кризиса нравственности в обществе, сопровождается негативным проявлением эмоционального состояния личности, потому что разрушения и поломки меняют воздействие городской среды на состояние личности. Например, разбитые стекла, вытоптанные газоны, изуродованная скульптура, грубые надписи и рисунки ассоциируются у людей с опасностью и нестабильностью, воспринимаются как синдром социальной деградации.

Всё чаще объектами разрушительного поведения молодых детей становятся объекты культуры и памятники истории и культуры.

Вот почему разрушительное поведение несет за собой не только громадный материальный ущерб, но и существенно влияет на социальный статус общества. Сегодня такое негативное явление в обществе как вандализм, приобретает и в России особый размах и популярность среди молодых людей 11-18 лет. Известны случаи росписи стен храмов и монастырей агрессивными символами, порча и осквернение памятников старины.

Существует мнение, что оставленные безнаказанными случаи проявления детского и подросткового вандализма, приводят впоследствии к более серьезным преступлениям, таким как хулиганство, причинение побоев гражданам, умышленное уничтожение памятников культуры и истории, а также проявления случаев экстремизма и другим формам агрессии. Это подтверждается данными зарубежных исследований (Д. Эллиот, Л. Шэннон), показывающими, что более половины подростков, задержанных за вандализм, впоследствии совершают ещё более тяжкие преступления, или те, кто совершал акты вандализм в возрасте от 6 до 17 лет, как правило, к 21 году уже имеют серьезную преступную карьеру. Как правило организация актов вандализма имеет структуру, схожую с организованной преступной группой: это организаторы (молодые люди 23-27 лет, исполнители – подростки 13-17 лет, осведомители – дети 8-12 лет). По данным исследований подросткового вандализма пик подобных правонарушений приходится на возрастной период 11-13 лет.

Однако, существует обоснованное опасение, что участники подростковых акций вандализма могут пополнить в будущем ряды экстремистских организаций, цели и задачи которых гораздо опаснее для общества и государства, совершать поджоги, разрушения на различных видах транспорта или иных крупных объектах.

Вот почему особенно важно при ранних проявлениях деструктивного поведения среди детей и подростков, понять причины, своевременно выявить и устранить их, чтобы впоследствии не допустить более серьезных проявлений преступных действий с их стороны.

Нами было проведено исследование учащихся 5-8 классов с целью выявления склонных к совершению действий разрушительного характера.

В результате опроса 22 подростков 11-14 лет, учащихся средних школ, было выявлено следующее.

Учащимся был задан вопрос о том, приходилось ли им когда-нибудь участвовать в актах вандализма. Ответы распределились следующим образом:

«Да»-9 человек

«Нет»- 13 человек

На вопрос «Считаете ли вы участие в организованных акциях вандализма привлекательным?» положительно ответили 8 человек, причём 3 из них – девочки. Существует мнение, что девочки менее подвержены совершению действий разрушительного характера, но в отношении крупных объектов, а на самом деле они с удовольствием принимают участие в порче школьного имущества, или небольших сооружений на детской площадке и т.п., но только если их никто не видит.

На вопрос «Что конкретно привлекает в акциях вандализма?» были даны ответы, которые мы систематизировали в следующие группы:

-Возможность самоутверждения среди сверстников- 6 человек

- Возможность испытать острые ощущения – 11 человек

-Возможность совершения какого-то поступка сообща (даже негативного!) -4 человека

-Затруднился ответить-1 человек

Опрос учащихся относительно того, что им нравится в школе (какие предметы и кружки), показал, что, как правило, в школе у ребят конфликты с учителями и сверстниками. Кружки и секции не посещают, хотя дети 11-12 лет с удовольствием начали бы заниматься спортом, в основном экстремальными видами, хотя имеют представление о них весьма относительное. Из общего числа опрошенных книг, кроме школьной программы, не читает никто. Основной источник информации – телевизор, компьютер.

Нами было выявлено, что почти половина из опрошенных нами подростков начала курить в процессе совершения коллективных акций агрессии.

Поровну разделилось количество детей, ранее подвергавшихся унижению со стороны более сильных сверстников и те, у кого родители совсем не проявляют внимание по отношению к собственным детям по разным причинам.

Педагогами российских школ эта проблема осознаётся одной из важнейших в воспитании личности безопасного типа поведения. Создаются социальные проекты, проводятся уроки-диспуты, организуется культурно-просветительская деятельность на всех уровнях школьного обучения: создание буклетов, выступление агитбригад, защиты проектов, посвящённых последствиям проявлений вандализма, немотивированных проявлений агрессии и т.п. Однако, этого недостаточно. Необходимо учитывать, что изменения, происходящие в современном мире, способствуют тому, что человек изменяется в своём отношении к природе, обществу. Формирование деловых качеств человека часто происходит в ущерб его духовному миру. В соответствии с этим перед современной системой образования стоит сложнейшая задача: способствовать развитию человеческих (гуманистических) качеств ребёнка и наиболее полному раскрытию творческого потенциала его личности.

Один из возможных путей решения этой проблемы – гуманитаризация содержания учебных дисциплин, которая в настоящее время реализуется в основном для предметов гуманитарного цикла и практически не затрагивает дисциплины основы безопасности жизнедеятельности.

Такому предмету как основы безопасности жизнедеятельности в школе многие отводят роль только лишь «нормативно-корректирующую» в решении вопросов профилактики подросткового вандализма. Мы предлагаем более широко использовать культурологический подход к содержанию образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».

Известный учёный в области медицины и педагогики В.П. Кащенко предложил классификацию методов лечебно-педагогической коррекции дефектов и отклонений в развитии подростка. Были выделены такие педагогические и психотерапевтические методы, как коррекция дефектов в волевой сфере (отчуждённости, тревожности, страхов), метод эмоционального сопереживания, коррекция мировоззрения, организация положительной деятельности. Отметим отдельно метод положительной деятельности как наиболее эффективный, предусматривает формирование у подростка установку на одобряемое обществом поведение, соблюдение его социальных норм.

Ценимое подростками чувство «сопричастности», деятельности сообща проявляется в культуроориентированной деятельности, под которой мы понимаем активность, направленную на изучение, осмысление и сохранение объектов культурного наследия.

В качестве примера можно привести некоторые виды и формы мероприятий: исследование военно-исторического прошлого края; участие в творческой экспедиции; участие в проектах, посвящённых организации безопасного жизненного пространства молодёжи; организация и проведение дня рождения выбранного объекта культурного наследия; на основе результатов исследований – организация и проведение фестиваля творческих достижений; фотовыставка, съёмки фильма и т.п.

В целях обеспечения защиты и сохранения нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений образования и культуры.

Петербургская стратегия сохранения культурного наследия определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия города и его окрестностей, актуализируя его социальное и образовательное значение. В главе 14 данного документа отмечается, что образовательные курсы должны использовать исторические, художественные и этические ценности, воплощенные в культурном наследии, для воспитания достойных граждан современного общества.

Петербургская стратегия предлагает разработать следующие формы противодействия проявлениям вандализма и немотивированной агрессивности некоторых групп населения:

- усиление воспитательной и просветительной работы в сочетании с комплексом правоохранительных мер (милицейские посты, маршруты патрулей, видеонаблюдение);

- развитие добровольных обществ друзей известных памятников, объединение молодежи вокруг программ сохранения наследия, создание молодежных реставрационных отрядов;

- проведение юбилеев памятников, ансамблей и достопримечательных мест;

широкая информация общественности об опасностях, грозящих наследию, а также о мерах, принимаемых для его сохранения.

Необходимо использовать все возможности для совмещения деятельности по сохранению памятников культуры с развитием культурных традиций, образования и воспитания молодёжи и подростков.

Литература:

  1. Бырылова, Е.А. Сохранение и защита культурного наследия в процессе подготовки бакалавра/ Е. А. Бырылова //Человек и образование.- 2009. - №3 (20).- С. 86 – 90
  2. Приложение к постановлению Правительства Санкт - Петербурга от 01.11.2005 N 1681 «Петербургская стратегия сохранения культурного наследия».
  3. Шатровой О.В., Анисимов А.И., Матусевич М.С., Поляков П.В. Перевенция экстремистско-террористических отношений: методические рекомендации. – СПб: Изд-во «РГПУ им. А.И. Герцена», 2010.- 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): культурное наследие, громадный материальный ущерб, общество, подростковый вандализм, подросток, положительная деятельность, разрушительное поведение, разрушительный характер, совершение действий, социальный статус общества.


Задать вопрос